Материал на проверке

Комбинированный урок на тему «Культура древней Руси»

2
0
Материал опубликован 24 September 2015

Пояснительная записка к презентации

 /data/edu/files/p1443108137.pptx

 

Культура Древней Руси

 

Цели по линиям развития личности.

Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры.

Историческое мышление.

Выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве.

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы.

Обязательный минимум содержания:

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.

 

План урока:

I. Проблема урока: Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

II. Поиск решения проблемы:

1. Литература

Примерный вывод по проблеме: после Крещения на Руси возникла письменная литература. В то же время сохранялись и языческие традиции.

2. Архитектура

Примерный вывод по проблеме: до наших дней сохранились лишь немногие творения каменной архитектуры Древнерусского государства.

3. Живопись

Примерный вывод по проблеме урока: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

 

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте проверим ваши знания с помощью небольшой самостоятельной работы, все вопросы делятся на уровни сложности. Работу выполняем в рабочих тетрадях.Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказало большую роль в развитии культуры.

Дети знакомятся с заданием на доске. Отвечают письменно на вопросы.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Слайд 3

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?

 – Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

Предлагают свои версии.

III. Актуализация знаний.

Слайд 4

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.

Ученики выполняют задание слайда, должны дать определение понятия «культура».

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и указать на нее особенности.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Литература

Слайд 6

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

2. Архитектура

Слайд 7

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

 – Мы продолжим разговором об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

3. Живопись

Слайд 8

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда. 

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

 Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. 

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид. 

VI. Выражение решения проблемы.

Слайд 9

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

– Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

Ученики должны сделать вывод: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

VII. Применение нового знания.

Слайд 10

– Со времён Древней Руси осталось богатейшее культурное наследие, в том числе и устное. Это творчество отражает то, как думали и что ценили наши предки. Пожалуйста, выполните задание слайда.

VIII. Домашнее задание.

Слайд 11

– Несомненно, что в культуре Древнерусского государства были значительные достижения. Но усобицы князей не прекращаются, даже становятся более ожесточёнными. Что будет с землёй Русской? Об этом вы узнаете на следующем уроке.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Предварительный просмотр презентации

Культура Киевской Руси

Базовый уровень: Кто такой Ярослав Мудрый и Владимир Великий? Как назывался сборник законов сведенный Ярославом Мудрым? В коком году Владимир Великий крестил Русь? Кто такие печенеги? Кого называли «сватом Европы»? В каких годах правил Ярослав Мудрый и Владимир Великий? Повышенный уровень: Как звали братьев Ярослава Мудрого? Какое отчество было у Ярослава Мудрого? Как звали жену Владимира Великого и дочь Ярослава Мудрого? Высокий уровень: 1. Охарактеризуйте внутреннюю политику Ярослава Мудрого.

Проблемный вопрос Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

Вспоминаем то, что знаем христианский храм – здание с алтарём для богослужения. Язычество Церковь Культура вера людей во множество богов, духов, олицетворяющих силы природы. понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Литература Архитектура Живопись

Былины Жития святых Сказки

Архитектура Изба Рубеж Церковь/ монастырь

Живопись Мозаика Фреска Икона

Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

– Не место может украсить добродетель, но добродетель – место. – Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага. – Уменье коня узнаётся на войне, а верный друг – в беде. – Всем угождать – зло. – Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой. – Копающий яму под ближним своим – упадёт в неё. – Уча – учи поступками, а не словами. – Лучше ногами споткнуться, чем языком.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Внимание! Этап регистрации продлён. Причина: не набрано минимальное количество участников.

7 May 2018

Добрый день! Хотела уточнить, 18 июня уеду из города, а я член жюри. Как быть?

21 May 2018

Доброе утро, Людмила Николаевна. Приём конкурсных работ до 12 июня 2018, у вас будет 5-6 дней на проверку работ. Если будут вопросы - пишите в личном сообщении. С уважением, Айгуль.

22 May 2018

Спасибо. Я постараюсь посмотреть работы.

25 May 2018

Айгуль Минихановна, добрый вечер! Я правильно понимаю, что приём конкурсных работ изменен до 10 июля 2018 и соответственно оценка до 24 июля 2018. Возможно в это время я возвращусь из отпуска.

13 June 2018

Добрый день, Людмила Николаевна. На данный момент участники загрузили очень мало работ, поэтому мы продлили срок приема конкурсных работ. Этап оценивания также сдвинут. С уважением, Айгуль.

14 June 2018

Здравствуйте, уважаемые организаторы! А работы, которые на этот сайт загружены, могут принять участие в данном конкурсе?

20 June 2018

Добрый день, Лилия Алексеевна. Да, конечно, при условии, что разработка опубликована только на УРОК.РФ. С уважением, Айгуль.

21 June 2018

Здравствуйте всем ,отличного дня!!!

25 June 2018

Желаю творческих побед!!!

6 August 2018