12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самбур Елена Юрьевна597
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
1

Календарно-тематическое планирование «Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик по темам на 2023-2024 гг.»

Календарно-тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
2023-2024 учебный год


 

«Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастик

по темам на 2023-2024 гг.»

 

 

 

 

Подготовил воспитатель:

Самбур Елена Юрьевна ​​​​​​​

 

 

Петропавловск-Камчатский

2023год

Сентябрь

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1. «Детский сад, наша группа»

«Варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.Положении под счёт от 1 до 5-10

 

 

«Часики»

Часики вперед идут, За собою нас ведут.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

 

2. «Наши друзья-игрушки»

«Игра с мячом»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик  (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

 

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: руки на пояс, слегка присесть – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 

3. «Осень пришла-краски золотые принесла»

«Осенний ветерок»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

 

«Листопад»

 Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Описание: Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

 

4. «Дары осени (фрукты, ягоды)»

«Скушаем ягодку»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

 

«Вырос грибочек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

 


 

Октябрь

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Дары осени (овощи)

«Приклей редиску»

Мы редисочку сорвем,

Сразу в ротик покладем,

Вверх прижмем и пожуем.

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу. Кончик языка, прижать к небу за верхними резцами.

 

«Морковка на грядке»

Ловко спряталась девица,
Ладно ей в земле сидится.
Выдаёт коса плутовку,
Тянем из земли морковку

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

 

2.Одевай-ка куклу Машу(одежда)

«Маша одевается»

Маша одевается, ротик открывается,

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и шапочка моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме  чашечки.

 

«Мы оденемся скорей»

Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично

3.Дом, в котором я живу(город, улица)

«Улица улыбок»

На улице нашей улыбки детей,

И все удивляются, нету деток дружней,

Но мы скажем вместе: «Так будет всегда»

И прокричим очень громко «Да»!

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

 

«Белим потолок»

Вы постройте себе дом!

Шумно, весело, красиво

Заживете вместе в нем!

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.

4.Обувай-ка куклу Машу(обувь)

«Ботиночки»

На улицу Маша пошла погулять,

Ботиночки надо скорей надевать,

На левую ножку, на правую ножку,

Пойдет Маша топать скорей по дорожке.

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

 

«Обуваемся мы сами»

А теперь на ножки –
наденем мы сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз.


 

Ноябрь

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Россия - мой дом. Мой родной край.

«Наш флаг»

У страны есть флаг, он классный

Ведь он белый, синий, красный!

Ветер дует тут и вот

Реет флаг наш взад вперед.

Цельпроизводить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

ОписаниеПридать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд.

«Слушаем гимн России»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Описание: стоя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

2.Домашние животные и их детеныши.

«Лошадка»

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам  с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка  цокает копытами»).

 

«Свинка»

Эта свинка резво пляшет,
Эта — хвостиком нам машет,
Эта — моет пятачок,
Эта — носит паричок.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как хрюшка), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

3.Мы мальчишки, мы девченки.

«У Сережи непослушный язычок»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

 

«Девочки гимнастки»

Как отточены движенья,
Как легки, и как прекрасны,
Незаметно напряженье.
Ты — гимнастка, это ясно!

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

4.Дикие животные и их детеныши.

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

ОписаниеРебёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

 

«Сердитый ежик»

Идет ёжик по дорожке
У него босые ножки.
Вся в иголочках спина,
Ой, колючая она.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

 

5.Моя семья. День матери.

«Улыбнемся мамочке»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Указания:

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

 

«Воздушный поцелуй»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Привязать на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

 


 

Декабрь

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Зимушка хрустальная.

«Ловим снежинки»

Цель: отрабатывать неподвижность языка и кончика языка.

Описание: Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 секунд.

 

 

«Снегопад»

Снег кружится и не тает.
Он откуда прилетает?
Видно с тучки озорной,
Что повисла надо мной!

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Описание: Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

 

2.Домашние птицы.

«Индюк»

Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

 

«Петушок»

По утрам тревожит слух
Деревенский наш петух.
Взлетит Петя на забор:
«Ку-ка-ре-ку» - на весь простор.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

 

3.Неделя экспериментов.

«Фокус»

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

 

«Надуй шарик»

Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Описание: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 

4.На пороге Новый год.

«Нарядили елочку»

Поставили елочку, сверху шары

Какие же все-таки мы молодцы!

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5с.

«Принесли мы ёлочку, зелёные иголочки»

Пусть елочка-красавица
Украсит праздник наш.
Похоже, что ей нравится
Гостить у нас сейчас.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3- 4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз.


 

Январь

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

2.Зимние забавы.

«Снеговик»

Улыбаюсь, рот открыт:

Да ведь это ж снеговик!

Язычок поднят прям к зубкам

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя,

Лепим мы снеговика.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме  чашечки.

 

«Поиграем с сосулькой»

Зиму всю на крыше рос Ледяной длиннющий нос. Он глядел с карниза вниз И готовил всем сюрприз
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку(сосульку) держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

3.Домик для тыковки(дом и его части).

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

 

«Мишка и мышка»

У мишки дом огромный.

У мышки – очень маленький. Никак не может мишка попасть в квартиру мышки.

Цель: Тренировать силу вдоха и выдоха.

Описание: выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш. Походить на носочках. Повторить 3 – 4 раза.

4.Продукты питания.

«Блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

 

«Каша кипит»

Каша вкусная дымится,
Нужно есть не торопиться,
Ложку Машенька берет,
Кашу куколке дает.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

 


 

Февраль

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Птицы нашего края. Помощь птиц зимой.

 «Любопытный голубь»

Вот и вышел на порог

Любопытный голубок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 

«Лебедь»

Лебедей все люди знают,
Кормят их, не обижают.

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

 

2.Мебель.

«Ванина кроватка»

Широка кроватка Вани,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние  и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

«Красим стульчик»

Мы умеем всё на свете:
Красить, клеить, мастерить
И ободранные стулья,
В красотищу превратить.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз

3.Защитники Отечества.

«Солдат на посту»

Ходит «солдат» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

У к а з а н и я.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

«Папа защитник»

В нашей армии страну

Папа защищает.

На границе он войну

В дом наш не пускает.

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

Описание: стоим или сидим, скрестив руки на груди. Разводим руки в стороны, поднимаем голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох

 

4.Транспорт.

«Автобус гудит»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как автобус в звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

«Паровозик»

Под весёлый стук колёс
Мчит по рельсам паровоз:
Дым, пуская на лету,
Паровоз гудит: ту - ту!

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

 


 

Март

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.8 марта праздник мам!

«Поцелуем мамочку»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Вытянуть вперед губы как будто целуем и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

 

«Обними маму»

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы.

Описание: стоя или в движении сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

2.Азбука здоровья.

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

 

«Отдых для здоровья нужен»

Выходной (скажу я смело) –
Это праздника чуть-чуть.
Выходной на то и сделан,
Чтобы взять и отдохнуть.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги.

3.Федорино горе(посуда)

«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цельпроизводить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

ОписаниеПридать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

 

«Собираем посуду Федоре»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «посу-у-у-у-да!».

 

 

4.Водный транспорт.

«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»  ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук  «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

У к а з а н и я.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

 

«Плывем на лодочке»

Ты гребешь одним веслом?
И что же получается?
А стоишь совсем на месте,
Вокруг себя катаешься.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

5.Головные уборы.

«Снимем оденем шапочку»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка.

Вариант 2:

Описание: Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад-вперед.

 

«Надеваем шапку»

Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.


 


 

Апрель

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Умелые ручки(профессии и инструменты)

«Маляр»

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

Ремонту каждый будет рад.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

 

«Регулировщик»

Командуя жезлом, он всех направляет.
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик.
А имя ему регулировщик.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

 

2.Путешествие по небу(воздушный транспорт)

 «Вертолет»

За верхнюю губку заложен язык –

самолетик уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

 

«Самолет»

Самолётик – самолёт

Отправляется в полёт

Жу-жу-жу Постою и отдохну

Я налево полечу Жу – жу – жу

Постою и отдохну

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: разводим руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох, задерживаем дыхание, выдох, произносит ж-ж-ж, встает прямо, опустив руки, поднимает голову, вдох. Повторить 2-3 раза

3.Как хорошо уметь дружить.

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

 

«Плечо друга»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

4.Кап, кап, звенит капель.

«Капель»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

 

«Капают сосульки»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Описание: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

 


 

Май

Тема недели

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

1.Безопастное детство.

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

 

«Футбол»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол

 

2.День Победы.

«День победы»

Улыбается ребенок,

Праздник празднует с семьей

И кричит «ура!!!» мальчонок,

Широко открыв свой рот

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,  «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

 

«Армия»

Есть в армии солдаты,

Танкисты, моряки,

Все сильные ребята,

Им не страшны враги!

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Повторить 4-5 раз.

 

 

3.Книжки- малышки и их герои.

«Киска сердится» (Кошкин дом)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 

«Сказка»

Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Описание: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «так-так-так». Повторить до 10 раз.

 

4.Животные и птицы Камчатского края весной.

«Птенчик воробушек»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«Ворона»

Вот ворона. Эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде,
Длинный нос суёт везде!

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Описание: стоим прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводим руки широко в стороны, как крылья, медленно опускаем руки и произносим на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.