Комбинированный урок на тему «Культура древней Руси»
Пояснительная записка к презентации
/data/edu/files/p1443108137.pptx
Культура Древней Руси
Цели по линиям развития личности.
Картина мира в фактах и понятиях.
На основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры.
Историческое мышление.
Выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве.
Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы.
Обязательный минимум содержания:
Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.
План урока:
I. Проблема урока: Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?
II. Поиск решения проблемы:
1. Литература
Примерный вывод по проблеме: после Крещения на Руси возникла письменная литература. В то же время сохранялись и языческие традиции.
2. Архитектура
Примерный вывод по проблеме: до наших дней сохранились лишь немногие творения каменной архитектуры Древнерусского государства.
3. Живопись
Примерный вывод по проблеме урока: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Слайд 1
– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.
Слайд 2
– Давайте проверим ваши знания с помощью небольшой самостоятельной работы, все вопросы делятся на уровни сложности. Работу выполняем в рабочих тетрадях.Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказало большую роль в развитии культуры.
Дети знакомятся с заданием на доске. Отвечают письменно на вопросы.
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии.
Слайд 3
– Какую проблему урока нам предстоит решить?
– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?
– Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?
Предлагают свои версии.
III. Актуализация знаний.
Слайд 4
– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.
Ученики выполняют задание слайда, должны дать определение понятия «культура».
IV. Планирование деятельности.
Слайд 5
– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и указать на нее особенности.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Литература
Слайд 6
– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?
– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.
2. Архитектура
Слайд 7
– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…
– Мы продолжим разговором об архитектуре.
Пожалуйста, выполните задание слайда.
Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.
3. Живопись
Слайд 8
– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда.
Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.
Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.
Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.
Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.
Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид.
VI. Выражение решения проблемы.
Слайд 9
– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:
– Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?
Ученики должны сделать вывод: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.
VII. Применение нового знания.
Слайд 10
– Со времён Древней Руси осталось богатейшее культурное наследие, в том числе и устное. Это творчество отражает то, как думали и что ценили наши предки. Пожалуйста, выполните задание слайда.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 11
– Несомненно, что в культуре Древнерусского государства были значительные достижения. Но усобицы князей не прекращаются, даже становятся более ожесточёнными. Что будет с землёй Русской? Об этом вы узнаете на следующем уроке.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Беласик Людмила Николаевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Беласик Людмила Николаевна
Беласик Людмила Николаевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Воропаева Лилия Алексеевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Павлова Вера Владимировна
Павлова Вера Владимировна