12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Анатольевна44
Россия, Коми респ.
2

Комбинированный урок на тему «Культура древней Руси»



 /data/edu/files/p1443108137.pptx

 

Культура Древней Руси

 

Цели по линиям развития личности.

Картина мира в фактах и понятиях.

На основе фактов сформировать представление о достижениях Древнерусской культуры.

Историческое мышление.

Выявить взаимосвязь между языческими и христианскими традициями в русском искусстве.

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Создать условия для определения роли искусства в жизни русских людей, формирования толерантного отношения к иным оценкам и позициям в процессе работы.

Обязательный минимум содержания:

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.

 

План урока:

I. Проблема урока: Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

II. Поиск решения проблемы:

1. Литература

Примерный вывод по проблеме: после Крещения на Руси возникла письменная литература. В то же время сохранялись и языческие традиции.

2. Архитектура

Примерный вывод по проблеме: до наших дней сохранились лишь немногие творения каменной архитектуры Древнерусского государства.

3. Живопись

Примерный вывод по проблеме урока: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

 

 

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Слайд 1

– Сегодня мы поговорим о том, что составляет важную часть жизни человека и общества, мы поговорим о культуре, какой она была почти тысячу лет назад.

Слайд 2

– Давайте проверим ваши знания с помощью небольшой самостоятельной работы, все вопросы делятся на уровни сложности. Работу выполняем в рабочих тетрадях.Ученики должны назвать тему урока и ответить, что государство оказало большую роль в развитии культуры.

Дети знакомятся с заданием на доске. Отвечают письменно на вопросы.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Слайд 3

– Какую проблему урока нам предстоит решить?

– Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться?

 – Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

Предлагают свои версии.

III. Актуализация знаний.

Слайд 4

– Как всегда, нам понадобятся понятия, выполните задание слайда.

Ученики выполняют задание слайда, должны дать определение понятия «культура».

IV. Планирование деятельности.

Слайд 5

– Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Ученики должны ответить, что необходимо ознакомиться с культурой Древней Руси и указать на нее особенности.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Литература

Слайд 6

– Мы помним, что культура – это многоплановое понятие, которое включает множество направлений. Одним из них является литература. Была ли литература на Руси до принятия христианства? В каком виде она существовала?

– После Крещения на Русь пришла письменность и появилось множество произведений, как переводных, так и написанных русскими авторами. Пожалуйста, выполните задание, которое вы видите на слайде.

2. Архитектура

Слайд 7

– Культура – это не только литература, это ещё и искусство, к которому мы относим…

 – Мы продолжим разговором об архитектуре.

Пожалуйста, выполните задание слайда.

Служила ли архитектура интересам простых людей? Можно указать, что до сегодняшнего дня сохранилось очень мало зданий, построенных в эту эпоху.

3. Живопись

Слайд 8

– Скульптура на Руси была развита слабо, гораздо большее развитие получила живопись. Пожалуйста, выполните задание слайда. 

Ученики должны указать, что литература на Руси была устной и существовала в виде былин, сказаний, сказок.

Ученики должны назвать жанры литературы: поучения, сказания, жития, летописи.

 Ученики должны назвать живопись, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство. 

Может быть указано, что строили здания религиозного и светского назначения, перечислены различные виды зданий.

Ученики должны назвать икону, фреску, мозаику, декоративно-прикладное искусство и объяснить для чего, предназначался каждый вид. 

VI. Выражение решения проблемы.

Слайд 9

– И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока:

– Развивалась ли на Руси культура и культурная жизнь?

Ученики должны сделать вывод: Культура на Руси развивалась под влиянием православного мира и Византии в частности. Но на Руси православная культура тесно переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

VII. Применение нового знания.

Слайд 10

– Со времён Древней Руси осталось богатейшее культурное наследие, в том числе и устное. Это творчество отражает то, как думали и что ценили наши предки. Пожалуйста, выполните задание слайда.

VIII. Домашнее задание.

Слайд 11

– Несомненно, что в культуре Древнерусского государства были значительные достижения. Но усобицы князей не прекращаются, даже становятся более ожесточёнными. Что будет с землёй Русской? Об этом вы узнаете на следующем уроке.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.