12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Александровна1577
Мой педагогический девиз: Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Россия, Смоленская обл., Смоленск
1

Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса

Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару

по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса


Цель работы: проверка исследовательского навыка обучающихся и умения самостоятельно готовиться к тематическому семинару с опорой на рабочие листы.

Учебник для теоретической подготовки: Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018 г.

В комплекте 5 рабочих листов.

Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ Синьковской СШ Никитина Екатерина Александровна


































Индивидуальный рабочий лист №1

Подготовка к семинарскому занятию по творчеству А.С. Пушкина

Ответственный обучающийся:

Теоретическая информация по учебнику литературы учебник: (Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018).

1.Стр. ***-*** – статья «Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина 30-х годов», стр. ***- *** (учебник) –статья «Историческая повесть «Капитанская дочка».

Сделать записи в тетрадь, которые будут продиктованы одноклассникам, проинформировать о содержании отрывка текста.

2.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», 1829 г. (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, языковые особенности).

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.


Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.


Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.


Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю;

Мне время тлеть, тебе цвести.


День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.


И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?


И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.


И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.













Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару

по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса


Индивидуальный рабочий лист №2

Подготовка к семинарскому занятию по творчеству А.С. Пушкина

Ответственный обучающийся:

Теоретическая информация по учебнику литературы учебник: (Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018).

Стр. *** – статья «Элегия «К морю» - 1 абзац, найти краткую информацию: «Кто такой Байрон? Какое отношение имел к А.С. Пушкину?» стр. ***- *** (учебник) – статья «Маленькие трагедии. Повести Белкина».

Сделать записи в тетрадь, которые будут продиктованы одноклассникам, проинформировать о содержании отрывка текста.

2.Анализ элегии А.С. Пушкина «К морю», 1824 г. (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, языковые особенности)

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.


Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.


Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!


Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!


Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,-

И стая тонет кораблей.


Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтической побег.


Ты ждал, ты звал... я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.


О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил.


Одна скала, гробница славы...

Там погружались в хладный сон

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.


Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.


Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.


Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.


Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.


Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.


В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.




































Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару

по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса


Индивидуальный рабочий лист №3

Подготовка к семинарскому занятию по творчеству А.С. Пушкина

Ответственный обучающийся:

Теоретическая информация по учебнику литературы учебник: (Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018).

1.Стр. ***- ***(учебник) – статья «Дуэль и смерть Пушкина».

Сделать записи в тетрадь, которые будут продиктованы одноклассникам, проинформировать о содержании отрывка текста

2.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Поэту», 1830 г. (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, языковые особенности)

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.


Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.


Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?


Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

3.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии…», 1829 г. (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, языковые особенности)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.



Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару

по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса


Индивидуальный рабочий лист №4

Подготовка к семинарскому занятию по творчеству А.С. Пушкина

Ответственный обучающийся:

Теоретическая информация по учебнику литературы учебник: (Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018).

Стр. ** (учебник) – статья «О назначении поэта и поэзии» - только первый абзац, с.***-***- статья «Освобождение. Поэт и царь».

Сделать записи в тетрадь, которые будут продиктованы одноклассникам, проинформировать о содержании отрывка текста.

2.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Поэт и толпа» (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, языковые особенности).

Procul este, profane (лат. Прочь непросвещённые)


Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.


И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Поэт

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы всё — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь,

Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

Печной горшок тебе дороже:

Ты пищу в нем себе варишь.






Чернь

Нет, если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Поэт

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело:

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры;—

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор,— полезный труд!—

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.
































Комплект индивидуальных рабочих листов для подготовки к семинару

по творчеству А.С. Пушкина для обучающихся 10 класса


Индивидуальный рабочий лист 5

Подготовка к семинарскому занятию по творчеству А.С. Пушкина

Ответственный обучающийся:

Теоретическая информация по учебнику литературы учебник: (Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч./ Ю.В. Лебедев.- М.: Просвещение, 2018).

1.Стр. **-** (учебник) – абзац «Это чувство…» до «Уже в 1814 году…».

Сделать записи в тетрадь, которые будут продиктованы одноклассникам, проинформировать о содержании отрывка текста.

2.Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», 1825 г. (история создания, период написания, тема, объяснение содержания, идея, языковые особенности).

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?




Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.