Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 15 October 2023

Командная работа как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Изменения, происходящие в нашем обществе, активно влияют на изменение целей современного образования. В начальной школе результатом обучения и воспитания является готовность учащихся к овладению современными средствами информации и способность применить их в самостоятельной работе по достижению знаний, умений и навыков.

Педагогу необходимо воспитать личность, которая сама сможет добывать знания и применять их в разных ситуациях. В настоящее время объём знаний постоянно удваивается, поэтому современному учащемуся необходимо не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые помогут ему успешно усвоить эти новые знания и компетенции, включающие умение самостоятельно учиться.

В процессе командной работы учащиеся: знакомятся с материалом, планируют работу в группе, распределяют задания внутри группы, обсуждают индивидуальные результаты, обсуждают общее задание группы, подводят итоги группового задания, анализируют выполнение задач, проводят рефлексию, делают общий вывод о групповой работе, выполняют самооценку и взаимооценку.

Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, командная работа помогает сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией, добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Воспитательная ценность командной работы заключается в совместном решении задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Командная работа способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации командной формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в команде позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу, развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в команде наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

Так же командная работа влияет на взаимоотношения между детьми. Класс становится сплоченный. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

Цель командной работы – развитие мышления учащихся, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Задачи командной работы:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.


 

Задачи командной работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Командная работа привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в команде происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Развивающий потенциал командной работы велик, школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - командой сотрудничающих между собой учащихся. В условиях командной работы младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью .Большое значение имеет командная работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.

В своей работе стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

Командные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Во время командной работы я контролирую ход работы в группе, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. В такой деятельности очень важным является психологический фактор: надо, чтобы обучающиеся видели в преподавателе надежного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам преподавателя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения своих лучших результатов. При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности - репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в команде по 4 человека. В центре стола у детей табличка, позволяющая удобно и просто распределять учеников в одной команде. Далее использую обучающую структуру, в которой ученик проговаривает свой ответь в команде по кругу в течении определенного количества времени. Положительным моментом такой работы является то, что половина обучающихся группы одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать свое мнение и быть услышанным.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

вне всякого сомнения, командные формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества

Учащиеся, объединившиеся в одну команду, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Рассмотрим конспект урока русского языка во 2 классе.


 

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи


 

Тип урока: «открытие» нового знания.


 

Цель урока: формирование представления об имени прилагательном как части речи, его значении и употреблении в речи.

Задачи урока

Дидактические:

Сформировать знания о понятии «имя прилагательное» как части речи.

Формировать умение находить имя прилагательное в тексте среди других частей речи.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление .

2. Развивать способность обобщать и делать выводы через работу с упражнениями.

3. развивать умение определять роль имени прилагательного в нашей речи,

4. обогатить и расширить словарный запас учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать уважение друг к другу в процессе командной работы.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, Родине.


Оборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г./ Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 часть, учебная презентация, карточки

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 


 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность и ответы обучающегося

Планируемые результаты
(П, к, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Организация класса

Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством упражнения психологического тренинга.

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. Тихо мальчики за парты сели, тихо девочки за парты сели, на меня все посмотрели.

Посмотрите друг на друга

- улыбнитесь

-дайте друг другу 5 и скажите «поехали»

 

 

1. Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Выполняют упражнения психологического тренинга

 

Личностные: Создание благоприятного для обучения климата. Воспитательный момент.

Поднятие жизненного тонуса.

Учебная презентация

Слайд 1

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

1.Организует проверку домашнего задания.

Основные признаки текста.

 

ВЗЛЕТ-ПОСАДКА ( проверка знаний)

 

- Я утверждаю, что ( кто согласен, встаньте)

Время года весна

В тексте не все предложения могут быть связаны по смыслу

Обязателен заголовок

Текст может состоять из одного предложения

Если к тексту можно задать вопрос «что случилось? Что произошло?, то это текст повествование

Повествует, значит рассуждает о чем-то научном.

 

Выполняют упражнения умной физминутки, демонстрируют знания.

 

Л:самоанализ и самоконтроль результата;

 

 

П:выделение необходимой информации;

 

Учебная презентация

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация ранее усвоенных умений и знаний

 

- подумай, какие правила ты здесь увидел.

Стучит, летят, (не)слушают, бежит, (не)читал, построим, дарю,(не)пойду, (не)сплю, петь, бежать, одел,(не)плач, надел.


 

 

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Работают в команде

 

 

Ответ : все слова глаголы, т к обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает? Что делают? Итд.

- глаголы бывают в единственном и множественном числе

- не с глаголами пишется раздельно

- одушевленные предметы «одеваем», неодушевленные –«надеваем»

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем

Учебная презентация

Слайд 2

 

Постановка учебной задачи.

 

Самоопределение к деятельности.

 

На доске даны слова, разделите их на группы. Запишите в столбики. Работаем у доски.

ракета, летать, книга, отрывать, планета, неизвестная, видеть.

На какие группы вы разделили слова? Назовите их признаки. У кого появились затруднения, поднимите руку. Какие?

Почему вы не смогли определить?

«неизвестная» - это имя прилагательное

.1.Подводит к формулированию темы.

Тема урока?

2.Подводит к формулированию задач

- посмотрите на доску, сформулируйте задачи.

Сегодня мы узнаем:

-Что такое имя прилагательное.

-Научимся находить имя прилагательное среди других частей речи

-Применим свои знания при выполнении заданий

 

Имя существительное, глагол.

 

Не смогли определить, к какой группе относится слово «неизвестная».

.

2.Формулируют тему и задачи урока самостоятельно.

 

Формирование умения ставить новые учебные задачи, формулировать тему урока (Р).

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос, выход на тему урока

(П)

Учебная презентация

Слайд 4

 

Работа над темой урока.

Открытие новых знаний.

 

 

. Организует Выведение правила (упр. 148).

Прочитайте. Что обозначают эти слова?

Интересная …, холодный …, теплый …, новый ….

Признаки каких предметов обозначают эти слова?

Запишите один из этих признаков и слово, которое подходит по смыслу вместо …

На какие вопросы отвечают слова?

Что же такое прилагательное?

Воспользуйтесь подсказкой: Это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

- составьте в команде кластер со словом яблоко

( каждый ученик по кругу предлагает по 1 прилагательному в течении определенного времени)

- У: заслушивает варианты, подводит детей к тому, что прилагательное может обозначать различные признаки: цвет, форму, вкус, размер.

- возьмите любое словосочетание, из тех ,которые вы составили со словом «Яблоко» и составьте предложение. Подчеркните знакомые части речи.

- имя прилагательное подчеркивается волнистой линией.

-Откройте учебник на странице 86. Прочитайте страничку для любознательных, скажите какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные?

(фронтальный опрос)

Откройте учебник на стр 87. Прочитайте правило по кругу.

 

 

 

 

 

1. Выполняют задания.

Признаки или описание предметов.

Предположения детей.

 

 

 

 

Какой? Какая? Какое? Какие?

Часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

 

Вывели правило. Узнали, что такое имя прилагательное.

 

Работа в команде, составление кластера

 

Возникает затруднение, как подчеркнуть прилагательное.

 

Работают с учебником.

 

 

 

Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
(П)

 

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение. (К)

 

 

Самостоятельное создание способов решения проблем (П) Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

 

Учебная презентация

Слайд 5

 

 

 

Закрепление правила

- встреча по часам. Расскажите своему партнеру все, что вы запомнили про имя прилагательное, начинают те, кто выше ростом.

(дети рассказывают правило своей паре, далее меняют пару несколько раз. Учитель выборочно спрашивает учеников, что ему рассказал партнер).

 

 

Работают в паре.

структурировать знания, строить речевые высказывания

Карточки «часы»

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

( на карточке даны словосочетания: сосновые снег, яркое погода, холодная солнце, пушистый шишки.)

- я утверждаю, что в этих словосочетаниях мы видим предмет и его признак.

-У подводит детей к пониманию того, что прилагательное согласуется с существительным.

С помощью чего их можно связать с существительным?

Поставьте вопрос от существительных к прилагательным

Организует самостоятельную работу.

Выполните задания в карточке.подберите к именам существительным подходящее прилагательное, запишите словосочетания в тетрадь, имена прилагательные подчеркните волнистой линией.

2.Организует взаимопроверку.

 

Работа с карточкой.

Дети выявляют несоответствия, приходят к выводу , что прилагательное должно быть согласовано с существительным

 

Отвечают на вопросы

 

Выполняют задания

 

взаимопроверка

 

 

П: структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

 

Карточка для самостоятельной работы

Включение в систему знаний, повторение

Организует работу с упражнением 149.

Прочитайте высказывание Л.Толстого. Ответьте на вопрос. О чем он говорил? Какой русский язык? С чем он его сравнивает?

Какая часть речи выделена? Для чего автор их использует?

 

Отвечают на вопросы. Работают с упражнением 149.

поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

Учебная презентация слайд 6

Рефлексия

Прием 321( 3 важных момента, которые я узнал, 2 примера прилагательных, 1 вопрос, который у меня возник)

-У: возьмите карточки, заполните табличку, обменяйтесь своими мыслями в команде.

 

У: выборочно просит прокомментировать.

Выполняют задание.

 

По выбору учителя комментируют начиная со слов : «Раньше я думал, а теперь знаю , что…», вопросы, которые возникли прикрепляют на доску.

 

 

самоанализ и самоконтроль результата;

Учебная презентация слайд 7


 


 

Очень важно правильно подобрать задания для командной работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов команды давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет команда в целом;

Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Основные выводы.

Командная работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.

Увеличить речевую активность учащихся на уроке.

Сделать знания ученика более осознанными.

Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.

Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.

Список используемых источников

Командные формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа: [http://psh.tom.ru/index.php/component/]

Золотухина, А. Командная работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5

Использование командных технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа: [http://myshared.ru/slide/41841]

Опыт организации командной работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]

Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]

"Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения". Режим доступа:[http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6]

Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации