Классный час «Никто не забыт и ничто не забыто», посвященный Дню Победы
Цель: Формирование уважительного отношения к истории Великой Отечественной войны и к истории своей семьи.
Задачи.
- Обучение основам проектной деятельности в ходе создания презентации или устного сообщения про историю своей семьи в годы ВОВ.
- Развитие патриотизма, интереса к прошлому нашей страны, к своим корням.
- Развитие коммуникативных навыков в ходе работы в группах.
За две-три недели до проведения классного часа учащиеся получают задание подготовить сообщение о своей семье в годы Великой Отечественной войны. Каждый школьник входит в одну из творческих групп: первая оформляет истории военного времени в форме компьютерных презентаций, вторая – в форме «Книги Памяти», третья готовит стенгазеты и украшает кабинет, четвертая подбирает стихи и музыкальное сопровождение.
На классный час приглашаются родители учеников.
Ход классного часа
УЧИТЕЛЬ
Великая Отечественная война – это ужасная трагедия, затронувшая каждую семью. Не было в нашей стране никого, кого она не коснулась. Исковерканные судьбы, разбитые семьи, страх за близких, ушедших воевать с фашистами, непосильный изматывающий труд на полях, на заводах и фабриках, голод и лишения – вот что выпало на долю военного поколения. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить о тех, кто ценой своей беспримерной жертвы купил для нас мир и независимость. Мы вспомним наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, чья молодость пришлась на эти горькие годы.
УЧЕНИК
(читает стихотворение Давида Самойлова)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ученики по очереди рассказывают о своих прадедушках и прабабушках во время войны (в классе, склонном к романтическим эффектам, можно передавать из рук в руки зажженную свечу). На экран проецируется слайд-шоу из фотографий предков учеников с подписями и кратким рассказом (2-3 строчки) о них. Первым начинает учитель, который рассказывает о своих дедушках и бабушках.
Время от времени рассказы прерываются для того, чтобы послушать стихи и песни военных лет. Если кто-то может аккомпанировать на гитаре или другом инструменте, то можно спеть несколько песен самим.
УЧИТЕЛЬ
Есть такое древнее изречение: «Если про войны забывать, то они повторяются». Мы должны помнить о том горе, которое причинила людям война, о самоотверженности и героизме, которые проявили наши соотечественники, наши бабушки и дедушки во время Великой Отечественной войны. Позор для человека – забывать свое прошлое, свою историю. И платой за такое отношение к прошлому становятся парады молодых людей в фашистской форме и со свастикой, презрение к людям других национальностей и даже к своей Родине.
Что же мы можем противопоставить этому? Помнить о прошлом.
Не надо поддаваться на провокации тех людей, которые сами не умеют и не хотят любить что-то, помимо собственного комфорта, поэтому смеются над теми, для кого Родина и память о героях – это не пустой звук, а дело чести и человеческого достоинства. Все люди, которые жили в страшную годину и своим мужеством или своим трудом защищали Отечество, - это настоящие герои, и память о них – это наш сыновний и гражданский долг.
В заключение можно устроить чаепитие.