Комплексные программы «От рождения до школы», «Детство», «Вдохновение» в контексте музыкального развития детей дошкольного возраста

4
0
Материал опубликован 4 March

Сравнительный анализ комплексных программ "От рождения до школы", "Детство", "Вдохновение" в контексте музыкального развития детей дошкольного возраста

Предмет сравнения

«Детство»

«От рождения до школы»

«Вдохновение»

Место, занимаемое музыкой в структуре Программы

В планировании образовательной деятельности занятия по музыкальному развитию занимают одно из первых мест по количеству занятий в неделю во всех возрастных группах (2 занятия). Подробно музыкальная деятельность расписана и выделена отдельным пунктом в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".

В планировании образовательной деятельности занятия по музыкальному развитию занимают одно из первых мест по количеству занятий в неделю во всех возрастных группах (2 занятия). Пункт «Музыкальное воспитание» присутствует во всех возрастных периодах.

В данную Программу входит Программа «Музыка, музыкальное движение, танец», которая включается в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Авторы подчёркивают, что занятия музыкой способствуют развитию умственных способностей, а занятия пением и танцами способствуют успехам в обучении чтению.

Специфика методологических подходов к решению задач музыкального развития ребёнка

На первом году жизни следует сопровождать исполнение музыкальных произведений тактильным контактом или действиями с игрушкой. Педагог развивает эстетические чувства детей, обращая внимания на звучание музыки.

В Программе не прописан данный пункт

Музыка должна стать ежедневной «пищей» для детей, поскольку она обогащает

жизнь и развивает в самых разных аспектах. Музыкальное образование не должно

быть зациклено на музыкальном результате.

Особенности организации образовательного процесса

Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько педагогических позиций:

партнерства и сотрудничества;

передачи опыта;

обращения за помощью к детям.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме образовательных ситуаций в соответствии с образовательной областью и

задачами художественно-эстетического развития.

Музыкальная деятельность включает в себя: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество.

Задача

педагогов — подхватить двигательные идеи детей, упорядочить их и помочь выстроить

композицию.

Для проведение музыкальных занятий нужно специально оборудованное помещение – музыкальный зал, в котором находятся все необходимые маетриалы.

Формы и методы организации детской музыкальной деятельности

Образовательная деятельность

носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды

наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Формы организации:

Концерт

‹ Квест

‹ Проект

‹ Образовательное событие

‹ Мастерилки

‹ Соревнования

‹ Выставка (перфоманс)

‹ Спектакль

‹ Викторина

‹ Фестиваль

‹ Ярмарка

‹ Чаепитие и т.д.

В образовательном процессе должны быть представлены все виды музыкальной

деятельности, поскольку именно сочетание разных видов музыкальной деятельности

способствует целостному гармоничному развитию разных сторон личности ребенка:

эмоциональной сферы, эмпатии, творческой активности, внимания, памяти, речи,

способности к взаимодействию с другими.

Специфические средства обучения музыке и особенности РППС

В процессе музыкального развития следует использовать поощрение к возникновению у ребёнка интереса к музыке. Должно быть живое исполнение музыки взрослым на музыкальных инструментах.

РППС группы должно включать в себя центр (уголок) музыки.

Для создания пространства, в котором возможен свободный творческий поиск,

импровизация, игра, необходимо обеспечить его открытость взаимодействию, случаю, непредсказуемости.

Средства обучения и воспитания: детские музыкальные инструменты (шумовые, ударные), инструменты, изготовленные самими детьми.

Музыкальный репертуар и специфические формы работы с ним

На 6 году жизни: узнавание музыки разных композиторов: западноевропейских (И.-С. Баха,

Э. Грига, И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Р. Шумана и др.) и русских (Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, П. И. Чайковского и др.).

В конце каждой возрастной группы приводится достаточно большой список рекомендуемого репертуара.

Авторы Программы дают методические рекомендации в подборе музыкального репертуара, например, следует

избегать танцев с фиксированной последовательностью движений, потому что координация движений у большинства детей младше 6 лет еще недостаточно развита,

а богатая двигательная фантазия детей при этом ущемляется

Возрастные особенности и

целевые ориентиры

музыкального

развития детей

дошкольного

возраста

Младенчество и ранний возраст: музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный

и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит

при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть

иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны

(громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной

деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).

Целевые ориентиры: обладает интересом к песням, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на

различные произведения культуры и искусства.

Средний дошкольный возраст: эмоционально откликаются на произведения музыкального искусства.

Целевые ориентиры: различает выразительный и изобразительный характер в музыке; владеет элементарными вокальными приемами, чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов

Старший дошкольный возраст: в процессе восприятия музыкального произведения способны осуществлять выбор

того, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности.

Целевые ориентиры: музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов; проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках.

Целевые ориентиры – мотивационные, универсальные, предметные образовательные результаты.

 

В результате освоения Программы ребёнок знаком с различными видами искусства, умеет воспринимать музыку, реализует самостоятельную творческую деятельность, продолжает развивать свои творческие способности.

Таким образом, сравнив комплексные Программы «О рождения до школы», «Детство» и «Вдохновение», можно сделать вывод о том, что ни одна из представленных Программ чётко не прописывает структуру музыкальной деятельности в ДОО.

Формы и методы музыкального воспитания и развития представлены в каждой программе, в них входит: музыкальное занятие, свободная деятельность детей, праздники и развлечения, в программе «От рождения до школы» входят тематические проекты, тем самым отличая ее от других программ.

Организация РППС подробно расписана и детализирована также в Программе «От рождения до школы».

Изюминкой в Программе «Детство» именно по музыкальному развитию, на мой взгляд, можно считать подробное изложение материала о том, чем и в какой период лучше всего овладеть ребёнку тем или иным музыкальным видом деятельности.

Наиболее подходящей и удобной, на мой взгляд, является Программа «Вдохновение». Работать с этой Программой мне пришлось впервые, считаю, что если дополнить её музыкальным репертуаром из Программы «От рождения до школы», то получится полезный кладезь информации и материала.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации