Урок литературы в 11 классе «Комедия Грибоедова А.С. "Горе от ума"»
Тема урока: Характеристика Молчалина через призму героев комедии.
Цель: Актуализировать знания по пройденному материалу, дать общее представление о характере героев, помочь ученикам сделать самостоятельные выводы о героях.
Оборудование: текст комедии, лото, презентация Power point
Орг.момент
Какое произведение мы читаем?
К какому жанру относится это произведение?
Кто автор?
Назовите главных героев.
Актуализация знаний
Подберите герою подходящую характеристику.
Герой комедии |
Характеристика |
Секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья. |
|
17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества. |
|
Управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения. |
|
Рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее. Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям. |
|
Глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье. |
Введение в тему.
Игра в лотерею
Ребятам предлагается вытянуть лотерейный билет, на котором написано задание, после выполнения задания можно стереть секретное поле, под которым скрывается буква. По итогам лотереи у ребят на столах открытые буквы, из которых они должны составить слово «Молчалин», таким образом темой нашего урока будет Молчалин, а точнее мнение о нем Чацкого и Софьи
Лотерейные билеты
"А, впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных" М |
"...он не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..." О |
Сколько лет Софье Фамусовой? Л |
Какой поступок совершил дядя Фамусова, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины? Ч |
Как звали дядю Фамусова? А |
Из какого города Молчалин переведен в Москву к Фамусову? Л |
Какие важные дела записывал Фамусов в свой календарь? И |
Где происходит действие комедии? Н |
Работа с текстом (ключевые сцены 3 действия)
Чем заканчивается 2 действие комедии?
Что же скрывает Молчалин?
Каков он на самом деле?
Как относятся к нему другие герои?
Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
Что говорят герои друг другу при встрече?
Все это мы попробуем увидеть в тексте комедии, во втором действии Чацкий произносит слова.
Софья |
Чацкий |
Я не старалась, бог нас свел. Конечно, нет в нем этого ума, Чудеснейшего свойства |
По крайней мере не надутый. С Молчалиным ни слова! Дождусь ее, и вынужу признанье: Сказать вам, что я думал? Вот: |
Характеристика Молчалина
Молчалин
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
Лиза
А барышню?
Молчалин
Ее
По должности, тебя...
Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа —
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри,
Кругом всё прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор:
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами сткляночки: резеда и жасмин.
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
А.С.Молчалин - секретарь Фамусова, пользуется его доверием в служебных делах. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит М-ну для достижения жизненной программы.
Цель жизни М-на блестящая карьера, чины, богатство. Он подчиняется и прислуживает каждому богатому дворянину. Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных",- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:
Игра «Всё наоборот». Необходимо разгадать зашифрованную фразу
Несчастные за минутами следят. (Счастливые часов не наблюдают)
Не обходи их меньше никаких радостей,
И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь)
Руководить бы грустно, приказывать приятно (служить бы рад, прислуживаться тошно)
Туповат, глуп, молчалив, во врагах особенно несчастлив (Остёр, умён, красноречив, в друзьях особенно счастлив)
Несчастные за минутами следят.
Не обходи их меньше никаких радостей,
И крестьянская доброта, и крестьянская злоба.
Руководить бы грустно, приказывать приятно
Туповат, глуп, молчалив, во врагах особенно несчастлив .