12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яценко Марина Михайловна46
Россия, Краснодарский край, Апшеронск
2

Компетентность родителей в вопросах воспитания детей, формирование семейных традиций и ценностей

Компетентность родителей в вопросах воспитания детей, формирование семейных традиций и ценностей

Семья – это самое важное, что есть на свете

Принцесса Диана

Воспитание человека начинается в семье. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.

Давайте кратко рассмотрим, что же такое семейные ценности и традиции?

ЦЕННОСТИ

Поведение ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а какие следует избегать. Ребенок «зеркало семьи», так говорят в народе, но он не всегда усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом и внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе семейного воспитания.

  Родители декларируют детям одни семейные ценности, а демонстрируют совсем другие. Часто случается так, что родители говорят детям об уважении к людям и требуют уважения к себе, а сами не уважают друг друга, не уважают своих родителей, не уважают своих детей. Не уважают себя. Родители говорят детям о любви, а демонстрируют эгоизм и манипуляции. Рассказывают о нравственных нормах, а сами же их не соблюдают.

Притча «Родители и дети»

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, молоко проливалось на скатерть.

Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.
— Мы должны что-то предпринять, — сказала невестка. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.

Они решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка ел в одиночестве.

После того, как он дважды разбил тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. Когда кто-то из семьи мельком смотрел на деда, видел слезы в его старческих подслеповатых глазах.

Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он спросил малыша:

Чем ты занимаешься?

Я делаю деревянную миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту, ответил сын.

Его слова ошеломили родителей. Ни одного слова не было произнесено, но оба знали, что надо сделать.

В тот вечер сын подошел к старому отцу, взял его за руку и проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни старик ел вместе с семьей. И почему-то ни муж, ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть…

Конечно, ребенок, подросток, как-то где-то будет сталкиваться с человеческими пороками. Он может смотреть если не в семье, то вне семьи мультфильмы, фильмы, сериалы, пропагандирующие различные пороки. Подросток может зайти на порносайты. Но к чистому грязь не пристанет. И потребности в ней вываляться не будет. При правильном воспитании, видя в фильме насилие, ребенок будет понимать, что это не то, чему следует подражать, а то, чего быть не должно.

Поговорим о семейных традициях.

ТРАДИЦИИ

В одной семье, празднование дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих.  А в другой семье день рождения ребенка – повод для очередного взрослого застолья, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере это - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором – причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Велико взаимовлияние друг на друга всех членов семьи. Кого ребенок видит в отце, матери, старших братьях и сестрах повседневно – все это имеет огромное значение в воспитании личности.   «Ты не один на свете» - эту истину трудно ребенку усвоить, если он не постигнет ее на практике. Надо, чтобы он постоянно видел, что в семье все делается поровну – труд, забота, внимание, лакомства, радость, огорчения. Атмосфера равенства и взаимной ответственности является своеобразной профилактикой эгоизма, потребительства, беспомощности, лени, чувства исключительности.

ТРУДОВАЯ АТМОСФЕРА СЕМЬИ

Участие в общих заботах по дому вместе со старшими, ребенок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других.

Совместный труд дает почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА СЕМЬИ

В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором – на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе настроены голоса членов семьи. Как строится диалог? Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или ворчание?

В одной семье и пересоленный суп – тема серьезная: отодвигается тарелка в сторону и объявляется «голодовка». В другой мелких кулинарных издержек не замечают, а если и подметят, то в необидной форме, вроде: «Сегодня наша хозяюшка замечталась» - или: «Сразу видно, что готовили две хозяйки – большая и маленькая… и обе очень старались» Для таких семей характерны не ссоры, а юмор. Кто из нас не знает, как даже в сложных ситуациях, в назревающих конфликтах выручает юмор. Он помогает снять напряжение, и тогда претензии, споры разногласия разрешаются мирно и более разумно. Как важно нам, взрослым, иметь это в виду в отношениях с детьми. Ведь порой достаточно изменить реплику, слово, сменить гневный тон на миролюбивый, придать фразе юмористическую окраску, и сказанное приобретает необходимую тональность.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребенка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем… Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребенок. И если ребенок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребенок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребенок в семейном коллективе? Какие культурные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребенку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.

Притча «О желании третьеклассника»

Накануне Нового года учительница предложила третьеклашкам написать о том, что бы хотели они попросить у Деда Мороза в Новый год.

Придя домой, села проверять детские сочинения. Одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде. Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.

Что случилось, чем ты так встревожена? - спросил он.

Вот, прочти, и она протянула мужу тетрадку.

"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя много. Исполни всего лишь одну мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я очень хочу, чтобы папа, вернувшись с работы, спрашивал у меня о том, что в жизни произошло нового, чтобы мама, проводила со мной все свое свободное время, чтобы родные по вечерам собирались все вместе и выслушивали меня, не перебивая, чтобы мне радовались как новому телевизору. Я так хочу хоть немного пожить жизнью телевизора!"

Бедный ребенок, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.

Жена подняла на него полные слез глаза:

Это написал наш сын...

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.