Комплексные программы «От рождения до школы», «Детство», «Вдохновение» в контексте музыкального развития детей дошкольного возраста
Сравнительный анализ комплексных программ "От рождения до школы", "Детство", "Вдохновение" в контексте музыкального развития детей дошкольного возраста
Предмет сравнения |
«Детство» |
«От рождения до школы» |
«Вдохновение» |
Место, занимаемое музыкой в структуре Программы |
В планировании образовательной деятельности занятия по музыкальному развитию занимают одно из первых мест по количеству занятий в неделю во всех возрастных группах (2 занятия). Подробно музыкальная деятельность расписана и выделена отдельным пунктом в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". |
В планировании образовательной деятельности занятия по музыкальному развитию занимают одно из первых мест по количеству занятий в неделю во всех возрастных группах (2 занятия). Пункт «Музыкальное воспитание» присутствует во всех возрастных периодах. |
В данную Программу входит Программа «Музыка, музыкальное движение, танец», которая включается в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Авторы подчёркивают, что занятия музыкой способствуют развитию умственных способностей, а занятия пением и танцами способствуют успехам в обучении чтению. |
Специфика методологических подходов к решению задач музыкального развития ребёнка |
На первом году жизни следует сопровождать исполнение музыкальных произведений тактильным контактом или действиями с игрушкой. Педагог развивает эстетические чувства детей, обращая внимания на звучание музыки. |
В Программе не прописан данный пункт |
Музыка должна стать ежедневной «пищей» для детей, поскольку она обогащает жизнь и развивает в самых разных аспектах. Музыкальное образование не должно быть зациклено на музыкальном результате. |
Особенности организации образовательного процесса |
Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педагогических позиций: — партнерства и сотрудничества; — передачи опыта; — обращения за помощью к детям. Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательной областью и задачами художественно-эстетического развития. |
Музыкальная деятельность включает в себя: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество. |
Задача педагогов — подхватить двигательные идеи детей, упорядочить их и помочь выстроить композицию. Для проведение музыкальных занятий нужно специально оборудованное помещение – музыкальный зал, в котором находятся все необходимые маетриалы. |
Формы и методы организации детской музыкальной деятельности |
Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. |
Формы организации: Концерт ‹ Квест ‹ Проект ‹ Образовательное событие ‹ Мастерилки ‹ Соревнования ‹ Выставка (перфоманс) ‹ Спектакль ‹ Викторина ‹ Фестиваль ‹ Ярмарка ‹ Чаепитие и т.д. |
В образовательном процессе должны быть представлены все виды музыкальной деятельности, поскольку именно сочетание разных видов музыкальной деятельности способствует целостному гармоничному развитию разных сторон личности ребенка: эмоциональной сферы, эмпатии, творческой активности, внимания, памяти, речи, способности к взаимодействию с другими. |
Специфические средства обучения музыке и особенности РППС |
В процессе музыкального развития следует использовать поощрение к возникновению у ребёнка интереса к музыке. Должно быть живое исполнение музыки взрослым на музыкальных инструментах. |
РППС группы должно включать в себя центр (уголок) музыки. |
Для создания пространства, в котором возможен свободный творческий поиск, импровизация, игра, необходимо обеспечить его открытость взаимодействию, случаю, непредсказуемости. Средства обучения и воспитания: детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные), инструменты, изготовленные самими детьми. |
Музыкальный репертуар и специфические формы работы с ним |
На 6 году жизни: узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха, Э. Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.). |
В конце каждой возрастной группы приводится достаточно большой список рекомендуемого репертуара. |
Авторы Программы дают методические рекомендации в подборе музыкального репертуара, например, следует избегать танцев с фиксированной последовательностью движений, потому что координация движений у большинства детей младше 6 лет еще недостаточно развита, а богатая двигательная фантазия детей при этом ущемляется |
Возрастные особенности и целевые ориентиры музыкального развития детей дошкольного возраста |
Младенчество и ранний возраст: музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). Целевые ориентиры: обладает интересом к песням, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Средний дошкольный возраст: эмоционально откликаются на произведения музыкального искусства. Целевые ориентиры: различает выразительный и изобразительный характер в музыке; владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов Старший дошкольный возраст: в процессе восприятия музыкального произведения способны осуществлять выбор того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Целевые ориентиры: музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов; проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках. |
Целевые ориентиры – мотивационные, универсальные, предметные образовательные результаты.
|
В результате освоения Программы ребёнок знаком с различными видами искусства, умеет воспринимать музыку, реализует самостоятельную творческую деятельность, продолжает развивать свои творческие способности. |
Таким образом, сравнив комплексные Программы «О рождения до школы», «Детство» и «Вдохновение», можно сделать вывод о том, что ни одна из представленных Программ чётко не прописывает структуру музыкальной деятельности в ДОО.
Формы и методы музыкального воспитания и развития представлены в каждой программе, в них входит: музыкальное занятие, свободная деятельность детей, праздники и развлечения, в программе «От рождения до школы» входят тематические проекты, тем самым отличая ее от других программ.
Организация РППС подробно расписана и детализирована также в Программе «От рождения до школы».
Изюминкой в Программе «Детство» именно по музыкальному развитию, на мой взгляд, можно считать подробное изложение материала о том, чем и в какой период лучше всего овладеть ребёнку тем или иным музыкальным видом деятельности.
Наиболее подходящей и удобной, на мой взгляд, является Программа «Вдохновение». Работать с этой Программой мне пришлось впервые, считаю, что если дополнить её музыкальным репертуаром из Программы «От рождения до школы», то получится полезный кладезь информации и материала.