12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Левенец Елена Владимировна79
Преподаватель высшей квалификационной категории изобразительного искусства. Участник международных, региональных, областных выставок изобразительного искусства, с 2015 года член Ростовского отделения "Союза Художников России" г. Новочеркасск.
Россия, Ростовская обл., Новошахтинск
9

Разработка занятия «Современная арт-техника для детей младшего школьного возраста "Коллаж — пейзаж, времена года"»

« Коллаж – пейзаж, времена года », современная арт-техника для детей младшего школьного возраста.


 

Коллаж – это мир фантазии, игры, волшебных превращений, удивительных открытий и сказок. Занятия в технике коллаж, при правильном использовании соответствующих возрасту методов и приемов не только развивают, обучают, но и развлекают малышей. Коллаж способствует развитию воображения, цветового восприятия, образного, пространственного и логического мышления, речи, мелкой моторики, мелких тактильных мышц. Формируется художественный вкус, эстетическое восприятие окружающей среды и желание её преображать. Во время творческих занятий, ребёнок учится различать ощущения, от окружающих материалов, различных фактурных поверхностей, их физические свойства: обычная бумага, ткань, гладкая, шершавая, гофрированная, у ребенка развивается мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Играя в творчество, ребенок учится различать цвета и оттенки, учится принимать решения, какой выбрать цвет, куда приклеить деталь, ещё не умея, выразить чувства своими словами, ребенок сможет выразить их в творчестве.

Коллаж – технический прием в изобразительном искусстве, это соединение, наклеивание на основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре: ткань, кожа, бумага и текстиль различных фактур и т.д. Коллаж, вид прикладной деятельности и разновидность аппликации, это техника, необходимая для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов, создаваемых образов, развития креативного мышления, поиска парадоксальных решений, неожиданных визуальных и смысловых ассоциаций. Особенность коллажа в том, что рельефная поверхность представляет более богатую информацию, чем гладкая, изготовление композиции требует большего разнообразия действий, чем обычное рисование.

Принципы изучения техники коллаж.

*От простого к сложному, работа ведётся поэтапно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы делятся по принципу нарастания сложности.

*Принцип наглядности, создание у ребенка зрительных образов, восприятие окружающего мира, включение непосредственно в практическую деятельность. Наглядность основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

*Принцип эстетики, формирование эстетического отношения к действительности, развитие художественно – эстетического вкуса.

*Принцип индивидуализации, развитие ребенка в соответствии с его интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности развития.

*Связь обучения с жизнью, изображение по впечатлению, полученному ребенком от действительности.

Рассмотрим этапы и задачи:

1.этап – теоретическое ознакомление с техникой коллажа, как с видом прикладной техники.

Цель: заинтересовать данной техникой, пробудить интерес к творчеству, дать сведения об основных применяемых материалах.

Задачи: познакомить с понятием коллаж, познакомить с содержанием, в сравнении с техникой аппликации, развивать познавательный интерес к новой технике.

2.этап – овладение отдельными приемами техники для дальнейшего использования в создании коллажа.

Цель: формирование навыков свободного обращения с инструментами, обучение выполнению простейших технологических приемов.

Задачи: учить технике выполнения отдельных элементов коллажа, развивать самостоятельность и активность, формировать навыки коллективной работы.

3.этап – творческое применение полученных во время обучения знаний и приемов, для создания композиций в технике коллаж.

Цель: развитие эстетического вкуса, творческих способностей, самостоятельности в выборе материалов и средств выразительности.

Задачи: развивать художественный вкус, активизировать творческое воображение, развивать умение, последовательно выполнять заданную композицию.

Формы организации детей: индивидуальная, малыми группами 2 -3 человека.

Индивидуальное творчество для детей - повышение самооценки, реализация творческих запросов, получение радости от процесса творчества, общение в группе с общими интересами.

В качестве примера, предлагаю занятие с использованием различных фактурных материалов на тему: «Коллаж – пейзаж, времена года» для детей 8 – 10 лет.

Коллаж, нетрадиционная техника – это развитие воображения, творчества, проявление самостоятельности, инициативы, выражение индивидуальности. Применяя и комбинируя, различные способы изображения в одной композиции, ребенок учится думать самостоятельно, решать какой элемент выбрать, чтобы тот или иной образ получился выразительным, воспринимаемым. Предела совершенствованию в изобразительной деятельности нет. Всё, что есть под рукой, можно использовать для упражнений в коллажной технике. Коллаж, это импровизация, мы видим соединение на первый взгляд несовместимых элементов, стилей, подходов, сочетание несочетаемого, для получения эффектного образа. Навыки и умения дают возможность детям в удовлетворении потребностей в созидании, реализации потребности творить и изменять. Тема для создания коллажа может быть разной – космос, времена года, мир моря, фантазийный мир и т.д.

У нас тема «Коллаж – пейзаж, времена года». Ребенку даётся задание подобрать картинки, лоскутики для заданной темы и оформить их в целостную композицию. С элементами разрешается делать всё, менять их, менять форму, цветовые отношения для получения композиции. В данном задании, работа над коллажем индивидуальная, каждый ребенок делает свой коллаж на заданную тему. При выполнении можно включить приятную, инструментальную музыку, соответствующую временам года. Музыка будет работать фоном, создавая атмосферу занятия. Для нашего занятия необходимы следующие материалы: цветная бумага, журнальные вырезки, кусочки ткани, обоев, кружев, ножницы, клей пва, картон различных оттенков. Преподаватель подготовил материалы по теме «Пейзаж» и материалы – образцы, для демонстрации последовательности выполнения коллажа. Детям очень нравится эта техника, свобода в творчестве, применение различных, интересных, материалов по фактуре. Вырезание отдельных элементов, перемещение их, на заранее выбранном фоне (из бумаги, из картона) позволяет научиться рассуждать и искать лучшее положение элементов для заданной темы коллажа, это помогает усвоению законов композиции, даёт первоначальные знания основ цветоведения, а вырезание ножницами без предварительного рисунка карандашом, способствует формированию целостного представления искомых образов. Этапы выполнения, преподаватель демонстрирует на доске, объясняя на выполняемом образце, особенности подбора вырезанных или вырванных (обрывная техника) элементов, предлагая детям подобрать свои, для задуманной композиции, пофантазировать, ведь коллаж всегда результат – загадка, как будет передано настроение темы, никто не знает заранее. Дети вырезают элементы, передвигают, идет поиск наиболее правильного расположения. Да, для выполнения этой работы необходимы определенные навыки вырезания, составления композиции, при работе над коллажем рождаются самые необычные варианты, неповторимые и интересные. Ребенок в процессе создания изображения удивляется, радуется, своим достижениям или расстраивается по поводу неудач. Все виды художественной деятельности вызывают полезный эмоциональный отклик у ребенка, вызывает его и коллажная техника. Когда ребенок строит свою композицию, располагая все детали, элементы, внося своё понимание сюжета, поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в своем творчестве окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой, что способствует развитию творческого потенциала. Передвигая и играя с элементами коллажа, ребенок учится сравнивать варианты различных композиционных решений и осознанно выбирать наиболее интересный по форме и цветовой гамме элемент.

Наш пример, «Коллаж – пейзаж», для юных художников, уже хорошо владеющих ножницами, умеющих работать с различными фактурными материалами. Дети, получившие, предварительно, знания по основам цветоведения, изобразительной грамоте, аппликации. Представленные композиции на пейзажную тему разнообразны, раскрывают состояние природы по месяцам. Аппликационный коллаж очень подходит для детей 8 – 9 лет, делая такие композиции ребенок передаёт настроение, при помощи цветовой гаммы, выбранного времени года или месяца, это всё стимулирует познавательную деятельность. Данную тему можно рассматривать, проделывать с детьми, в различных вариантах, по месяцам, по временам года, ребенок сам выбирает время или месяц (календарный вариант), или же в определенное время, зимнее или весеннее, что у нас за окном, дети делают все одну тему индивидуально. Ребенок передаёт гармонию с окружающим миром, начинает смотреть на природу, природные события (появление первых цветочков – подснежников), понимать и изображать с другого изобразительного ракурса, осенний дождик или летнее море. Наклеивание требует особой аккуратности, терпения, но коллаж помогает избавиться от скованности боязни младших школьников сделать что – то не так, и открывается простор для их творческого самовыражения, т.к. если даже элемент будет смещен в какую – либо сторону, это не повлияет на итоговый превосходный результат работы. Пейзажный стиль очень разнообразен по выбору темы, по исполнению в различных фактурных материалах, по передаче настроения времени года и суток. Заготовки, которые остаются после выполнения композиции можно использовать и в другой раз. Когда фон определён, выбираем, вырезаем, вырываем элементы, разные по форме, цвету, но подчеркивающие, дополняющие оттеняющие друг друга, учим ребенка равновесию композиции и умению вовремя остановиться, чтобы не перегрузить коллаж. Композиция, составленная ребенком, младшего школьного возраста, пусть лучше будет чуть недосказанной элементами, чем перегружена. В детских работах, всегда получаются необыкновенные результаты, светлые, легкие, а иногда с глубоким смыслом, главное в коллаже возможность выразить ребенку – автору, свои мысли, идеи, свой взгляд и своё понимание темы. Не возникает напряжения по поводу того, что дети не умеют рисовать, коллажная техника позволяет каждому получить успешный результат. Представленные задания, выполненных коллажей снимают шаблонное восприятие у ребенка, расширяют поиск гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве, снимают ограничения восприятия цвета, формы, фактуры. Когда ребенок регулярно, занимается коллажной техникой, он уже мысленно может воображать, какое изображение будет лучше и какие изменения следует провести для желаемого результата. Это всё формирует эстетический вкус, вырабатывает индивидуальный стиль. Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет полная композиция, совмещается, казалось бы, совершенно несовместимое. Занятия в коллажной технике очень увлекательны, занимайтесь и у вас всё получится!

t1700671748aa.jpgt1700671748ab.jpgt1700671748ac.jpgt1700671748ad.jpgt1700671748ae.jpgt1700671748af.jpg

t1700671748ag.jpgt1700671748ah.jpgt1700671748ai.jpgt1700671748aj.jpg


 

t1700671748ak.jpgt1700671748al.jpg


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Кияйкина Наталья Федоровна, 22.11.23 в 23:02 1Ответить Пожаловаться
Какое креативное творчество! Красота!
Молодцы!!!
Благодарю, Елена Владимировна, за интересный ресурс!
Левенец Елена Владимировна, 26.11.23 в 20:10 2Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, Наталья Федоровна, и Вам творческого вдохновения!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.