12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён

t1663839330aa.png







t1663839330ab.png



























Пояснительная записка

Курс «Пользователь ПК» предназначен для учащихся средней ступени обучения. Настоящая программа курса предусматривает организацию учебной деятельности ребят на технологическом уровне, приобщение школьников к информационным технологиям. Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса. Возможность работы с компьютером повышает интерес учащихся, а значит, и эффективность работы.



Папки, текстовые файлы и ярлыки Цели:

знакомство с понятиями файл, папка, ярлык, устройством папок и правилами создания объектов;

освоить основные действия с файлами и папками в операционной системе Windows;

Задачи урока:

Образовательная:

повторить и закрепить знания основных устройств компьютера.

повторить знания учащихся об операционных системах и программном обеспечении;

познакомить с понятиями файл, папка, ярлык.

закрепить умение создания файлов, папок, ярлыков.

Развивающая:

Развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу.

Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;

Формировать интерес к предмету информатики.

Воспитательная:

Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность,

настойчивость в учебе.

Задание 1

1. На рабочем столе в папке МОИ ДОКУМЕНТЫ создать папку с названием нашего города

§ Откройте папку МОИ ДОКУМЕНТЫ

Щелкните правой кнопкой мышки в области папки МОИ ДОКУМЕНТЫ. В контекстном меню рабочего поля выберите пункт СОЗДАТЬ и подпункт ПАПКА. В папке МОИ ДОКУМЕНТЫ появится НОВАЯ ПАПКА. Если Вы случайно лишний раз щелкнули мышкой, то название НОВАЯ ПАПКА «закрепится» за созданной папкой.

Для переименования папки нужно щелкнуть правой кнопкой мышки в области изображения НОВАЯ ПАПКА и из контекстного меню выбрать ПЕРЕИМЕНОВАТЬ. Введите название папки УЛАН-УДЭ


Для его «закрепления» нажмите на клавишу ввод (ENTER) или щелкните мышью. Результатом вашей работы будет новая папка с названием «УЛАН-УДЭ»

Ее месторасположение МОИ ДОКУМЕНТЫ\ УЛАН-УДЭ

Закройте все окна, нажав Alt+F4, или используя «крестик» в области названия окна.

Найдите самостоятельно созданную папку.

2. Переименуйте созданную папку «УЛАН-УДЭ» на «УЧЕБНАЯ».

На экране должна быть видна папка, которую следует переименовать. В контекстном меню для этой папки выберите (выполните) команду ПЕРЕИМЕНОВАТЬ. Введите новое название «УЧЕБНАЯ».

3. Откройте папку «УЧЕБНАЯ»

Двойной щелчок в области папки.

4. Создайте в папке «УЧЕБНАЯ» папки с названием КЛАССА. Например, 

Обратите внимание на подсказки компьютера.

5. Откройте папку

Двойной щелчок в области папки.

6. Создайте в папке личную папку известным Вам способом и дайте ей название – свою ФАМИЛИЮ.

7. Откройте личную папку

Двойной щелчок в области папки.

8. Включите в окне панель инструментов и строку состояния.

Воспользуйтесь меню ВИД\СТРОКА СОСТОЯНИЯ. На практике используется крайне редко, но иногда полезна информация, содержащаяся в этой строке. Например, количество файлов в папке и пр.

9. Создайте первый текстовый документ в текстовом редакторе Блокнот.

Чтоб создать текстовый документ, выполните команды из меню: ФАЙЛ\СОЗДАТЬ\ТЕКСТОВЫЙ ДОКУМЕНТ. Получите пиктограмму будущего текстового документа. Дайте документу название – Ваше имя. Чтоб написать сам текст, вызовите текстовый редактор, дважды щелкните над созданной пиктограммой.

10. Создайте второй текстовый документ в текстовом редакторе Microsoft Word.

Чтоб создать второй текстовый документ, выполните команды из меню: ФАЙЛ\СОЗДАТЬ\ДОКУМЕНТ Microsoft Word.

Получите пиктограмму будущего текстового документа. Дайте документу название – Ваше имя. Чтоб написать сам текст, вызовите текстовый редактор, дважды щелкните над созданной пиктограммой.

11. В оба текстовые документы введите текст: свою фамилию, имя и отчество.

12. Сохраните текстовые документы и закройте окна.

Чтобы сохранить на диске документ, выберите меню ФАЙЛ\СОХРАНИТЬ или, закрывая окно документа, на вопрос системы дайте ответ СОХРАНИТЬ.

13. Изучите свойства двух текстовых файлов, хранящихся в папке «ФАМИЛИЯ». Для этого на экране отобразите папку, носящую вашу фамилию.

Чтобы свойства постоянно были на экране, необходимо в текстовом меню нажать на кнопку ВИД\ТАБЛИЦА, при этом значки располагаются в виде таблицы с изображением свойств.

Просмотрите внешний вид предоставленной в папке информации при различных способах ее отображения ВИД\ЭСКИЗЫ СТРАНИЦ\ПЛИТКА\ЗНАЧКИ\СПИСОК\ТАБЛИЦА.

14. Удалите файлы из папки «УЧЕБНАЯ».

Для удаления объекта его пиктограмму нужно переместить в КОРЗИНУ. Или выбрать в контекстном меню объекта команду УДАЛИТЬ.

 Для выделения сразу нескольких документов или папок щелкайте по ним левой кнопкой, при этом удерживая Чтобы снять выделение с неправильно выделенного файла, щелкните по файлу еще раз, или снимите выделение, щелкнув в свободном месте окна.

15. Удалите папки из папки «УЧЕБНАЯ» 4 в КОРЗИНУ.

 16. Верните ярлыки из корзины.

Загляните в корзину (дважды щелкнув на пиктограмму КОРЗИНА). Выберите нужные пиктограммы и выполните командую ФАЙЛ\ВОССТАНОВИТЬ.

17. Завершение работы

Закройте все окна.



Форматирование текста

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями «форматирование», «абзац», «слово» и показать алгоритмы основных действий при формировании текста.

Задачи:

Образовательные:- познакомить учащихся с основными понятиями, научить форматировать текст по заданным характеристикам.


Развивающие:- развивать навыки управления компьютерными объектами, способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные:- воспитание навыка самостоятельности;

- воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.



Задание 1:

Задайте размер шрифта 14 пт., Arial и наберите следующий текст в одну строчку:


НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ. Мозг на 80% состоит из воды. Нос и уши растут в течение всей жизни человека. Белокурые бороды растут быстрее, чем темные. Единственное домашнее животное, которое не упоминается в Библии – кошка. За всю свою жизнь человек вырабатывает столько слюны, что ее хватило бы на два больших бассейна. В молодости черноморские окуни в основном девочки, но к 5 годам они радикально меняют пол. Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной 76 метров.

2. Сохраните текст в личную папку: меню ФАЙЛ СОХРАНИТЬ КАК- ввести имя файла.

3. Обрывание строки

Поместите курсор после предложения НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ [Enter].

затем в конце первого предложения после слова воды [Enter].

Проделайте эту операцию далее, чтобы текст выглядел так:



НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ.

Мозг на 80% состоит из воды.

Нос и уши растут в течение всей жизни человека.

Белокурые бороды растут быстрее, чем темные.

Единственное домашнее животное, которое не упоминается в Библии – кошка.

За всю свою жизнь человек вырабатывает столько слюны, что ее хватило бы на два больших бассейна.

В молодости черноморские окуни в основном девочки, но к 5 годам они радикально меняют пол.

Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной 76 метров.

4. Распределение текста по центру страницы t1663839330ac.png

Выделите весь текст (меню ПРАВКА -ВЫДЕЛИТЬ ВСЕ) и нажмите кнопку - по центру

Выделите 1 строку, размер шрифта выберите 36, щелкните по кнопке полужирный, цвет шрифта темно-синий.

выделите 2 строку, размер шрифта 28, курсив, цвет зеленый

выделите 3 строку, размер шрифта 26, курсив, цвет красный

выделите 4 строку, размер шрифта 24, курсив , цвет черный

выделите предложение полностью "Единственное животное. . ." размер шрифта 22, курсив, цвет зеленый

выделите следующее предложение, размер шрифта 20, курсив, цвет красный

выделите следующее предложение, размер шрифта 18, курсив, цвет черный

выделите последнее предложение, размер шрифта 16, курсив цвет зеленый

вот что у вас получится:

НЕВЕРОЯТНО, НО ФАКТ.

Мозг на 80% состоит из воды.

Нос и уши растут в течение всей жизни человека.

Белокурые бороды растут быстрее, чем темные.

Единственное домашнее животное, которое не упоминается в Библии – кошка.

За всю свою жизнь человек вырабатывает столько слюны, что ее хватило бы на два больших бассейна.

В молодости черноморские окуни в основном девочки, но к 5 годам они радикально меняют пол.

Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной 76 метров







Задание 2: Наберите текст в одну строку и нажимая клавишу [Enter], расположите стихотворение по строкам, провести форматирование текста:

ПОЛОСАТАЯ ЖИЗНЬ. Друг за другом очень часто Ходит счастье и несчастье. Оттого и получается такая Полосатая жизнь. И не надо зря тратить нервы. Вроде зебры жизнь, да, вроде зебры: Черный цвет, а потом будет белый цвет – Вот и весь, вот и весь секрет.

t1663839330ad.png

Задание 3 :

наберите текст

В 1807 году к Наполеону, знаменитому полководцу, императору Франции, пришел скромно одетый человек. Представившись Фултоном, американским механиком, он предложил свое изобретение: корабль, приводимый в действие не ветром и парусами, а паром.

­­ - с боевыми кораблями, движимыми паром, вы победите Англию, - сказал американец.

Наполеон ответил раздраженно:

- мне каждый день приносят проекты один вздорнее другого. Вчера мне предложили посадить кавалерию на дрессированных дельфинов и атаковать английское побережье. Вы, вероятно, один из таких сумасшедших.

Восемь лет спустя английский парусный корабль "Беллерофон" вез пленного императора на остров Святой Елены. И, здесь, в открытом море, ему суждено было встретиться с первым паровым судном "Фултон. На большой скорости пароход промчался мимо английского корабля.

Проводив глазами новинку судовой техники, Наполеон с горечью сказал Бертрану, своему спутнику в изгнании:

- Вот что, значит, не увидеть важного. Прогнав Фултона, я потерял корону.


создадим свой стиль текста, для этого выполним команду: вкладка ГЛАВНАЯИзменить стили.

На открывшейся справа панели нажмите кнопку [Набор стилей].

Перед вами откроется окно, задайте в нем подходящий стиль.

t1663839330ae.png



Рt1663839330af.gif едактирование текста Цели урока:

дать представление о фрагменте текстового документа;

расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста;

развивать компьютерную грамотность, познавательную активность учащихся.

Задачи урока:

рассмотреть понятие «фрагмент»;

научить технологии редактирования фрагментов текста;

отработать на практике основные приемы редактирования;

познакомить учащихся с клавишами быстрого перемещения по тексту.

Задание1 : Наберите текст КАК ПОКАЗАНО выполняя команды ПРАВКА ВЫРЕЗАТЬ(ctrl-x) и ПРАВКА ВСТАВИТЬ(ctrl-v) расставьте слова по смыслу.



t1663839330ag.png

Задание 2 :

наберите текст

вставьте по смыслу кем (чем) раньше были:

t1663839330ah.png





Задание 3:

Наберите текст

выполняя команды ПРАВКА ª ВЫРЕЗАТЬ (ctrl-x) и ПРАВКА ª ВСТАВИТЬ(ctrl-v) исправьте ошибки в пословицах.


Слово не воробей…рот не разевай…

И хочется, и колется…своя рубашка…

Вылетит- не поймаешь… и сам не плошай…

Не плюй в колодец…и мама не велит…

Дурная голова… пригодится воды напиться…

Чем дальше в лес…ближе к телу…

Ногам покоя не дает…на чужой каравай…

Делу –время…на бога надейся…

Чем больше дров…потехе-час…

Что с возу упало…то не вырубишь топором…

Что написано пером…то пропало…

Друга ищи… всем нет…

Старый друг…а найдешь- береги…

Одному страшно…а недруг- ложь…

Друг скажет правду…лучше новых двух…

Задание 4:

Наберите текст

выполняя команды ПРАВКА ª ВЫРЕЗАТЬ (ctrl-x) и ПРАВКА ª ВСТАВИТЬ (ctrl-v) расставьте правильно фамилии известных писателей, используя подсказки.

t1663839330ai.png

Ввод математических формул Цели

По завершении изучения материала занятия Вы сможете:

вставлять математические формулы в текст документа;

редактировать, изменять размеры и перемещать формулы.

В текстовом процессоре MicrosoftWord, как и во многих других приложениях Windows, одну и ту же операцию можно выполнить множеством разных способов. У каждого способа есть достоинства и недостатки. Пользователи опытным путем подбирают наи­более удобные для себя приемы. Выбор приема зависит от объема и характера испол­няемой работы, а также от периодичности ее исполнения.

Способ 1

Для ввода простейших формул достаточно использоватьвставку верхнего и нижнего индексов, например, y1=x3, используя кнопки на странице Главная: t1663839330aj.png.


Набор подстрочных/надстрочных символов

Способ 2

1. Войти в меню Главная-Шрифт или в контекстно-зависимое меню и выбрать команду Шрифт.

2. В окне Шрифт выбрать вкладку Шрифт и в поле Эффекты указателем мыши отметить нижний индекс/верхний индекс как вид эффекта. При этом в соответствующем окошке появится галочка.

3. После окончания ввода нижнего индекса/верхнего индекса символов нужно войти в меню Главная-Шрифт или в контекстно-зависимое меню и выбрать команду Шрифт. В окне Шрифт в поле Эффекты указателем мыши отменить нижний индекс/верхний индекс вид эффекта.


Запись формул с помощью редактора формул

Запись и редактирование сложных формул в MicrosoftWord ведется с помощью команды Вставка- Формула. Она позволяет вставлять в доку­мент математические формулы, включающие знаки операций, выражения, дроби, степени, интегралы и т. п.

Порядок вставки формул в документ

Поместить курсор на место ввода и редактирования формулы.

В меню Вставка выбрать команду Формула…

В результате откроется диалог работы с редактором формул (Рис.1)

Рt1663839330ak.png ис. 1. Диалоговое окно «Работа с формулами»

Интерфейс редактора формул

В формулу с помощью клавиатуры можно ввести буквы русского и латинского алфавитов, а также знаки простейших математических операций «+», «-», «/» и операций отношений «<», «>».

С помощью шаблонов панели инструментов выполняется вставка в формулу знаков ряда математических операций, задание символов интегралов, сумм, произведений. Кроме того, шаблоны позволяют задать форму математического выражения (дроби, степени, индекса, матрицы и т.п.) для последующего ввода математических символов в заготовку, полученную с помощью шаблонов.

При наборе символов формулы курсор ввода имеет форму знаков или . Вводимый в формулу символ размещается справа или слева от вертикальной черты и над горизонтальной линией курсора ввода.

Запись и редактирование формул

При записи и редактировании формулы ввод очередного знака в ее конец может выполняться в основную линию ввода - место вводимого символа автоматически помечается слотом (прямоугольником с пунктирной линией). При необходимости ввести символ суммы, интеграла, произведения или другой сложной формульной конструкции (например, переменной с верх­ним и/или нижним индексом) следует выбрать с помощью мыши соответст­вующий значок в подходящей палитре шаблонов.

Заготовки, получаемые с помощью шаблонов, можно вставлять в середину слота. Таким образом, создаются многоступенчатые формулы.

Запись формулы с фигурными скобками

Рассмотрим запись формулы вида: t1663839330al.gif .

Предлагается один из способов записи формулы.

В слоте рамки ввода ввести «y=».

Вt1663839330am.png палитре Скобка щелкнуть мышью по шаблону t1663839330an.png

Поместить курсор ввода в слот справа от скобки и в палитре Матрица щелкнуть по В результате справа от фигурной скобки появится 6 слотов.

Ввести соответствующие выражения в слоты.

Удаление элемента формул"

Щелчком мыши выделим удаляемый элемент.

Нажмем клавишу Delete .


Запуск редактора формул для корректировки имеющейся формулы выполняется двойным щелчком мыши в поле формулы.

Завершение и редактирование или записи формулы выполняется щелчком мыши за пределами рамки для ввода формулы.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Ввод простых формул в документ без помощи редактора формул

c2 = a2 + b2 (теорема Пифагора);

= a1b2a2b1 (нахождение определителя матрицы 22);

ax= ba = logxb (логарифмическая команда);

sin2x + cos2x = 1 (тригонометрическая команда);

(ab)2 = a22ab+b2 (разложение квадрата суммы)

Задание 2. Таблица простейших интегралов

t1663839330ao.gif

t1663839330ap.gif

t1663839330aq.gif

t1663839330ar.gif

t1663839330as.gif

Задание 3. Формулы вычисления суммы членов бесконечного ряда

t1663839330at.gif

t1663839330au.gif

t1663839330av.gif

t1663839330aw.gif

t1663839330ax.gif

Задание 4. Запись формул с фигурными скобками


t1663839330ay.gif

t1663839330az.gif

t1663839330ba.gif



t1663839330bb.gif

t1663839330bc.gif



Вставка объектов WordArt, ClipArt и текстовых файлов в документ

Цели:

научить уч-ся вставлять Автофигуры, изменять параметры Автофигуры;

рассмотреть команды меню Рисование (Действие);

развитие воображения, мышления, памяти, творчества уч-ся;

развитие познавательного интереса, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности.

Задачи: Организовать четкое выполнение практической работы.

Создание текстовых эффектов и вставка объектов WordArt

Создание и настройка текстовых эффектов в Word выполняется с помощью встроенных средств.

Для задания текстовых эффектов создаются объекты WordArt. С их помощью можно задать всевозможные варианты оформления текстовых фрагментов: с различным расположением линии текста, использованием теней, вращением строк текста и наклона букв, заданием обрамления и заливки, растяжкой букв по горизонтали и по вертикали и т.п.

Создание текстового эффекта WordArt

Поместить курсор в место ввода и редактирования текстового эффекта.

Нt1663839330bd.png а панели инструментов Вставка- Текст нажать кнопку WordArtt1663839330be.png. В результате произойдет открытие коллекции WordArt для создания текстового эффекта (рис. 1.). Щелчком мыши выбрать нужный вариант. При этом откроется диалоговое окно Изменение текста WordArt(рис.2.)







Рис. 1. Диалоговое окно Коллекция WordArt





В поле Текст: ввести нужный текст, к которому будет применяться создаваемый эффект Word Art.

Вt1663839330bf.png списке Шрифт: выбрать требуемую гарнитуру шрифта.

Уточнить размер шрифта в пунктах, при необходимости установить нужное начертание (полужирный и /или курсив).

Нажать ОК.

В

Рис 2.Диалоговое окно Изменение текста WordArt



результате произойдет вставка в документ отредактированной текстовой фразы с выбранным вариантом и параметрами текстового эффекта.


Работа с ClipArt

Сt1663839330bg.png оздание достаточно сложных композиций может быть очень трудоемким. В таких случаях используют готовые библиотеки (коллекции) рисунков (Clipart), которые входят в комплект поставки пакета MicrosoftOffice.

Дt1663839330bh.png ля вставки Клипов на панели инструментов Вставка- Иллюстрации нажать кнопку После этого откроется окно Клип (Рис.3.)

В поле ввода Искать ввести категорию картинки.

В поле ввода Просматривать необходимо выбрать Коллекции Microsoft Office. Они классифицированы по категориям (рис.2.).

Для начала поиска нужной картинки щелкнуть по кнопке Начать. Для вставки рисунка в документ достаточно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши.

Рис. 3. Диалоговое окно Клип
Изменение размера объектовWordArt, ClipArt

Щелчком мыши выделить объект.

Поместить указатель мыши в поле одного из маркеров выделяющей рамки и протащить его до получения нужного размера.

Перемещение объектовWordArt, ClipArt

Щелчком мыши выделить объект с текстовым эффектом.

Для перемещения объекта в документе подвести указатель мыши к объекту так, чтобы он принял форму направленной в четыре стороны стрелкиt1663839330bi.gif

Нажать левую кнопку мыши и перетащить объект в нужное место документа.



Как активизировать WordArtи СlipArt?



Задание 1

Создайте визитную карточку предприятия (рис. 6)

Вставьте на лист полотно, для размещения будущего объекта. (Вставка- Фигура- Новое полотно)

C помощью WordArt оформить заголовок Перспектива и текст.

Рисунок вставить с помощью команды Вставка- Иллюстрации выбрав кнопку Клип выполнив предварительно вставку рамки надписи в нужном месте.


t1663839330bj.png




Задание 2

Составьте первую страницу к еженедельной газете (рис. 7).

Вставьте на лист полотно, для размещения будущего объекта. (Вставка- Фигура- Новое полотно)

Создать объект в виде прямоугольника и для него выбрать нужный режим заливки и тип обрамляющей линии.

Слова «Вестник», «РГГУ» ввести в виде объектов WordArt.

Вставить рисунок.


t1663839330bk.png

Задание 3

Создайте почетную грамоту (рис.8).

Вставить на лист полотно, для размещения

будущего объекта. (Вставка- Фигура- Новое полотно)

Вставить фигуру Вертикальный свиток.

Слова «Заслуженному» «учителю» вставить в виде объектов WordArt.

t1663839330bl.png


Задание 4

Создайте личную визитную карточку (рис.9).

Указания по выполнению такие же, как для варианта 1.

t1663839330bm.png


Организационные диаграммы

Построить диаграммы в соответствии с заданием. (На вкладке ВСТАВКА нажмите кнопку SmartArt).







t1663839330bn.png




Работа с таблицами Цели

обеспечить усвоение учащимися способа построения таблиц в Microsoft Word, развить у учащихся интерес к предмету, формировать у учащихся наблюдательность, развивать у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира.

Задачи: 

Расширить и углубить теоретические знания по информатике;

Развить практические навыки;

Углубить представление у учащихся о практическом применении текстового процессора Microsoft Word;


Word имеет встроенное средство создания и изменения таблицы. Основные элементы таблицы - строки, столбцы, ячейки. Ячейка - это клетка, расположенная на пересечении строки и столбца. В каждую ячейку можно занести данное - число, текст, к которым применим общий принцип форматирования текста (выравнивание, размер и стиль шрифта и т.п.), дату, графика, ссылки на данные из других документов. Для наглядности таблицы можно задавать разметочные линии сетки, видимые или невидимые при печати.

Создание и удаление таблиц

Таблица в документе создается следующими способами:

1t1663839330bo.png . Посредством команды Вставка- Таблица- Вставить таблицу;

2. Преобразованием имеющегося текста в таблицу.

Cпособ 1

Поместить курсор в месте размещения таблицы.

Выполнить команду Вставка- Таблица- Вставить таблицу;

В результате откроется диалоговое окно Вставка таблицы (рис. 1.).

В

Рис. 6.1. Диалоговое окно Вставка таблицы



полях Число столбцов: и Число строк: задайте соответствующие параметры таблицы.

В

Рис. 1.

блоке Автоподбор ширины столбцов: задать Постоянная= Авто.

Нажать ОК.

В результате будет создана таблица с заданными параметрами.


Примечание: если на экране не появилась сетка таблицы, то необходимо в команде Работа с таблицами- Макет установить команду Отображатьсетку.

Cпособ 2

Поместить курсор в том месте документа, куда нужно вставить таблицу.

В диалоговом окне Вставка –Таблица указателем мыши выделить необходимое количество строк и столбцов.

На рабочем поле документа появится сетка таблицы.

Cпособ 3

Выделить фрагмент текста, который нужно преобразовать в таблицу.

В меню Вставка- Таблица выбрать функцию Преобразовать в таблицу.

Заполнение таблицы

Указателем мыши или стрелками управления курсором перевести курсор в нужную ячейку таблицы.

Набрать текст по правилам набора текста. При этом в каждой ячейке действуют все установки линейки форматирования (шрифт, размер шрифта, выравнивание и т.д.).

Изменение высоты и/или ширины ячейки

Один из способов изменения высоты и/или ширины ячейки

Подвести указатель мыши к границе изменяемого столбца (строки) и добиться того, чтобы указатель приобрел вид специальной двунаправленной стрелки.

Нажать на левую кнопку мыши и перетащить границу на нужное место.

Перемещение по таблице

t1663839330bp.png

Вставка/удаление строк или столбцов Вставка строк

Способ 1

Вывести курсор за правую границу строки, после которой требуется вставить строку.

Нажать клавишу Enter.

Способ 2

Установить указатель на левый край строки в таблице, перед которой нужно вставить строку и выделить ее. При таком же положении указателя нажать на правую кнопку мыши. При этом появится контекстно-зависимое меню.

Выбрать команду Вставить строки...

Удаление строк

Выделить строки, которые нужно удалить.

2. Выполнить команду Работа с таблицами- Макет -Удалить

Вставка столбцов

Выделить столбец, перед которым нужно вставить новый столбец.

Не перемещая курсор, нажать правую кнопку мыши.

В появившемся контекстно-зависимом меню, выбрать функцию Вставить столбцы.

Объединение ячеек

При необходимости объединить группу смежных ячеек из одной или нескольких смежных строк и столбцов в одну ячейку с размещением в ней содержимого этих ячеек осуществляется следующим образом:

Выделите одновременно все объединяемые ячейки строки.

Задайте команду Работа с таблицами- Макет-Объединить .

Разбивка таблицы на две независимые части

Поместите курсор в ту строку, которую предполагается сделать первой во второй части таблицы.

Выберите команду Работа с таблицами- Макет-Разбить таблицу.

Сортировка таблицы

Выделите фрагмент таблицы, который следует отсортировать.

Выберите функцию Работа с таблицами- Макет– Данные- Сортировка.

В окне Сортировка текста выберите параметры сортировки.

Преобразование текста в таблицу

1. Набрать текст, отделяя содержимое будущих ячеек заданным символом (точка, двоеточие, табуляция и т.п.).

2. Выделить текст.

3. Выбрать команду Вставка- Таблица- Преобразовать в таблицу .

4. В появившемся окне указать количество столбцов будущей таблицы, символ-ограничитель и нажать кнопку ОК.

Форматирование таблицы

Существует два вида форматирования таблицы: автоматическое и ручное. Первый способ предусматривает выбор стандартного формата, предлагаемого Word. При втором способе пользователь сам устанавливает параметры форматирования.

Автоматическое форматирование таблицы

Поместите курсор в созданную таблицу.

Выполните команду Работа с таблицами- Конструктор- Стили таблиц.

В результате откроется диалоговое окно Стили таблицы (рис.6.2.).

t1663839330bq.png


Выберите вариант, наиболее подходящий по характеру оформления таблицы.

Ручное форматирование таблицы

1. Обрамление таблицы

Выделить таблицу.

Нажать кнопку Границы на странице Работа с таблицами- Конструктор.

Выбрать на ней кнопки Внешние границы, Внутренние границы или Все границы.

2. Выравнивание содержимого ячеек

Выделить нужные элементы таблицы.

Выбрать соответствующую кнопку на панели Главная- Абзац.

3. Изменение параметров шрифта

Выделите шапку таблицы (первую строку).

С помощью команды Главная-Шрифт установите размер шрифта 14, стиль полужирный курсив, соответствующий цвет.

Выделите часть таблицы с данными и измените цвет символов по своему усмотрению.

4. Заполнение элементов таблицы (узоры, цвет и т.п.)

Выделите первую строку таблицы.

На панели инструментов Работа с таблицами- Конструктор -Заливка и сделайте соответствующий выбор.

Выделите часть таблицы с данными.

Выберите команду Работа с таблицами- Конструктор -Заливка и установите цвет заливки по своему усмотрению.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

1. Создайте таблицу.

t1663839330br.png

Примечание: для созданной таблицы применить ручное форматирование.


2. Выделите вторую строку и выровняйте по центру. Также выровняйте по центру столбцы с числовыми данными.

3. Преобразовать рассматриваемую таблицу следующим образом:

Вставить столбец Сумма и оформить как вычисляемые.

Вставить строку ИТОГО и подсчитать в ней суммы по каждому столбцу.

Оформление столбца Сумма.

Значение этого столбца вычисляется как сумма столбцов Канцелярские товары и Расходные материалы на оргтехнику с помощью команды Работа с таблицами- Макет- Данные – Формула.

В появившемся окне в строке Формула нужно набрать =SUM(LEFT), что означает суммирование числовых ячеек, расположенных слева. Формулу нужно набирать для каждой ячейки столбца.

Оформление строки ИТОГО.

Для вычисления суммы по столбцу Канцелярские товары нужно в окне команды Работа с таблицами- Макет- Данные – Формуланабрать формулу =SUM(ABOVE). Аналогично вычисляются суммы по остальным столбцам.

Расположение заголовка по центру

1. Выделить первую строку и выполнить команду Работа с таблицами- Макет- Объединить ячейки.

2. Выровнять текст по центру с помощью соответствующей кнопки на панели форматирования.

Созданная таблица должна иметь следующий вид:


t1663839330bs.png

Построение диаграмм

Выделить таблицу с названиями столбцов и с названиями отделов и скопировать в буфер обмена (ЩП- Копировать). Затем выполнить команду Вставка- Диаграмма. Выбрать тип диаграммы и в открывшемсяокне программы MicrosoftExcelудалить таблицу-пример и вставить таблицу из буфера обменаНа рис. 3 дана выведенная Гистограмма.

t1663839330bt.png

Рис. 3 Гистограмма



Задание 2

Выполните следующее действия:

1. Набрать следующий текст, вставляя между словами символ табуляции нажатием клавиши Tab.

Автор Название Цена (руб) Иванов А.П. Сборник задач по общей физике 35 Терентьев М.В. Программирование на Си 50 Соснов В.В. Методы вычислений на ЭВМ 45 Зорин К.Л. Базы и банки данных 38

2. Выделите набранный текст и выполните команду Вставка- Таблица- Преобразовать в таблицу. В появившемся окне укажите нужное количество столбцов (3) и разделитель - табулятор.

В результате должна получиться таблица, для которой нужно выполнить автоматическое форматирование.

Созданная таблица имеет следующий вид:

t1663839330bu.png


Задание 3

Создайте отрывное объявление по следующей схеме:

t1663839330bv.png

1. С помощью команды Вставка- Таблица- Вставить таблицу выполнить вставку таблицы с 2 строками и 6 столбцами, там же задать ширину каждого из столбцов 1,2 см.

2. Объединить ячейки первой строки, задав команду Работа с таблицами- Макет-Объединить ячейки.

3. Поместить курсор в верхнюю ячейку таблицы, ввести и отформатировать текст, отделяя строки символом конца абзаца для строки "ПРОДАЮТСЯ" установить интервал разреженный на 10 пт (команда Шрифт меню Формат, вкладка Интервал и выравнивание по центру;

для остальных строк задать отступ слева с помощью маркера левого отступа горизонтальной линейки;

для последней строки (с телефоном) задать команду Главная- меню Абзац и в открывшемся диалоговом окне на вкладке Отступы и интервалы в поле После установить значение интервала 6 пт.

4. Поместить курсор в первую ячейку второй строки, ввести строки "222-33-44" и "мебель", отделив их символом конца абзаца.

5. Скопировать введенные строки в остальные ячейки второй строки с помощью команды или кнопки копирования.

6. Выделить все ячейки второй строки и с помощью кнопки Направление текста меню Работа с таблицами- Макет задать нужную ориентацию текста внутри выделенных ячеек.

7. Выделить поочередно первую строку объявления и вторую таблицы, задать команду Ззаливка меню Работа с таблицами- Конструктор и в открывшемся диалоговом окне на вкладке Заливка выбрать варианты заливки.

Задание 4

Создать таблицу:


t1663839330bw.png

Использовать Стили таблиц в меню Работа с таблицами- Конструктор.

Добавить 2 столбца в конец таблицы: «Доплата за отдаленность», «ИТОГО».

Удалить столбец «Разряд ЕТС» и строку «Цыренов…». Затем восстановить эту строку.

Отсортировать данные по столбцу ФИО.

Задание 5

Создать таблицу:








t1663839330bx.png



Разбить ячейки, Вставка строки и Работа с таблицами- Конструктор- Границы.

Заголовки столбцов залейте цветом, используя команду Работа с таблицами- Конструктор- Заливка.

Измените рамку таблицы (Работа с таблицами- Конструктор- Границы).





Создание и форматирование таблицы Excel

Цели:

ознакомиться с программным приложением MS Excel, предназначенным для обработки числовых данных;

сформировать знания о структуре электронных таблиц (ЭТ);

сформировать первичные навыки работы с электронной таблицей;

развитие логического мышления;

воспитывать чувство товарищества и умение работать в команде.

Задачи урока:

1. Образовательная: активизировать познавательную деятельность учащихся, повторить и закрепить общие понятия о программе MS Excel, научиться использовать полученные знания при выполнении практической работы.

2. Воспитательная: уметь выслушать мнение своих однокурсников, выявлять собственный уровень знаний, уметь самостоятельно группировать материал по указанным признакам.

3. Развивающая: развивать речь и творческие способности обучающихся, уметь выделять главное из полученной информации.

t1663839330by.pngРис.1




Microsoft Excel– табличный процессор, программа для создания и обработки электронных таблиц. Электронная таблица- это динамическая информационная структура. Слово ”динамическая в данном случае обозначает автоматический пересчет вычисляемых данных с изменением исходных данных. Ярлык Microsoft Excel имеет вид, показанный на рис.1.



Рабочая книга

Документом MS Excel является файл с произвольным именем и расширением .XLS, который называется рабочейкнигой. Рабочая книга состоит из рабочих листов, имена которых (Лист1, Лист2, …) выведены на ярлыках в нижней части окна рабочей книги (рис.2). В каждой рабочей книге может размещаться от 1 до 255 электронных таблиц, и каждая из них называется рабочим листом. Щелкая по ярлыкам, можно переходить от листа к листу внутри рабочей книги.



Основные понятия

Электронная таблица Excel состоит из 16384 строк и 256 столбцов. Строки пронумерованы целыми числами от1 до 16384, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита А, В,…, Z, АА, АВ…,. На пересечении столбца и строки располагается структурный основной элемент таблицы - ячейка. В любую ячейку можно ввести исходные данные - число или текст, - а также формулы для расчета производной информации.

Для указания на конкретную ячейку таблицы мы используем адрес, составляемый из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых эта ячейка находится, подобно символике, используемой при обозначении клеток на шахматной доске.

В клеточке с независимыми данными заносятся сами значения этих данных, а в клетке с вычисляемыми полями заносятся формулы для вычисления их значений.

Однако пользователь видит на экране результаты вычислений по этим формулам. И при каждом изменении исходных данных автоматически пересчитываются формулы.


Что можно записать в ячейку таблицы?

В любую ячейку электронной таблицы можно ввести:

Число;

Формулу;

Текстовую (алфавитно-цифровую) информацию.



Ввод по умолчанию. КакExcel отличает один вид информации от другого? Если не указан тип и формат вводимой информации, Excel по умолчанию использует следующие соглашения:

Число. Если набрана некая последовательность символов, в которую входят цифры, а также знаки «+»,«-» или «.», эта последовательность считается числом.

По умолчанию после фиксации числа Excel сдвигает его к правой границе ячейки, при этом назначающие нули в дробной части числа отбрасываются.

Формула. Если набранная последовательность символов начинается со знака «=», Excel считает, что набрана формула. В формулу могут входить данные разного типа.

Текст.Если набранная последовательность в представлении Excel не является ни числом, ни формулой, она считается текстом и не подвергается каким-либо преобразованиям.

Задание для самостоятельной работы

Задание 1


Рассмотрим работу в табличном процессоре Excel на примере создания “ Учет книг в школьной библиотеке”.



t1663839330bz.png

Рис.2.Таблица «Учет книг в школьной библиотеке.


Эту таблицу можно сформировать в памяти ЭВМ, для того чтобы получать из нее сведения о книжном фонде библиотеки. Не все поля в этой таблице являются независимыми, Общая стоимость книг получается перемножением количества книг и цены одной книги. Количество книг, оставшихся в наличии, можно вычислить вычитанием из общего числа экземпляров количества выданных экземпляров.

Данные в 4-м и 6-м столбцах называются вычисляемыми, т.е. значения, записанные в этих полях, однозначно зависят от значений других полей.

 Запустите Excel с помощью команды Пуск - Все программы - Microsoft Excel. В окне Excel сразу откроется новая рабочая книга с тремя листами.

Переименуйте Лист1 в «Библиотека».

 Перемещаясь по ячейкам с помощью клавиш со стрелками, клавиш Enter и Tab или с помощью мыши, сформируйте таблицу, показанную на рис.2.

Установите курсор в ячейку D2 и введите: = Цена* Кол-во экземпляров. Щелкните на ячейке D2. Обратите внимание, что в выделенной ячейке с формулой выводится результат расчета, а сама формула видна в строке формулы в верхней части окна Excel.

Установите курсор в ячейку D2 и протащите угловой маркер рамки выделения вниз, чтобы рамка охватила ячейки с D2 по D5. В указанную серию ячеек будет скопирована введенная вами формула.

Попробуйте щелкнуть на любой ячейке в столбцах B и C таблицы и изменить находящееся в ней число. Excel автоматически скорректирует значение столбца D. Таким образом, вам теперь не нужно по несколько раз пересчитывать значения столбцов на калькуляторе. Excel мгновенно реагирует на любые изменения таблицы, и вы всегда знаете точные итоговые значения.

Установите курсор в ячейку F2 и введите: =Кол-во экземпляров - Выдано книг и скопируйте эту формулу на диапазон F2:F5.

Подсчитаем общую стоимость всех книг в библиотеке. Для этого:

 Щелкните на ячейке D6.

 На панели инструментов щелкните на кнопке Автосуммаt1663839330ca.png (по стрелочке).

Оt1663839330cb.gif ткроется окно диалога, помогающее строить корректные формулы. (рис.3). Выберите функцию Суммировать.

Подсчитайте общее количество выданных книг и книг, оставшихся в наличии.

Установите курсор в ячейку B7и высчитайте среднюю цену книг.

Установите курсор в ячейку B8и высчитайте стоимость самой дорогой книги.

Установите курсор в ячейку B9 и высчитайте стоимость самой дешевой книги.

Работать с таблицей намного приятнее, когда ее строки и столбцы окрашены в разные цвета и выделены рамками. Грамотное оформление ячеек помогает быстрее отыскивать числа, которые требуют изменения, и ячейки с результатами вычислений. Оформите таблицу, отформатировав ее по своему усмотрению.

Установите защиту на ячейки, в которые введены формулы. Для этого воспользуйтесь командой: Сервис- Защита-Разрешить изменение диапазонов


Задание 2

Переименуйте Лист 2 в «Платежное требование»



Платежное требование

t1663839330cc.png

Примечания:

Сумма=Количество*Цена

Накопить итог по графе «Сумма»

Ввести заголовок, шапку, заполнить первую, вторую, третью графы. Для форматирования заголовка воспользуйтесь командой: Формат ячеек- Выравниваниеи установите флажок «Переносить по словам»

С помощью пункта меню Формат – Ячейки для графы «Количество» установите числовой формат с одной цифрой в дробной части, для граф «Цена» и «Сумма» установите денежный формат.

В первую строку шестой графы введите формулу для вычисления суммы. Скопируйте формулу в последующие пять строк данной графы.

Выполните по графе «Сумма» автосуммирование.

Расположите заголовок таблицы по центру шапки, заголовки шапки отцентрируйте, содержимое первой и третьей граф выровняйте по центру.

Выполните обрамление таблицы



Задание 3

Переименуйте Лист 3 в «Ведомость ГСМ»



Ведомость движения горючего и смазочных материалов

t1663839330cd.png

Примечания:

Остаток на конец года=Остаток на начало года+Поступило-Израсходовано

Накопить итоги по 2-5 графам. (Сумма)

Задание 4



Вставьте новый лист, выполнив команду Вставка- Лист.

Переименуйте Лист 1 в «Сменные задания».



Ведомость выполнения сменных заданий

t1663839330ce.png

Примечания:

Накопить итоги по графам «План.» и «Факт.».

Для графы «% выполнения» установить процентный формат с одной цифрой в дробной части.

% выполнения=Факт/План.*100%

% выполненияв итоговой строке =Факт в итоговой строке /План в итоговой строке.


Задание 5



Вставьте новый лист и переименуйте его в «Заработная плата».

Создайте электронную таблицу расчета зарплаты следующего вида.

t1663839330cf.png



Примечания:

Заполнить первых три столбца («Фамилия», «Оклад», «Премия») произвольной информацией.

вводимая текстовая информация (названия столбцов и фамилии) автоматически выравнивается по левой границе ячейки;

вводимые числа автоматически - выравниваются по правой границе ячейки;

при вводе чисел слово «рубли» не указывается;

используйте соизмеримые величины окладов и премий, например, для оклада: от

5000 до 15000; для премии: от 1500 до 5000;

заполнить для первой фамилии (строка номер два) ячейки «Налог», «К выдаче» и «Итого по курсу в $» следующими формулами:

для ячейки «Налог»: =(b2+с2)*0,13

для ячейки «К выдаче»: =b2+с2-d2

для ячейки «Итого по курсу в $»: =е2/к , где k=24,2 - количество рублей за 1 доллар США.

cкопировать формулы на все другие ячейки в столбцах «Налог», «К выдаче» и «Итого по курсу в $», используя протяжку мыши. При этом Excel автоматически изменит адреса ячеек в копируемых формулах.

В столбцах Оклад, Премия, Налог, К выдаче установите Денежный формат, единица измерения- рубль. Для столбца Итого по курсу $-Денежный формат, единица измерения- Доллар.

Отсортируйте записанные в таблице фамилии в алфавитном порядке по возрастанию (от А до Я), затем по убыванию (от Я до А) и снова по возрастанию (Используйте t1663839330cg.png на панели инструментов).

Сохранить рабочую книгу под именем «Ведомости».



Вопросы для самоконтроля:



Назначение табличного процессора Excel.

Понятия Ячейка, Строка, Столбец, Диапазон.

Адреса ячеек.

Автосуммирование.

Формулы в таблицах. Правила записи.

Копирование формул.



Форматы чисел в Excel. Автозаполнение смежных ячеек таблиц

Цели:

Обеспечить в ходе урока усвоение (следующих основных понятий: форматы данных, формула). Продолжить формирование навыков работы с электронной таблицей.

Задачи:

Совершенствовать понятия «электронные таблицы», «ячейки», «столбцы», «строки», совершенствовать знания и умения при работе на компьютере в программе «Microsoft Office Excel».

Развитие знаний в области информационных технологий, интерес к учению.



Формат чисел

Каждое число в таблице можно представить в разных форматах (с различным количеством десятичных позиций, незначащих нулей и пр.). Для изменения формата содержимого ячейки необходимо:

Выделить ячейки, формат которых требуется изменить;

выбрать команду Ячейки меню Формат;

в диалоговом окне Форматячеек выбрать вкладку Число (рис. 1);

в списке Числовые форматы выбрать тип формата содержимого ячейки, а в полях справа – параметры формата;

в поле Образец будет отображаться пример содержимого ячейки в выбранном формате;

чтобы ввести новый формат, следует выбрать пункт все форматы, а затем в поле Тип ввести новый формат;

щелкнуть ОК.

t1663839330ch.png

Рис.2



Автозаполнение смежных ячеек таблиц



Чтобы задать прогрессию, следует либо перетащить маркер заполнения выделенного диапазона ячеек, либо воспользоваться командой Прогрессия (Меню Правка -Заполнить - Прогрессия).

Копирование данных в строке или столбце .   При перетаскивании маркера заполнения ячейки содержимое этой ячейки копируется в ячейки вдоль стоки, либо вдоль столбца.

Заполнение ряда ячеек числами, датами либо другими элементами.   Microsoft Excel может автоматически продолжать заполнение прогрессии числами, комбинациями чисел и текста, датами и временем, основываясь на установленном образце. Например, в таблице ниже приведены примеры продолжения начальных значений. Элементы, разделенные запятыми, находятся в соседних ячейках.

t1663839330ci.png

t1663839330cj.png

Если выделенный диапазон содержит числа, можно создать либо арифметическую прогрессию, либо геометрическую прогрессию.

Создание пользовательской прогрессии .   Для заполнения ячеек часто используемыми текстовыми записями можно создавать пользовательские прогрессии.



В арифметической прогрессии шаг или различие между начальным и следующим значением в ряде добавляется к каждому следующему члену прогрессии.

t1663839330ck.png

В геометрической прогрессии (экспоненциальных рядах) начальное значение умножается на шаг для получения следующего значения в ряде. Получившийся результат и каждый последующий результат умножаются на шаг.

t1663839330cl.png

Задание 1.

Представить одно и тоже число в различных форматах.

Порядок выполнения работы:

Введите в ячейку В1 число 1.

Скопируйте ячейку В1 в ячейки В2: В6.

Представить данное число в разных форматах. Для этого:

Поставьте курсор в ячейку В1;

В меню Формат-Ячейка выберите категорию Число;

Нажмите кнопку ОК.

t1663839330cm.gif4 В ячейку А1 введите название категории «Число»

5 Повторите пункты 3-4 для ячеек В2:В6, выбирая последовательно категории Финансовый, Дата, Время, Процент и т.д.

Замечание: изменить формат ячейки можно, только выбрав другой формат в меню Формат-Ячейка.



Задание 2.

Используя автозаполнение, создайте таблицу следующего вида:

t1663839330cn.png



Задание 3.

Известно, что после того, как 13 апреля 2007 года в городе N появился первый компьютерный вирус, каждый месяц их количество увеличивается вдвое. Подготовьте статистический отчет о количестве вирусов за период с 13.04.2007. по 13.05.2007.

Порядок выполнения работы:



Перейдите на лист 2:

Введите А1 заголовок «Дата», в В1- «Количество вирусов»

Введите в А2 текст-13.04.07, В2- число 1

Поместите курсор в А2. В меню Правка-Заполнить-Прогрессия и установите следующие параметры:

Прогрессия =по столбцам; Тип =дата; Единица даты =месяц;

Предельное значение =13.05.2007

Закройте окно диалога, нажав ОК

Поместите курсор на В2. В меню Правка-Заполнить-Прогрессия и установите следующие параметры:

Прогрессия =по столбцам; Тип =геометрическая; Шаг=2; Предельное значение =10000.

Закройте диалоговое окно, нажав кнопку ОК



Задание 4.

У продавца сломался калькулятор. Для облегчения расчетов с покупателями составьте «Шпаргалку»- таблицу стоимости товара от 200г до 1 кг включительно с интервалом в 200г.

Порядок выполнения работы:

Перейдите на лист 3;

Введите исходные данные:

t1663839330co.png

В ячейки С1:G1 с помощью автозаполнения занесите числа от 0,2 до 1 следующим образом:

В С1 занесите число 0,2

В меню Правка-Заполнить-Прогрессия установите следующие параметры:

Прогрессия =по строкам; Тип =арифметическая; Шаг =0,2;

Предельное значение =1

Закройте окно диалога, нажав кнопку ОК.

Введите в ячейки необходимые формулы и выполните расчеты.

Используйте формат финансовыйдля ячеек В2:G5, (предварительно выделив указанный блок). Если в какой либо ячейке появились знаки , значит, ее ширина недостаточна для размещения числа.

Установите ширину всех столбцов так, чтобы данные были представлены на экране полностью.

Результаты работы: t1663839330cp.png

Создание диаграмм

Цель урока: сформировать у учащихся представления о назначении диаграмм.

Задачи:

Образовательные: научить учащихся построению диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц.

Развивающие: развивать алгоритмическое и логическое мышление, формировать навыки самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Воспитательные: создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся.



Диаграмма – это представление данных таблицы в графическом виде, которое используется для анализа и сравнения данных. На диаграмме числовые данные ячеек изображаются в виде точек, линий, полос, столбиков, секторов и в другой форме. Группы элементов данных, отражающих содержимое ячеек одной строки или столбца на рабочем листе, составляют рядданных.

Для создания диаграммы необходимо:

на рабочем листе выделить данные, по которым следует построить диаграмму, включая ячейки, содержащие имена категорий или рядов, которые будут использоваться в диаграмме;

выбрать команду Диаграмма меню Вставка или щелкнуть кнопку t1663839330cq.gif ;

в диалоговых окнах Мастерадиаграмм следует выбрать тип, формат и другие параметры диаграммы;

для перехода к следующему шагу используется кнопка Далее >;

для построения диаграммы на любом шаге можно щелкнуть кнопку Готово, тогда Мастер диаграмм самостоятельно закончит построение диаграммы;

в последнем (4-м) окне щелкнуть кнопку Готово.

Диаграмму можно перетянуть мышью в любое место. Для изменения размера диаграммы необходимо щелкнуть на ней мышью и перетянуть маркеры размера. Для изменения типа и параметров построенной диаграммы следует щелкнуть на диаграмме правой клавишей мыши и в контекстном меню выбрать подходящую команду. Для удаления диаграммы следует щелкнуть на ней мышью, чтобы появились маркеры размера, и нажать клавишу Delete.

Задание 1.

Постройте таблицу «Объем продажи в универсальном магазине».



t1663839330cr.png

Рис.1 Таблица «Объем продажи в универсальном магазине»

Постройте диаграмму.

Отформатируйте ряды данных и оси Y.

Постройте круговую диаграмму, показывающую какова выручка магазина от продажи различных товаров за Февраль.

Постройте плоскую линейчатую диаграмму, для определения месяца и секции, когда была получена самая большая выручка.

Сохраните изменения в файле «Универсальный магазин».

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

Прежде чем начать строить диаграмму, необходимо продумать, какую информацию и в каком графическом представлении мы хотим получить. В качестве примера построим диаграмму, в которой необходимо отобразить выручку секции Занавески по месяцам.

1. Для построения диаграммы:

Выделите данные для диаграммы в исходной таблице.

Поскольку нам необходимо отобразить выручку секции Занавески по месяцам, то:

выделите блок ячеек, включающих в себя: имена столбцов таблицы (кроме столбца ИТОГО), строку с единицами измерения данных и строку Занавески (рис. 2);



t1663839330cs.png

Рис.2 Выделение диапазона ячеек для построения диаграммы

вызовите Мастер диаграмм нажав кнопку t1663839330ct.png на панели инструментов;

появляется первое окно диалога (рис. 3) , в котором предлагается выбрать тип диаграммы (выберите Гистограмму).Посленеобходимо выбрать вид диаграммы (плоская или объемная). Выберите Вид плоская обычная гистограмма. Затем нажмите кнопку Далее;

Рt1663839330cu.png
ис.3. Первое окно диалога для выбора типа диаграммы



во втором окне диалога нужно указать (рис. 4):

диапазон данных, которые отображаются на диаграмме. Так как ячейки с данными уже выделены, то этот диапазон указан в поле Диапазон, т.е. вводить его не нужно;

расположение данных – в строках или в столбцах (ориентация данных);

Выберите ориентацию данных в столбцах и нажмите кнопку Далее;

t1663839330cv.png

t1663839330cw.png

Рис .4 Второе окно диалога: ряды данных в строках



Третье окно диалога предназначено для оформления диаграммы. Оно состоит из вкладок, в которых указываются (рис. 5):

ВКЛАДКА Заголовки:

название диаграммы (выручка по месяцам);

название по оси X;

название по оси Y (руб.).



t1663839330cx.png

Рис. 5. Третье окно диалога с активной опцией Заголовки

b) ВКЛАДКА Подписи данных



t1663839330cy.png

Рис. 6 вкладка Подписи данных

В четвертом окне нужно указать, где расположить диаграмму:



t1663839330cz.png



Рис. 7 вкладка Размещение диаграммы

Щелкните по опции отдельном и нажмите клавишу Готово. После нажатия клавиши Готово созданная диаграмма появляется на рабочем листе.



Первоначальный вид диаграммы может вас не устроить, поэтому можете ее отформатировать. Для этого необходимо на свободной области окна диаграммы нажать правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбрать необходимую команду для форматирования. Если же вы желаете изменить отдельный элемент диаграммы, то его необходимо выделить.

Для выделения любого элемента диаграммы необходимо указать на него и щелкнуть правой кнопкой мыши. Появляется список команд для изменения параметров соответствующего элемента.

Для форматирования рядов данных:

щелкните ПРАВОЙ кнопкой мыши по одному из столбиков диаграммы;

и в открывшемся меню выберите опцию Формат рядов данных;

в окне Вид выберите другой цвет заливки;

в окне Параметры установите перекрытие –30.

Для форматирования оси Y:

щелкните ПРАВОЙ кнопкой мыши по оси Y;

и в открывшемся меню выберите опцию Формат оси;

в окне Шкала установите максимальное значение 1300 и цену основных делений 100.

Внедренная и отформатированная диаграмма для рассматриваемой задачи дана на рис.8.



t1663839330da.png

Рис. 8. Отформатированная диаграмма



Созданная гистограмма сравнивает выручку секции магазина Занавески по месяцам. По ней можно выявить, что самая высокая выручка была получена в Апреле, а самая низкая – в Феврале. Естественно, для небольшого количества данных (как в нашем случае) можно это выявить непосредственно и в таблице, не создавая диаграмму, но для большого количества данных диаграмма будет наглядней.



Для построения круговой диаграммы:

для подписей данных выделите столбец СЕКЦИИ, а для построения – столбец МЕСЯЦ 2. Выделение проводите при нажатой клавише <Ctrl>;

выберите объемную круговую диаграмму;

установите подписи значений в процентах, для чего в окне Подписи данных кликните по кнопке Доля;

диаграмму разместите на отдельном листе.



Для определения самой большой выручки:

выделите всю таблицу (кроме строки и столбца ИТОГО);

выберите линейчатую плоскую диаграмму;

диаграмму разместите на отдельном листе.

Сделайте соответствующие выводы.



Сохраните изменения в файле «Универсальный магазин».



Задание 2.

Постройте круговую диаграмму для следующей таблицы:



t1663839330db.png

Литература



Куртер Дж, Маркви А.Microsoft Office 2000: учебный курс – СПб: Питер, 2001. – 640 с.: ил.



Информатика. 7-9 класс.Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2003. – 300 с.:ил.



Информатика. 10-11 класс.Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2003. – 300 с.:ил.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.