Комсомольская биография села Муханово
Исследовательская работа:
«Комсомольская биография села Муханово»
Выполнил:
Борисенков Александр Владимирович,
ученик 8 класса
ГБОУ ООШ с. Муханово
муниципального района
Кинель-Черкасский
Самарской области
Руководитель:
Аленина С. В.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ ООШ с. Муханово
муниципального района
Кинель-Черкасский
Самарской области
446328, Самарская область,
Кинель-Черкасский район,
с. Муханово, ул. Школьная д.1
(84660)23333
2018 год
Содержание
1. Введение……………………………………………………………… 3-4
2. История вопроса: история комсомола с. Муханово 4-7
3. Заключение……………………………………………………………………… 7-8
Литература…………………………………………………………………………. 9
Приложения…………………………………………………………………… .. 10-15
Введение.
Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего.
2018 год – год 100-летия ВЛКСМ, поэтому мы не можем не вспомнить о славных делах комсомола.
На уроке гражданственности «Славный путь Ленинского комсомола», который провела для учащихся 8-9 классов нашей школы Арнаутова Тамара Викторовна – председатель Кинель-Черкасского регионального отделения общероссийской общественной организации «Воспитанники комсомола – моё Отечество» я впервые услышал о ВЛКСМ (Всесоюзном Ленинском Коммунистическом Союзе Молодёжи) и немного познакомился с историей этой организации. Мне захотелось узнать, как возникла эта организация в нашем селе. Меня заинтересовали следующие вопросы:
Когда это произошло?
Кто стоял у истоков?
Чем занимались комсомольцы нашего села в разное время?
Какую роль играл комсомол в жизни молодёжи?
Я задумался над этими и другими вопросами.
Целью моей работы стало изучение истории комсомола в нашем селе.
Перед собой я поставил следующие задачи:
Узнать, когда возникла комсомольская организация в с. Муханово.
Собрать, проанализировать материал и сделать вывод о том, чем занимались комсомольцы нашего села в разное время
выявить роль комсомола в формировании жизненной позиции героев данной исследовательской работы.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ, классификация, наблюдение и сопоставление результатов.
Объектом исследования явилась роль комсомола в жизни героев данной исследовательской работы.
Предметом исследования стала комсомольская юность и жизненная позиция комсомольцев с. Муханово разных лет
Гипотеза: Работа в комсомольской организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие.
В своей работе я опирался на различные источники, работал с книгой «Юность комсомольская моя…», использовал воспоминания моих бабушек: Борисенковой Л. В. и Фёдоровой Т. Ф., а также воспоминания моего учителя истории Алениной С. В.
История вопроса: история комсомола.
Комсомол (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, ВЛКСМ) – общественно-политическая организация молодежи, помогающая партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Комсомол начинался в далеком революционном 1917 году с создания социалистических союзов рабочей, крестьянской и учащейся молодежи. Но все они были разобщены. Поэтому уже в 1918 году, 29 октября, начал свою работу I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, собравший 195 делегатов со всей России и объединивший разрозненные молодежные организации в единый монолитный Российский коммунистический союз молодежи. День 29 октября и стал Днем рождения комсомола. После съезда во всех областях или, как тогда их называли, губерниях, состоялись общие собрания союзов рабочей и крестьянской молодежи
В 1923 году в село Муханово приехала Анастасия Дорофеевна Гордеева, которая открыла здесь школу, а также занималась ликвидацией безграмотности среди взрослого населения, вела большую общественную работу и организовала избу-читальню, художественную самодеятельность, драмкружок. У нас в школе сохранились её воспоминания о возникновении комсомола в селе Муханово (Приложение 1):
«Комсомольская ячейка в селе Муханово возникла в 1929 году. Первыми комсомольцами почти были все кулаки, но их быстро узнали и исключили из комсомольской ячейки.
Настоящая комсомольская организация возникла в 1934 году.
Комсомольцами этой организации были следующие: Гриднева Александра Александровна, Плешаков Иван, Самсонова Раиса, Шамонаева Женя, Корольков В. Я. И Пудовкин Ф. Ф.
Первым секретарём комсомольской организации был Ильин».
Ветеран педагогического труда Валентина Васильевна Галахова вспоминала об одной из первых комсомолок Гридневой Александре Александровне: «Очень весёлая девушка, любила петь. Работящая. Она жила в селе Тростянка и, когда выходила из дома, сразу запевала песню, которая тут же разлеталась по округе. Люди, слыша её, сразу говорили: «О, Сашка идёт!» Александра вышла замуж за такого же весёлого и добрейшего человека, местного киномеханика Лаптева Ефима Филипповича. Клуба тогда ещё не было. Летом, по вечерам, все жители собирались у них, чтобы смотреть фильмы на экране-простыне, развешанной во дворе.»1
1Шенкевич В. И. Юность комсомольская моя… - Кинель-Черкассы: МУП «Редакция «Трудовая жизнь», 2018.- с.87-88
Молодёжь вечерами собиралась в избе-читальне, они обсуждали происходящее в стране, готовили концерты, выступали перед односельчанами.
С первых дней своего существования комсомол принимал активное участие в жизни страны. Комсомольцы были всегда впереди.
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне и мухановцы, на фронт ушли приблизительно 458 человек, среди них были и комсомольцы: Орлов Борис Яковлевич (погиб), Орлов Александр Яковлевич, Ненашев Александр Васильевич (погиб) и многие другие.
Сразу после войны комсомольцы с. Муханово много делали, чтобы поднять сельское хозяйство, увеличить урожай на полях.
Так создавались и выковывались замечательные качества комсомола: безграничная любовь к своей Родине, жгучая ненависть к врагам, готовность идти в бой, готовность отдать свою жизнь за благо Родины, умение преодолевать любые трудности и в бою и в труде.
Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С помощью комсомольцев решались многие важные государственные и общественные дела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно событие не прошло мимо комсомольцев. Стать членом ВЛКСМ мечтал каждый! Но чтобы стать комсомольцем каждый ученик еще в школе должен был готовиться к этой ответственной роли. Необходимо было прилежно учиться, хорошо себя вести, чтобы сначала стать октябренком, затем пионером, а уже потом комсомольцем.
Лучшие человеческие качества комсомольцы и молодёжь проявили в мирное время.
Я поговорил о комсомольской юности со своей бабушкой Фёдоровой Т. Ф., которая вступила в комсомол в 1977 году в 14 лет. Была она в рядах комсомольской организации до 28 лет. Носила особый значок, который она мне показала (Приложение 2). Взносы составляли по 2 копейки в месяц. С одноклассниками выполняли в школе особое поручение – ходили на молочно-товарную ферму помогать дояркам - кормить маленьких телят, чистить у них клетки. И школьная форма у них была особая – коричневое платье с белым или чёрным фартуком. Такую форму я видел на фотографиях моей бабушки. В школе она посещала кружок технического моделирования, который организовал ветеран Великой Отечественной войны, лётчик Коробов Михаил Васильевич (Приложение 3). Каждый вечер, до темна, в мастерской горел свет. Ребята делали модели кораблей, самолётов, машин, комбайнов, изобретали что-то новое и нужное. Михаил Васильевич и кружок технического моделирования стали известными далеко за пределами области. Конструкторское бюро Мухановской школы награждено за победу во Всесоюзной заочной выставке технического творчества «Твори, выдумывай, пробуй!» дипломом от журнала ЦК ВЛКСМ «Моделист-конструктор». После школы бабушка выучилась на воспитателя и по настоящее время работает в детском саду.
Моя бабушка Борисенкова Любовь Валентиновна вступила в комсомол по собственной инициативе. Пришла в комитет комсомола школы, написала заявление (Приложение 4) и долго-долго готовилась: учила комсомольский устав (Приложение 5). Она вспоминает, как принимали её в комсомол: «Сильное волнение, страх, что ты можешь не стать комсомольцем. Хорошо запомнилось, что нужно было знать все 6 орденов ВЛКСМ, и за что каждый орден был вручен. Прием проходил в два этапа: первый в школе, второй в райкоме комсомола. Когда приехали в райком комсомола, запомнилась красная дорожка и суровые лица членов райкома, которые задавали различные вопросы. Но все волнения позади и вот красуется на груди красивый комсомольский значок, а в руках комсомольский билет (Приложение 6). Сразу чувствуешь себя взрослее».
Бабушка всегда была активной в школе. В школе проводили комсомольские собрания, на которых решали важные школьные проблемы. На собраниях требовалось поддерживать какие-то решения или наоборот предлагать новые. Часто говорили: «Отвергая, предлагай». Бабушка имела свою точку зрения на многие проблемные вопросы.
Комсомол всегда был хорошим наставником пионерии. В каждом классе выбирали лучших комсомольцев, которые работали с пионерами: готовились к различным праздникам, проводили воспитательные беседы, спортивные и другие игры. Они были заводилами самых интересных и увлекательных дел. Рядовые комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело.
В студенческие годы она была одной из самых активных комсомолок, принимала участие в спортивных соревнованиях, субботниках (Приложение 7).
Работая в Мухановской школе, бабушка была активисткой конкурсов сандружинниц (Приложение 8)
В 1991 году комсомол прекратил свое существование.
Комсомола нет, но мои родные вспоминают только хорошие моменты и считают, что членство в этой молодежной организации не прошло бесследно, научило общению с людьми, умению ставить цели и достигать их, да и многому другому. Может быть, поэтому мои родные, стали тем, кем стали.
Из воспоминаний Алениной С. В., учителя истории и обществознания Мухановской школы:
«Я думаю, что все-таки комсомол оставил в истории нашей страны много положительного. И в чём было его главное преимущество? Комсомол доказывал востребованность молодежи, объединял людей, давал возможность проявлять социальную активность. У комсомола были прекрасные традиции, которые воспитывали подрастающее поколение на самых лучших примерах нашей истории. В моей биографии комсомол сыграл, бесспорно, значительную роль.
Тот опыт, который получила я в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный. Потому что это действительно «школа жизни».
Я считаю, что комсомол дал мне и школу профессиональную. И как педагогу мне это потом очень пригодилось.
Заслуги комсомола очень серьезные. Комсомол всегда и везде был впереди. Он воспитывал патриотов – интернационалистов, формировал ответственность за всё, происходящее в стране и мире. Комсомол учил действовать совместно и на общее благо. Для меня комсомол стал школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста».
Из всех высказываний мы сделали вывод, что комсомол в первую очередь занимался патриотическим воспитанием молодежи, повышением ее гражданской активности и ответственности.
Заключение
ВЛКСМ объединял в своих рядах широкие массы советской молодёжи. Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что комсомол играл важную роль в судьбе своей Родины. Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело. Во время гражданской войны комсомол героически сражался за Советскую власть. После войны комсомольцы выводили на поля первые тракторы, самоотверженно боролись с безграмотностью. В самых ожесточённых боях Великой Отечественной всегда первыми были коммунисты и комсомольцы. После войны молодые парни и девчата строили электростанции, осваивали целинные и залежные земли. В 60-х и 70-х годах 20-го столетия комсомольцы героически трудились на строительстве БАМа и работали в молодёжных строительных отрядах; немало интересных и важных дел было у комсомольцев на производстве и в учебных заведениях страны. К этим великим делам комсомола оказались причастными и герои моей исследовательской работы. Я начал эту работу потому, что мне стало интересно, что такое комсомольская организация, были ли в моей семье комсомольцы и что дал им комсомол.
В результате, я выяснил, что все мои родственники были либо комсомольцами, либо пионерами, либо октябрятами. И спустя годы, они все равно помнят свои школьные годы, дела, впечатления, в основном только положительные. Они говорят о том, что комсомольская организация действительно работала в школе, а школьники трудились на благо этой организации. Работа в организации воспитывала такие значимые для общества качества как ответственность, отзывчивость к чужим проблемам, трудолюбие. Именно это и позволило членам моей семьи достичь поставленных жизненных целей.
Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута. А именно, я узнал о комсомоле в нашем селе, проанализировал, чем занимались комсомольцы в разные годы.
Практическое применение работы:
материалы, полученные в ходе исследовательской работы, были использованы для проведения Уроков мужества в 5-6 классах на тему: «Комсомольцы – беспокойные сердца»;
по материалам работы «Комсомольская биография села Муханово» создана презентация.
Список использованных источников, электронных ресурсов и литературы:
Шенкевич В. И. Юность комсомольская моя… - Кинель-Черкассы: МУП «Редакция «Трудовая жизнь», 2018.- 140 с.
Устные материалы, собранные за время бесед с Борисенковой Л. В., Фёдоровой Т. Ф., Алениной С. В.