Когда мы едины-мы непобедимы!
Когда мы едины- мы непобедимы!
познавательная викторина для учащихся старших классов.
Цели: Приобщение детей к истории России. 1. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям. 2. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
Задачи:
- расширять представления о родной стране, о государственных праздниках;
- развивать навыки и умения интеллектуальной и творческой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гордость за своё государство, толерантность;
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Викторина поможет вспомнить факты и события тех лет.
Кроме того, праздник приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери — считалось, что победа 1612 года была одержана именно благодаря этому православному образу.
Надо эти события помнить. То Смутное время - особенно позорная часть нашей истории, посоревноваться может, разве что, междоусобица. Пример того, как мы сами себе можем настолько навредить, что потом воспользовавшихся ситуаций недругов, аж из Кремля приходится доставать. Настолько наши люди могут заиграться, что целая Семибоярщина - влиятельнейшие люди, именитые, не могут между собой договориться и изберут для себя лучшим вариантом призвание иностранного правителя.
Нельзя забывать это время. Оттого каждый и уникален своей ценностью. Сколько наших людей заплатило жизнями за ту Смуту неизвестно. Давайте же вспомним некоторые факты той поры. Вспомним и порадуемся, что мы смогли победить. Вопреки всему. У нашего народа хватило ума и воли стать единым, собрать единую страну, и вот уж более 400 лет с переменным успехом, мы её храним.
Викторина поможет вспомнить факты и события тех лет.
Правила игры:
вопросы викторины разложены в конверты с надписями: "События", "Тестовые задания", "Имена";
участник игры выбирает конверт и достает из него вопрос с заданием;
за каждый правильный ответ игрок получает жетон;
По окончанию викторину подсчитываются жетоны, полученные каждым игроком, победитель получает приз.
I. События.
1. Что такое период "смутного времени" в России?
(Смутное время (1604–1618 гг.) — это период политического, экономического и социального кризиса в России.
Он характеризуется народными волнениями, сменой правящей династии, появлением самозванцев и иностранной интервенцией.
2. Что такое гражданская война? Почему в России в период смутного времени началась гражданская война?
Гражданская война — это ряд вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории одной страны с целью захвата власти. После смерти Бориса Годунова общество раскололось разные слои российского общества преследовали свои корыстные интересы, используя многочисленных самозваных царевичей)
3. Что произошло с Первым народным ополчением?
В 2011 Первое ополчение не смогло захватить Кремль где боярское правительство отсиживалось вместе с поляками. В самом ополчении состоявшем из дворянского войска, донских казаков и служилых казаков, начались распри и ссоры.
4. Что было самым опасным для России в смутное время?
Раскол общества. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство.Самозванцы в правители России и боярская знать, стремясь захватить власть, заключили союз со шведами и с поляками. В России началась иностранная интервенция. В результате поляки захватили Москву, шведы русские города Новгород и Псков.
5. Что означает термин "семибоярщина" в период смутного времени (Семибоярщина — временное правительство в Русском царстве, которое пришло на смену царю Василию Шуйскому. В это правительство входило 7 бояр, отсюда и название. Семибоярщина столкнулась с угрозой захвата Москвы силами Лжедмитрия II и заключила союз с Речью Посполитой.)
II Тестовые задания
1. Как зовут Минина?
а) Кузьма
б)Дмитрий
в) Иван
г) Дионисий
2. Как зовут Пожарского
а) Кузьма
б) Дмитрий
в) Иван
г) Борис
3. Чье правление в России закончилось эпохой "смутного времени"
а) Петра Первого
б) Николая Второго
в) Ивана Грозного
г) Бориса Годунова
4. Кто первым призвал людей объединится для освобождения России от интервенции
а) Дмитрий Пожарский
б) Кузьма Минин
в) Патриарх Московский и всея Руси Гермоген
в) Временное правительство "семибоярщина"
5. Кому боярская дума в 110 году предложила русский престол?
а) французам
б) немцам
в) полякам
г) татарам
III. Имена. Как эти известные люди связаны с событиями "Смутного времени?
1. Борис Годунов.
Пришел к власти после смерти царя Федора Ивановича, не являясь кровным наследником династии. Народ не принял его правление , считая его неугодным Богу. Появились "самозванцы" на престол. Называли себя Дмитрием, сыном Ивана Грозного. После его смерти в 1605 году в России начался период "смутного времени".
2. Иван Сусанин
Русский крестьянин, который завел поляков в непроходимые дебри. Тем самым спас жизнь царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Поляки разыскивали царя, чтобы захватить его и убить. Отдал жизнь за царя.
3. Кузьма Минин
В 1611 Земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение для борьбы с иноземными врагами. Организовал сбор средств на организацию народного ополчения.
4. Дмитрий Пожарский
Командовать вторым народным ополчением вызвался князь Дмитрий Пожарский, который был один из лучших военачальников, известного своей храбростью и честностью. Ему удалось присоединить к ополчению служивых казаков. Сообща был дан отпор полякам.
5. Лжедмитрий I
Выдавал себя за сына Ивана Грозного. 20 июня 1605 г. занял царский престол. Привел с собой отряд казаков и польских шляхтичей, которые стали хозяйничать на русской земле.
17 мая 1606 года был убит в результате восстания против "истинного царя"
Источники:
Сайты: Lenta.ru, Online Test Pad
Использованная литература:
1. Энциклопедический словарь юного историка: - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 584 с.
2. Полный энциклопедический справочник. История России в картах, схемах, таблицах. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. -334 с.
3. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История. - М.: ООО 2Издательство АСТ", 2000.- 512 с.