12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина40
Россия, Нолинск

Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Нолинский техникум механизации сельского хозяйства»

(КОГПОБУ «НТМСХ»)














Комплекс заданий по роману

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Методическая разработка к занятиям по литературе

для студентов 1 курса техникума



















Нолинск 2021




Методическая разработка Комплекс заданий по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» для студентов 1 курса техникума.


Автор: Суслова И.Е., преподаватель КОГПОБУ «НТМСХ»


Комплекс заданий по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» преследует цели: познакомиться с основными фактами биографии и творчества писателя М.А.Булгакова, показать особенности сюжета, композиции, жанра произведения, проверить знания содержания романа, пробудить интерес к творчеству Булгакова.

Задания носят разнообразный характер, могут быть использованы на уроках литературы в качестве домашних заданий, в процессе раскрытия темы на занятиях, так же при использовании дистанционных технологий.

























Тема: Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита".

Основные образовательные цели:

1.познакомиться с биографией и особенностями творчества М.Булгакова;

2.познакомиться с романом «Мастер и Маргарита», его жанровыми и композиционными особенностями, идейно-тематическим содержанием.


Содержание работы:

Лекция

Тест

Таблица


Послушайте (прочитайте) материал лекции. Выполните практические задания.

Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель, режиссёр, драматург, мистик, автор сценариев и либретто опер родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил. Он с детства любил постановки, водевили, космические сценки. Дом Булгакова был любимым местом встречи творческой интеллигенции. Его родители часто приглашали именитых друзей, которые оказывали определенное влияние на одаренного мальчика Мишу. Он очень любил слушать взрослые разговоры и охотно в них участвовал.

Булгаков учился в гимназии №1 города Киева. Окончив её в 1901 г, он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. На выбор профессии оказало влияние материальное состояние будущего писателя: после смерти отца Булгаков взял на себя ответственность за большую семью. Его мать снова вышла замуж. Все дети, кроме Михаила, оставались в хороших отношениях с отчимом. Старший же сын хотел быть финансово независимым. Он окончил университет в 1916 году и получил диплом лекаря с отличием.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков в течение нескольких месяцев служил полевым врачом, затем получил место в селе Никольском (Смоленская губерния). Тогда были написаны некоторые рассказы, позже вошедшие в цикл «Записки юного врача». В 1917 году Михаил Булгаков получил должность заведующего отделениями Вяземской городской земской больницы. Через год Булгаков с женой вернулись в Киев, где писатель занимался частной врачебной практикой.

В конце 1918 года Михаил Булгаков вступил в офицерский отряд. Не установлено, был ли он призван как военный врач, или сам выразил желание стать членом отряда. В 1919 году его мобилизовали в армию УНР. Булгаков сбежал. Тогда же он опубликовал фельетон «Грядущие перспективы». Киевские события нашли отражение в произведениях «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Белая гвардия» (1924). Литературу в качестве основного занятия писатель выбрал в 1920 году: завершив службу в госпитале Владикавказа, он стал писать для газеты «Кавказ». Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.

В начале 1920 годов Булгаков писал преимущественно произведения о революции, в основном пьесы, которые впоследствии ставились на сцене Владикавказского ревкома. С 1921 года писатель жил в Москве и работал в разных газетах и журналах. Кроме фельетонов, он публиковал отдельные главы повестей. Особенно много очерков и репортажей – 120 – напечатано в газете «Гудок» (1922-1926). Булгаков был членом Российской ассоциации пролетарских писателей, но при этом его художественный мир не был зависим от идеологии союза: он с большой симпатией писал о белом движении, о трагических судьбах интеллигенции. Его проблематика была намного шире и богаче дозволенной. Например, социальная ответственность ученых за их изобретения, сатира на новый уклад жизни в стране и т.д.

В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене Московского художественного академического театра. Даже Иосиф Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие 10 лет были опубликованы сотни резких рецензий. Пьесу «Бег» о Гражданской войне в СССР запретили ставить. Эмигранты с интересом изучали ключевые произведения Булгакова. Он писал о роли науки в жизни человека, о важности правильного отношения друг к другу. В 1929 году писатель размышлял над будущим романом «Мастер и Маргарита». Уже через год появилась первая редакция рукописи. Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным. Неудивительно, что писатель всерьез размышлял о переезде за границу. Он даже написал письмо Правительству, в котором просил либо разрешить ему уехать, либо дать возможность спокойно работать. В следующие 6 лет Михаил Булгаков был режиссёром-ассистентом МХАТа.

Представление о философии Булгакова дают самые известные произведения. Например, в повести «Дьяволиада» (1922) описана проблема «маленьких людей», к которой так часто обращались классики. По мнению Булгакова, бюрократизм и равнодушие – это настоящая дьявольская сила, и ей трудно противостоять. Уже упомянутый роман «Белая гвардия» носит во многом автобиографический характер. Это жизнеописание одной семьи, оказавшейся в непростой ситуации: Гражданская война, враги, необходимость выбирать. Кто-то считал, что Булгаков слишком лояльно относится к белогвардейцам, кто-то упрекал автора за лояльность советской власти.

В повести «Роковые яйца» (1924) рассказывается фантастическая история учёного, который нечаянно вывел новый вид пресмыкающихся. Эти существа беспрестанно размножаются и вскоре заполняют весь город. Некоторые утверждают, что в образе профессора Персикова нашли отражение фигуры биолога Александра Гурвича и вождя пролетариата В.И. Ленина.

Другая знаменитая повесть – «Собачье сердце» (1925). Интересно, что в СССР она официально опубликована только в 1987 году. На первый взгляд сюжет носит сатирический характер: профессор пересаживает собаке человеческий гипофиз, и пёс Шарик становится человеком. Но человеком ли?.. Кто-то видит в этом сюжете предсказание грядущих репрессий.

Основным козырем автора была мистика, которую он вплетал в реалистические произведения. Благодаря этому критики не могли напрямую обвинить его в оскорблении чувств пролетариата. Писатель умело сочетал откровенный вымысел и реальные социально-политические проблемы. Однако его фантастические элементы – это всегда аллегория на схожие явления, происходящие на самом деле.

Например, роман «Мастер и Маргарита» объединяет самые разные жанры: от притчи до фарса. Сатана, выбравший для себя имя Воланд, однажды прибывает в Москву. Он встречает людей, которые получают наказания за своих грехи. Увы, единственной силой правосудия в советской Москве выступает дьявол, ведь чиновники и их прихвостни глупы, алчны и жестоки к своим же согражданам. Они и есть настоящее зло. На фоне этого разворачивается история любви талантливого Мастера и смелой Маргариты. Только мистическое вмешательство спасла творцы от верной смерти в сумасшедшем доме. Роман был опубликован уже после смерти Булгакова. Та же судьба ждала неоконченный «Театральный роман» о мире литераторов и театралов (1936-37) и, например, пьесу «Иван Васильевич» (1936), фильм по мотивам которой смотрят по сей день.

Друзья и знакомые считали Булгакова одновременно обаятельным и очень скромным. Писатель всегда был вежливым и умел вовремя отойти «в тень». Он обладал талантом рассказчика: когда ему удавалось преодолеть застенчивость, все присутствующие слушали только его. Характер автора был основан на лучших качествах российской интеллигенции: образованности, гуманности, сострадательности и деликатности.

О личной жизни. Ещё, будучи студентом, Михаил Булгаков женился на Татьяне Николаевне Лаппа. Семье пришлось столкнуться с нехваткой денежных средств. Первая супруга писателя — бескорыстная, мудрая, готовая поддержать. Именно с ней он прошел годы разрухи и гражданской войны. Но полноценная семья с нею не сложилась, ведь в те голодные годы было сложно задумываться о детях.

В 1924 году Булгаков был представлен Любови Евгеньевне Белозёрской. Она имела связи в мире литературы, и не без её помощи была опубликована «Белая гвардия». Любовь стала не просто другом и товарищем, как Татьяна, но и музой писателя. Это вторая жена писателя, роман с которой был ярким и страстным.

В 1929 году он познакомился с Еленой Шиловской. Впоследствии он признавался, что только эту женщину он и любил. К моменту встречи оба состояли в браке, но чувства оказались очень сильными. Елена Сергеевна была рядом с Булгаковым до его смерти. Детей у Булгакова не было.

В 1939 году Булгакову был поставлен диагноз нефросклероз. Булгакову было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от нефросклероза. Когда он ослеп, жена писала за него главы «Мастера и Маргариты» под диктовку. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?». 10 марта 1940 года Булгаков умер.

_______________________________________________________


Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Ответьте на вопросы теста.

Ответы оформите в виде краткого конспекта в тетради.

Вопрос 1. Назовите имя писателя Булгакова

Михаил Александрович

Михаил Афанасьевич

Афанасий Афанасьевич

Александр Александрович

Вопрос 2.Назовите годы жизни писателя М.А.Булгакова

1891-1940

1898-1966

1940-1999

1799-1837

Вопрос 3. Назовите род деятельности отца писателя

врач

чиновник

профессор духовной академии

военный

Вопрос 4. Какое образование (профессию) получил Михаил Булгаков?

священник

философ

юрист

доктор

Вопрос 5. В качестве основного занятия Булгаков выбрал литературу в 1920 году. Он стал активно печататься в изданиях того времени. Над произведениями каких жанров работал тогда Булгаков?

роман

пьеса

поэма

фельетон

повесть

репортаж

Вопрос 6. Выберите произведения, написанные Булгаковым

Собачье сердце

Роковые яйца

Отцы и дети

Тихий Дон

Белая гвардия

Вопрос 7. Из какой книги писателя данная цитата: 

Папа — судебный следователь…
— Дак это же дурная наследственность!

Роковые яйца

Мастер и Маргарита

Дьяволиада

Собачье сердце

Вопрос 8. Многие произведения Михаила Афанасьевича не были изданы при его жизни. Причины, в основном, политические. В его произведениях прослеживается сатира, критика существующего режима, раскрыты запрещенные тогда темы. Его рукописи изымались органами, а Сталин предложил отказаться от писательской деятельности и заменить ее работой в театре. Когда Булгаков стал проситься за границу - его не выпустили. Средства массовой информации печатали "ругательные" статьи, направленные в адрес писателя. Основы какого литературного метода нарушил Булгаков?

реализм 

социалистический реализм

романтизм

конструктивизм

неореализм

Вопрос 9. "Сатана, выбравший для себя имя Воланд, однажды прибывает в Москву. Он встречает людей, которые получают наказания за свои грехи. Чиновники и их прихвостни глупы, алчны и жестоки к своим же согражданам. На фоне этого разворачивается история любви талантливого Мастера и смелой Маргариты. Мастер создал роман о вере и истине. Роман был разгромлен критикой, а Мастер оказался в психиатрической клинике." – Пример произведения какого жанра вы только что прочли?

Аннотация

Очерк

Конспект

Рассказ

Вопрос 10. В литературе есть термин "реминисценция". Он обозначает явление, наводящее на воспоминание мотивов и образов известных произведений искусства. Какие писатели - авторы мировых шедевров литературы использовали те же образы, что и Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" (Например, Воланд, Маргарита, полеты на метле под.)

А.Дюма

И.Гете

Ф.Достоевский

Н.Гоголь


Домашнее задание.

Составьте таблицу: перечислите главных (значимых) героев романа и ряд ключевых событий, связанных с ними.

Три мира в композиции романа: герои и события

Москва 1930-х годов (реальный мир)

Свита Воланда (фантастический мир)

Ершалаим (миф? или история?)

1



2



3



4








Тема: Роман «Мастер и Маргарита»

Основные образовательные цели:

1.знакомство с романом Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита», его жанровыми и композиционными особенностями, идейно-тематическим содержанием.

2.знакомство с основными событиями и героями романа.


Содержание работы:

Лекция

Пройдите тест по содержанию романа по ссылке на сайте https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/analiz-proizvedeniya.html , результат отправьте личным сообщением преподавателю.

Решите кроссворд. Ответы пишите в тетради полностью, нумеруя список.

Подготовьте индивидуальные сообщения.


Послушайте (прочитайте) материал лекции. Выполните практические задания.

Булгаков читал роман «Мастер и Маргарита» сначала своим знакомым. Роман, отличавшийся большой политической остротой, произвел большое впечатление на слушателей. В 1-ой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц.

Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был сеанс черной магии, сцена с фантастическими деньгами, похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, философские книги, словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии. Подсчитано, что в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934г., последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

Роман пользуется огромной популярностью, вниманием, как со стороны читателей, так и со стороны критиков-литературоведов.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.

Булгаков создал необычное произведение – «текст в тексте», «роман в романе». Параллельно к повествованию о событиях в Москве, в которой появился сатана, дьявол, разворачивается действие романа Мастера о временах евангельских. Читатель постоянно должен переключаться с одного текста на другой, и это переключение и несет в себе основной смысл.

Смысл такого обращения писателя к евангельским образам и сюжетам в глубокой внутренней связи. Советское время, в которое жил писатель, несло отказ от веры в Бога, атеизм, уничтожение всех духовных свобод, господство жестокой власти и цензуры, уничтожение инакомыслящих, беспрекословное подчинение руководящей линии партии, слежку ГПУ. Времена христианские, к которым обращается писатель, также были очень сложными. Иудея времен Христа находилась под властью римлян. Понтий Пилат, прокуратор, управляющий Иудеей, испытывал ненависть к иудеям, желал уничтожить их законы, его обвиняли в «невероятных преступлениях», считали жестоким. Но вопрос стоял не только об управлении Иудеей, а о судьбах человечества вообще. Ведь в той Иудее почти 2000 лет назад Синедрионом, Пилатом и толпой был вынесен приговор «бродячему философу Иешуа Га-Ноцри». История вернулась на круги своя.

Композиция романа «Мастер и Маргарита» и ее особенности обусловлены нестандартными приемами автора, такими как создание одного произведения в рамках другого. Вместо привычной классической цепочки – композиция – завязка – кульминация – развязка мы видим сплетение этих этапов, а также удвоение их.

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.

Далее следует завязка. Это проделки Воладна и его компании в Москве. Отсюда же берет истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент рассказа о мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.

«Свободен! Он ждет тебя!» – этой фразой мастер освобождает прокуратора и завершает свой роман.

Жанр произведения критики определяют как роман, имеет ряд признаков, присущих своему жанру. Это несколько сюжетных линий, много героев, развитие действия на протяжении длительного времени. Роман фантастический (иногда называют его фантасмагорическим). Но самая яркая особенность произведение, это его структура «романа в романе». Два параллельных мира – мастера и древние времена Пилата и Иешуа, здесь живут почти самостоятельно и пересекаются лишь в последних главах, когда визит Воланду наносит Левий – ученик и близкий друг Иешуа. Здесь, две линии сливаются в одну, и удивляют читателя своей органичностью и близостью. Именно структура «романа в романе» дала возможность Булгакову так мастерски и полно показать два таких разных мира, события сегодня, и почти две тысячи лет назад.

Михаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьбы добра и зла. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами.

Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и четко описывают болезни современного писателю общества.

Тема любви воплощена в мастере и Маргарите и придает роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря, писатель сжег первую версию романа, где Маргариты и мастера еще не было.

Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но запутавшись в своих обязанностях и, опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты – она всем сердцем сопереживает и мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но ее сочувствие – не просто чувство, оно толкает ее на определенные действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает. Сочувствует мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.

Тема прощения идет почти рядом с темой сочувствия.

Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литераторов. Все потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» – в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открывают перед читателем все новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа – он не утрачивает ни актуальность, ни остроту десятилетиями, и все так же интересен, каким был для своих первых читателей.

Идея романа это добро и зло. И не только в контексте борьбы, но и в поиске определения. Что на самом деле зло? Скорее всего, так наиболее полно можно описать главную мысль произведения. Читатель привычный к тому, что дьявол – это чистое зло, будет искренне удивлен образом Воланда. Он не делает зла, он – созерцает, и наказывает тех, кто поступает низко. Его гастроли в Москве лишь подтверждают эту мысль. Он показывает моральные болезни общества, но даже не осуждает их, а лишь горестно вздыхает: «Люди, как люди… Такие же, как раньше». Человек слаб, но в его силах противостоять своим слабостям, бороться с ними.

Неоднозначно показана тема добра и зла на образе Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против толпы. Приговор бродячему невинному философу выносит толпа, но отбывать наказание вечно суждено Пилату.

Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества мастеру. Самоуверенным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться мастеру в темной комнате.

____________________________________________________________

















Задание. Решите кроссворд. Ответы пишите в тетради, полностью, нумеруя список.


 1Где оказался Иван Бездомный после купания в Москве-реке?

2Что обретает мастер в конце романа?

3Кому отрезала голову советская женщина-комсомолка?

4Как назывался театр, где был директором Степа Лиходеев?

5Имя иностранца с Патриарших?

6Нехорошая под №50?

7Что требовали и получили москвичи на представлении иностранных «артистов»?

8Кем представился иностранец на Патриарших?

9Что пролила Аннушка?

10Кто ради любви пошел на сделку с сатаной?

11К какому живому существу был привязан Понтий Пилат?

12Где Маргарита была королевой?

13Автор произведения «Роковые яйца»

14Кто написал роман о Понтии Пилате?

15За какой игрой застала Маргарита Воланда и кота?

16Как звали кота?

17Что устроила в квартире мастера свита Воланда на прощание?

18Как Маргарита попрощалась с мужем?

19Какой диагноз поставил профессор Стравинский Ивану Бездомному?

20Что дал Азазелло Маргарите?

 t1647415880aa.png














Домашнее задание: индивидуальные сообщения

(на следующем уроке предполагается беседа по данным вопросам).

Тема творчества в романе "Мастер и Маргарита".

Роль фантастики в романе "Мастер и Маргарита".

Смысл названия романа "Мастер и Маргарита".

История об Иешуа – реализация библейского сюжета или художественный вымысел? (по роману "Мастер и Маргарита")

Идея справедливости и ее воплощение в романе "Мастер и Маргарита".

Образ Воланда и его место в романе "Мастер и Маргарита".

Булгаковская Москва. (По роману "Мастер и Маргарита".)

Время и пространство в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе "Мастер и Маргарита".

Добро и зло в романе "Мастер и Маргарита".

Проблема нравственного выбора в романе "Мастер и Маргарита".

Роль говорящих имен и фамилий в романе "Мастер и Маргарита".

Зачетная работа по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».


1В чем заключается жанровая особенность романа «Мастер и Маргарита»?


2Булгаков называл свое произведение фантастическим. Какие русские писатели включали в свои произведения элементы фантастики? Поясните, зачем в реалистическое изображение вводятся фантастические персонажи, события?


3В чем особенность построения (композиции) романа?


4Распределите героев романа по основным сюжетным линиям: любовная, философская, сатирическая, мистическая (Маргарита, Коровьев, Степа Лиходеев, Понтий Пилат, Мастер, Иешуа, Воланд, Бегемот, Берлиоз)


5Охарактеризуйте героев:

Мастер _______________________________________________________

Маргарита ____________________________________________________

Выявите общее, что их объединяет.


6Что лежит в основе человеческих поступков? (случай, предопределение, стечение обстоятельств, следование моральным принципам и др.) Какие эпизоды романа могут подтвердить ваше мнение?


7Во что верят герои романа Мастер, Маргарита, Иешуа?




8Прокомментируйте эпизоды:

А.«Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом.»

Что происходит? Что случилось до этого? После? От чего освободилась Маргарита?

Б. «В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.» О какой стране идет речь? О каком времени? Почему Берлиоз заговорил на эту тему и с кем?

В. «Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом. Внизу послышался сдавленный крик. Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп. Маргарита зажмурилась» Какое событие описывается? Почему Маргарита решилась на это? Что случилось после?

Г. «– Ваш роман прочитали, – заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, – и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен.» Кто прочитал роман? О каком романе идет речь?


9Задание по выбору:

- базовый уровень: напишите аннотацию к роману «Мастер и Маргарита».

- повышенный уровень: Напишите сочинение-миниатюру «А если бы Воланд сегодня посетил наш город?»


План аннотации:

- Информация об авторе.

- О чем книга?

- Где и когда происходит действие?

- Кто главный герой? Что с ним происходит?

- Кто ему противостоит?

- Какие проблемы поднимает автор?

- Кому предназначена книга?


Алгоритм написания мини-сочинения:

1. Введение:

1) проблема или вопрос, затронутые автором;

2) обоснование актуальности этой проблемы;

3) описание позиции автора по этой проблеме или вопросу;

4) выражение собственного мнения по данной проблеме или вопросу.

2. Основная часть:

1) теоретическое обоснование;

2) фактическая аргументация.

3. Заключение (вывод)


­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

Оценка работ производится согласно критериям, применяемым преподавателем при разработке КОС к рабочей программе по учебному предмету.

_____________________________________________________________

*Бонус для коллег при обмене опытом

Методическая разработка на тему «Жизнь и творчество М.А.Булгакова (комплект тестовых заданий)» Сусловой И.Е.

https://урок.рф/library/zhizn_i_tvorchestvo_mbulgakova_135918.html

Назначение комплекта тестовых заданий: тест может быть использован а) при повторении материала, изученного ранее по данной теме для выявления остаточных знаний; б) в качестве повторения по теме после изучения материала на уроке.

Там же https://урок.рф/library/zhizn_i_tvorchestvo_mbulgakova_135918.html , кроме контрольно-измерительного материала (теста), представлены подробная инструкция к тесту и ответы.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.