12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Дмитриевна35



Выполнила: Шадрина Н. Д.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24 им. Бутаева К.С.,

РСО-Алания, г. Владикавказ


СЦЕНАРИЙ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА


Цели и задачи:

- показать роль языка в жизни человека и в жизни общества;

- прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов;

- развивать стремления быть терпимым в обществе людей;

- воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование: аудиозаписи музыкальных произведений, выставка книг, национальный флаг, рисунки и фотографии города Владикавказа, гор и рек республики.

Ход мероприятия:

- Было это в те далёкие времена, когда вместо Кавказских хребтов, подпирающих снежными вершинами синее небо, кругом расстилалась ровная степь. Жили в тех местах лишь охотники, да пастухи.

- И вот однажды на одной из вершин появился старик-отшельник. Никто не знал, кто он и откуда появился. Отшельник вел смиренный образ жизни. Все дни проводил он в молитвах. Питался дикими плодами да родниковой водой. Вскоре стал отшельник любимцем Бога.

- Дьявол, который знал обо всех грехах людей, возмутился: - Этот старик был разбойником, а теперь все считают его святым! И сам Бог благоволит к нему!

- И стал тогда дьявол ночами мучить и искушать старца. Долго терпел отшельник и, наконец, обратился с мольбой к Богу:

- О, Господи! Нет больше сил терпеть дьявола! Разреши мне наказать его!

- Удивился Бог такой просьбе, но разрешил. Наступила ночь. В полночь сунул дьявол в пещеру голову. Старец схватил дьявола за нос.

(Громкая музыка)

- Взвыл от дикой боли дьявол и забил неистово хвостом по округе. Загремело всё вокруг, закачалась земля, и началось великое землетрясение. Там, где вздымалась земля, образовались высокие горы. В иных местах от ударов хвоста рушились скалы и появлялись мрачные ущелья.

- Так образовались Кавказские горы.

(Старинная танец «Хонга»)

- Каждый народ имеет своё неповторимое прошлое. Осетины один из древнейших народов нашей страны.

- Его долгая, по – своему богатая история, полная труда, борьбы с врагами, дружбы с соседними народами, представляет собой волнующую картину многовековой истории нашей великой Родины.

- Территория Северной Осетии была заселена человеком с глубокой древности, который учёные называют «каменный век» - это 4 век до нашей эры – уже тогда появились иглы, ножи, украшения. Изготовляли их из меди.

- Бронзовый век – 3 тысячелетие до нашей эры. Древние жители Осетии научились получать бронзу – это крепкий сплав меди и олова – из него делали прочные орудия труда.

- Кобанские племена. Жили они в 1 тысячелетии до нашей эры. У селения Кобан археологи нашли могильник с великолепными бронзовыми изделиями – посуду, топоры, кинжалы, бусы, пряжки – которые были украшены изображением животных или орнаментом. Кроме бронзовых вещей уже встречались и железные.

- Кобанцы поклонялись солнцу, верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Молились духам домашнего очага, охоты, урожая. Они отражали окружавший их мир в рисунках, в скульптурных изображениях животных, в сценах охоты. У кобанцев была высокая культура – до сих пор сохранились их рисунки, которые используются в орнаментах, в вышивках и резьбе по дереву.

- Скифы появились в начале 7 века до нашей эры. Все скифы были воинами. Основой их войска была лёгкая конница, вооружённая копьём, луком и стрелами.

- Соседями скифов были Сарматы – они вели кочевое скотоводческое хозяйство. Это был воинственный народ, их войско состояло из лёгкой и тяжёлой панцирной конницы. Они завоёвывали соседние земли. А 3 -1 веках до н. э. завоевали Скифию.

- У сарматов женщина была равноправна с мужчиной... сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).

- В 1 веке нашей эры, среди сарматов выделяется сильное сарматское племя – АЛАНЫ – «все они высоки ростом, красивы, у них грозный взгляд» писали о них историки. Потомками алан и являются современные Осетины.

(Танец «Амазонок»)

Вы любите смотреть на горы?

Тогда приветствую я вас!

Чарующие их узоры –

Волшебный эликсир для глаз.


Как притягательно, как близко

Встают хребты передо мной –

Лесистый, Пастбищный, Скалистый,

Водораздельный, Боковой.


Построились хребты Кавказа

Многоступенчатой стеной,

С равнины видно их все сразу,

Как айсберг, взмывший над водой.


Особенно зимою снежной

Сливаются хребтов черты,

Блестят Антарктикой безбрежной

В торжественности красоты.


А летом, помоги мне, Боже,

Восславить эту красоту!

Люблю рассматривать вершины,

Их многогранность, их раскрас.

А лики гордых исполинов,

Мне чудится, глядят на нас.


Я верю, возвратится время,

И тысячи людей опять,

Оставив городское бремя,

Кавказ наш будут посещать.


И души будут очищаться

Под светлой аурой любви,

Налёты чёрствости стираться,

Осетия моя, живи!


(Осетинский вальс)

Есть на земле места красивей, теплее,

Что тут говорить,

Но местом сказочным России

Хочу Осетию назвать.


Высоко в горах в самом сердце Кавказа раскинула свои живописные земли крохотная Осетия.

«Маленькая Швейцария» - так называют Осетию. Край величавых гор и стремительных рек, оплот гостеприимства и древних традиций.

Сама природа создала здесь поистине удивительные по своей красоте и контрасту места. Вечные ледники и покрытые лесами, горные вершины, бурные реки и кристально чистые родники.

- Симд, фæсивæд, симд!

- Танец, который пронёс сквозь века закодированный смысл наших предков. Самый известный, самый сложный в национальной хореографии, гордость Осетии СИМД. Недаром о нём упоминается в гимне Республики: «Здесь прошлое с будущим в СИМДе сошлись» …

- За долгую историю своей жизни «СИМД» постоянно менялся, но одно оставалось неизменным: в танце молились богам, на языке танцев выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе…

- Симд нартов – старинный осетинский воинственный танец – молитва. Сначала его исполняли одни мужчины, со временем в нём появились представительницы прекрасного пола. Этот танец и сейчас захватывает дух.

- Помноженный на нечеловеческую мощь и темперамент нартских титанов, СИМД сотрясал землю и горы. И являл собой из ряда выходящее зрелище.Даже боги с небес с изумлением и страхом взирали на богатырский пляс.

- Для нартов СИМД был культовым танцем, через него обращались к высшим силам, настраивались на достойное сражение перед битвой, ну а после – благодарили за победу.

- Местом танца нартов являлось поле «Зилахар» - особое поле, где нарты показывали свое мастерство в верховой езде, владение оружием и искусство танца.

- Однажды танцующим СИМД нартам доложили, что войска Агуров напали на страну нартов. Но они даже не приостановили свой танец, пока не дотанцевали его, - ведь СИМД – танец - молитва.

- Танцующие становились в 2, а то и в 3 яруса… Таким был СИМД нартов – его танцевали только самые сильные…

-Сегодня, как и во времена нартов к его исполнению подходят не менее серьёзно. СИМД несёт в себе не только красоту движений, но и свою, особую философию.

- В далёкие времена зародился Нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В сказаниях изображена жизнь древних осетин.

«Повсюду наивысшей похвалой осетину было сравнение его с Нартом», - отмечал французский ученый Жорж Дюмезиль.

- Быть в юности таким, как нарт Батраз, стальной рыцарь без страха и упрека; сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

- Быть в старости как нарт Уырызмаг - мудрый и щедрый патриарх;

- Быть такой женщиной как Шатана, вещая и прозорливая мать народа, чьи руки символ изобилия и хлебосольства.

- Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво. Вот такие необычные люди были нарты.


О, Нарты, дети древности седой

Своим потомкам мудрость завещали

Неспешной мысли величавый строй

И жизнь достойную без бед и без печали.


Нам хочется, чтоб лучшие черты

Бессмертных предков нами не забылись,

Чтоб в наших детях Нарты воплотились

Носители нетленной красоты!

- Город Владикавказ был основан в 1784 году близ осетинского поселения Дзауджикау или Дзуджыхъу.

- Изначально Владикавказ был крепостью, запирающей вход в Дарьяльское ущелье.

- Императрица Екатерина II назвала новую крепость Владикавказом, что означает «город, владеющий Кавказом».

- Сегодня наш город, является столицей Северной Осетии – Алания и имеет звание – Город Воинской Славы.

- Республика Северная Осетия - Алания.

Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн.

- На гербе нашей республики изображен снежный барс. Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.

Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства.

Красный – символ воинской доблести и славы.

Желтый цвет – символ изобилия и благодати, солнечного света.

- Северная Осетия – край белоснежных гор - великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

(Звучит «Гимн» республики)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.