СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Назарова Марина Евгеньевна334
Россия, Московская обл., Дубна

Назарова М.Е.

учитель обществознания

МБОУ Гимназия № 8 им. Н.Н. Боголюбова

Россия, г.о. Дубна

Московская область

Нестандартное домашнее задание по обществознанию: кейс «Страдают интересы пользователей»

Пояснительная записка

Важной задачей преподавания обществознания является формирование правовой культуры учащихся, а также получение ими навыков, которые они должны уметь применять в своей жизни. При изучении раздела «Право» в курсе Обществознания в 9-11 классов учитель должен не только познакомить учащихся с основами законодательства, но и показать им реальную жизнь права - то, что действительно происходит в судах, органах власти и управления, в отношениях между людьми. Как справедливо отметил профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия В.В. Лисицын, именно она трансформирует догму и законодательство (статику права) в правоприменительную деятельность (динамику права).

В «методологической копилке» у каждого учителя существует значительное количество педагогических технологий, однако именно кейс-технология является универсальным педагогическим инструментарием при формировании правовой культуры учащихся.

Мини-кейсы представляют собой краткое описание проблемной ситуации, которую предлагается разрешить учащимся. Специфика данного вида кейсов состоит в том, что эти задачи обычно являются достаточно распространенными, типичными, их решение помогает сформировать, во-первых, представления о возможных проблемах, которые могут встретиться в жизни, а, во-вторых, умения и навыки их разрешения. По возможности надо использовать ситуации, близкие и понятные обучающимся, что позволит осознать ими связь абстрактных правовых предписаний с реальной жизнью и повысить мотивацию в получении знаний.

Так например, для разработки правовых кейсов могут быть использованы решения судов, материалы претензионной работы крупных предприятий, нотариальная практика или искусственно смоделированные преподавателем ситуации на основе анализа конкретных правоотношений. В содержание кейса может включаться весь объем информационных источников (нормативно-правовые акты, акты судебных органов и др.), необходимых для решения поставленной задачи.

При рассмотрении какой-либо правовой проблематики на занятии преподаватель может в качестве учебно-методического пособия использовать телевизионные передачи правовой тематики. Так, во внеурочное время обучающиеся по заданию преподавателя могут посмотреть тематическую телевизионную программу (например, программу А.В. Пиманова «Человек и закон» и т.п.). В целях правового информирования студентов именно такие телевизионные программы несут в себе довольно большой объем правовой информации, способствуя осознанию личностью как своих прав и обязанностей, так и механизмов их защиты. Отметим, однако, что учитель должен тщательно отбирать материал для просмотра учащимися и формирования кейса, принимая во внимание тот факт, что телешоу является постановкой и не имеет отношения к реальным судебным процессам. На это обстоятельство указывала Председатель Мособлсуда Ольга Александровна Егорова.

В таком кейсе учащимся могут быть поставлены разноуровневые задачи. 1) Учащимся с высоким уровнем подготовки ставится единственный вопрос, о том как должно быть разрешено данное дело. Для решения этого вопроса учащиеся должны самостоятельно определить все правовые аспекты предложенной ситуации, провести их анализ, поиск информационных источников для принятия правильного решения. Такой вариант постановки задач, целесообразно применять для итогового контроля при рассмотрении смежных тем, требующих применения норм двух отраслей права, например, о спорах между имуществом супругов.

2) Учащимся с более низким уровнем подготовки учитель ставит конкретные вопросы, отвечая на которые они должны прийти к правильному решению. В этом случае в содержание кейса может включаться весь объем информационных источников (нормативноправовые акты, акты судебных органов и др.), необходимых для решения поставленной задачи. Цель использования такой технологии в том, чтобы студенты самостоятельно глубоко изучили определенную тему курса (или часть ее).

Примером использования кейс-технологии на уроках в 11 классе по теме «Монополия и конкуренция» является рассмотрение дела Яндекс против Гугл.

Содержательная часть кейса включает в себя текст публикации "Яндекс" подал в ФАС заявление о проверке нарушения Google российского законодательства. Решение и предписание ФАС по делу № 1-14-21/00-11-15.

«Страдают интересы пользователей»

В феврале 2015 года Яндекс обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на предмет проверки нарушения российского законодательства корпорацией Google. В российской компании считают, что Google запрещает предустанавливать приложения и сервисы других интернет-компаний в устройствах, работающих на базе ее мобильной операционной системы Android. Компания Google владеет операционной системой Android, на которой работает большая часть мобильных устройств в мире. Доступ к ключевым компонентам платформы, в частности к магазину приложений Google Play, без которого практически невозможно продавать устройства на Android, производители могут получить только на условиях Google. В результате Google может ставить любые ограничения вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами. В 2016 году Google ограничил предустановку сервисов Яндекса на мобильных устройствах таких производителей, как Fly, Explay и Prestigio. «Велика вероятность, что Google продолжит такую практику. В зоне риска не только Яндекс, но и другие крупные разработчики, сервисы которых конкурируют с продуктами Google, и другие производители устройств, которые могут потерять возможность выбирать наиболее привлекательные варианты предустановки сервисов. В конечном итоге страдают интересы пользователей", - предупреждают в Яндексе».

Инструктивная карточка для учащихся:

1. Внимательно прочитайте кейс.

2. Выясните, в чем заключается проблема.

3. Определите, достаточно ли содержится в кейсе информации для поиска решения или необходимо дополнительная информация.

4. Выясните был ли в международной практике аналогичный спор и если был, то как он был разрешен.

5. Обсудите с участниками своей группы возможные альтернативные решения.
6. Сопоставьте и оцените варианты решения.

7. Аргументируйте свои решения.

8. Примите участие в диспуте с защитой своего решения.

9. Ознакомьтесь с решением, принятым в действительности. Выскажите свое мнение об обоснованности решения ФАС.

Вопросы для учащихся:

1. Сформулируйте основную проблему, возникшую у компании

2. Определите причины, создавшие проблему

3. Ответьте на ключевой вопрос: может ли производитель решать, что действительно интересно и выгодно потребителю?

4. Разработайте рекомендации дальнейшей деятельности компаний производителей програмного обеспечения для развития конкуренции на российском рынке.

Этапы работы с кейсом. Кейс был выдан учащимся после теоретической проработки темы по учебнику Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов]: под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014.

Предварительная работа с кейсом осуществлялась учащимися самостоятельно в качестве домашней работы. На подготовку к занятию была дана 1 неделя.

Работа в классе была организована по группам. Каждая группа представляла одного из участников спора (Гугл, Яндекс, ФАС, европейскую комиссию, производителей мобильных устройств и потребителей). Состав групп был определен учителем, так чтобы в каждой группе были ученики разного уровня подготовки. Количественный состав групп 5-6 человек.

Обсуждение в группах осуществлялось в классе, ребята использовали метод мозгового штурма. Все аргументы и варианты решений записывались и анализировались участниками группы. На заключительном этапе работы ребята оформили свою позицию в виде тезисов и выбрали от группы спикера, который будет участвовать в дискуссии. Длительность работы в группе составила 20 минут. На данном этапе учитель выступает координатором и консультантом для участников рабочих групп.

Следующий этап был организован в виде деловой игры, имитирующей слушание дела в ФАС с участием копаний Яндекс, Гугл и привлеченных в качестве третьих лиц производителей мобильных устройств, потребителей и представителей европейской комиссии. Спикеры представляли свои аргументы.

По окончанию представления учителем была организована дискуссия по основному вопросу темы: может ли производитель решать, что действительно интересно и выгодно потребителю?

После обсуждения учитель подвел учащихся к принятию ключевых рекомендаций для разработчиков программного обеспечения для мобильных устройств в целом:

1. Повышать качество программного обеспечения для максимального удовлетворения интересов потребителей.

2. Вести честную конкурентную борьбу на рынке продуктов для мобильных устройств («чистый лист»).

Работа с данным кейсов позволила учащимся познакомиться с актуальной правоприменительной практикой, а также способствовало развитию критического мышления.

1. Сосипатрова Н.Е. Case-метод как способ интерактивного обучения гражданскому праву // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014 № 3(4), с. 196

2. Телешоу о судах извращают реальность, считает председатель Мосгорсуда [Электронный ресурс]

3. Подробнее на ТАСС: URL http://tass.ru/ekonomika/1775522

5. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/ekonomika/1775522

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 08.10.18 в 17:21 0 Ответить Пожаловаться
Марина Евгеньевна!!!! С ПОБЕДОЙ!!!!!!!!!!!!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.