12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Манакова Надежда Александровна28


Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую познавательную викторину «В мире науки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс по русскому языку,

посвященный Дню родного языка

 

 

 

 

 

 

 

Разработала преподаватель

ГБПОУ СО «Асбестовский

колледж искусств»

Манакова Надежда Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024

Пояснительная записка

Конкурс по русскому языку проводится с целью создания условий для раскрытия способностей учащихся старших классов и студентов ССУЗов в области научной деятельности, стимулирования обучающихся к участию в интеллектуальных состязаниях, пробуждения интереса к русскому языку, повышения уровня грамотности, проверки уровня знаний, создания среды творческого общения обучающихся.

Конкурс проводится в 1 тур в форме очного участия команды в составе 2 человек. В конкурсе могут принять участие школьники 10-11 классов, студенты I-II курсов ССУЗов.

Участники конкурса записывают ответы на карточках с сформулированными заданиями.

 

Список использованных ресурсов

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.

Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост, авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986.

Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО/ под общ. ред. В.Д. Черняк. – 4-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018.

Тесты. Русский язык. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2004.

Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!». 9 класс. (Пособие для средней школы) – М.: «Грамотей», 2006.

https://grammatika-rus.ru/glavnaya/morfemnyj-razbor/slovoobrazovatelnyj-analiz/

https://learningapps.org

https://www.facebook.com/groups/820290371326963/?hoisted_section_header_type=recently_seen&multi_permalinks=7245986678757268 Методическая копилка словесника

https://stihi.ru/2015/12/24/2813

 

 

 

Конкурсные требования:

 

1. Творческое домашнее задание: эссе (не более 1 печатного листа - шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал 1-1,15, текст по ширине).

Тема: требуется прокомментировать один из афоризмов.

1. Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ)

2. Словом можно убить, словом можно спасти.

3. Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак)

Критерии оценки эссе:

а). Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

б). Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

в). Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Максимальная оценка – 12 баллов.

 

2. Представление выбранной темы эссе в виде презентации – не более 5 минут (домашнее задание).

Критерии оценки презентации: качество устной речи, внешний вид презентации, читаемость материала, наглядность, использование эффектов анимации. Максимальная оценка – 15 баллов.

 

3. Собрать пословицы из заданных частей. Командная работа.

На выполнение задания выделяется 5 минут. За каждую восстановленную пословицу – 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов. Команда, первой выполнившая задание, получит дополнительный балл.

А лужа - по уши; собаку съел; тому Бог подаёт; береги честь смолоду; не рой другому яму; а пораньше вставай да свой затевай; язык мой- враг мой; дыр много, а выскочить некуда; сам в неё попадёшь; чудеса в решете; а здоровье под старость; наперёд ума рыщет; кто рано встаёт; а хвостом подавился; на чужой каравай рот не разевай; пьяному море по колено.

Ответ: 
Кто рано встает, тому Бог подаёт.
Пьяному море по колено, а лужа - по уши. 
Собаку съел, а хвостом подавился. 
Береги честь смолоду, а здоровье под старость. 
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. 
Язык мой - враг мой, наперёд ума рыщет. 
Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

 

4. Дать определение двум устаревшим словам, в случае незнания значения прийти к определению логическим путем. На обдумывание – 1 минута. Каждый правильный ответ – 1 балл. Командная работа. Команда тянет 2 карточки со словами.

 

БРАШНА - пища, яства, кушанья. 

СЕДМИЦА – неделя

ЧЕРНЕЦ – монах

ШЕСТЕРИК – старая русская мера; упряжка в шесть лошадей

КИЧКА – головной убор; возвышенное место на носу судна

ОКОЛОТОК – окрестность; окружающая местность

ВАКАЦИЯ – каникулы, свободное время

КУЛИГА – остров на болоте

КОРЧАГА – большой глиняный горшок

БРАНЬ – война

СВОЯЧЕНИЦА – сестра жены

ПРЯСЛО – часть изгороди между столбами

ГОВЕТЬ – поститься

СЕРМЯЖНЫЙ – народный, крестьянский

 

 

5. Употребить числительное в одном из косвенных падежей. Отвечают оба участника команды. На подготовку - 1,5 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл. Задание индивидуальное.

 

Тв.п. 51 740; Род.п. 92 638

 

Ответ:

пятьюдесятью одной тысячей семьюстами сорока;

девяноста двух тысяч шестисот тридцати восьми.

 

6. Поставить ударение в трех словах. 30 секунд на ответ. Отвечают оба участника команды. Каждый правильный ответ – 1 балл. Задание индивидуальное. Максимально – 6 баллов.

 

Воздухопровод, оптовый, буришь

Нормировать, шарфы, балованный

 

Ответ:

воздухопровОд, оптОвый, бурИшь

нормировАть, шАрфы, балОванный

 

 

7. Найти в тексте орфографические ошибки и исправить их. Командная работа. На ответ - 3 минуты. Каждое верно исправленное слово – 3 балла. Максимальная оценка – 9 баллов. Команда, справившаяся с заданием первой, получает дополнительный балл.

 

По середине дома, вырастая из длинного помещения, сразу за вистибюлем, поднимается на второй этаж чугунная лестница; паркетная площадка второго этажа, как палуба, обрамляет пролёт с четырёх сторон, а на верху видно стеклянный свод и бледно-зелёное небо.

 

Ответ: посередине дома; вестибюлем; наверху.

 

8. Расставить знаки препинания в предложении, подчеркнуть основы, определить количество основ. Командная работа. На ответ – 2 минуты. 1 балл за каждый верный знак препинания, за каждый лишний знак препинания вычитается 1 балл. 1 балл за верный ответ о количестве основ.

 

Перед вечером когда уже после многих споров и ошибок генералов зашедших не туда куда надо после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет Кутузов огромная свита сопровождала его выехал из Красного и переехал в Доброе куда была переведена в нынешний день главная квартира. (Л.Н. Толстой)

 

Ответ: 6 основ

Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо, после рассылок адъютантов с противупоказаниями стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов (огромная свита сопровождала его) выехал из Красного и переехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира. ( Л. Н. Толстой)

По 1 б. за каждый знак препинания, 1 б. за правильное определение количества основ. Итого: 9 б. + 1 б. = 10 б.

 

9. Назвать выразительные средства, употребленные в каждой строке четверостишия. На выполнение задания – 1,5 минуты. За каждое правильное определение средств – 1 балл. Максимально – 7 б. Командная работа.

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона.             (С. Есенин)

 

Ответ:

1) олицетворение, эпитет

2) олицетворение, метафора

3) метафора

4) олицетворение, метафора

 

 

10. Найти в таблице качества красивой речи. Командная работа. На выполнение задания – 2 минуты. За каждое правильное слово – 1 балл. Максимально – 7 баллов.

А

Й

Ц

Ъ

М

Д

П

Т

О

Щ

Ц

Ж

П

Д

П

Д

Г

Щ

У

Ё

Ё

У

Ы

У

Щ

Ч

Т

В

Х

Х

Ч

В

С

Э

Г

Ш

Е

Х

Р

В

Э

Я

Ф

Г

С

У

Г

Е

К

Л

Е

Ю

Ы

В

О

Ю

Ъ

Ь

Б

К

Т

И

А

У

Ж

Ш

Э

Т

П

М

Ч

Г

Ц

В

М

С

Й

Я

Ф

Т

Ю

Ё

У

Х

Р

Н

В

Е

Е

А

В

Т

Ч

Ф

Я

Я

Н

К

О

Ё

У

Р

П

Л

Д

Д

О

В

Ы

Ь

И

С

У

Н

Н

В

О

Е

Е

Ю

М

Ч

У

Т

Ы

Ё

Г

Г

Ь

Б

Т

Ш

З

Б

Л

О

Г

И

Ч

Н

О

С

Т

Ь

В

Ы

Р

А

З

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

З

Щ

Ы

К

Ф

Ч

М

Ю

И

Ё

А

М

С

Р

Ь

Б

Г

З

А

И

Т

О

Ч

Н

О

С

Т

Ь

Б

Н

У

Ф

Д

В

С

М

А

И

Ъ

Ш

Х

Г

В

Е

Ю

Р

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

О

Х

Ж

Г

Щ

Ы

Р

В

Ц

Ш

У

М

Е

С

Т

Н

О

С

Т

Ь

К

Н

Г

Ж

Ц

А

Ы

К

А

П

Т

Т

Ъ

З

Л

Ю

Ч

И

С

Т

О

Т

А

В

П

Р

Н

О

Л

Д

Э

Ы

Ф

Ч

С

Я

Я

К

В

О

Г

З

Х

Р

П

Ь

В

Ы

Ц

У

У

К

Ё

З

Х

1… 2… 3… 4… 5… 6… 7…

Ответ:

А

Й

Ц

Ъ

М

Д

П

Т

О

Щ

Ц

Ж

П

Д

П

Д

Г

Щ

У

Ё

Ё

У

Ы

У

Щ

Ч

Т

В

Х

Х

Ч

В

С

Э

Г

Ш

Е

Х

Р

В

Э

Я

Ф

Г

С

У

Г

Е

К

Л

Е

Ю

Ы

В

О

Ю

Ъ

Ь

Б

К

Т

И

А

У

Ж

Ш

Э

Т

П

М

Ч

Г

Ц

В

М

С

Й

Я

Ф

Т

Ю

Ё

У

Х

Р

Н

В

Е

Е

А

В

Т

Ч

Ф

Я

Я

Н

К

О

Ё

У

Р

П

Л

Д

Д

О

В

Ы

Ь

И

С

У

Н

Н

В

О

Е

Е

Ю

М

Ч

У

Т

Ы

Ё

Г

Г

Ь

Б

Т

Ш

З

Б

Л

О

Г

И

Ч

Н

О

С

Т

Ь

В

Ы

Р

А

З

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

З

Щ

Ы

К

Ф

Ч

М

Ю

И

Ё

А

М

С

Р

Ь

Б

Г

З

А

И

Т

О

Ч

Н

О

С

Т

Ь

Б

Н

У

Ф

Д

В

С

М

А

И

Ъ

Ш

Х

Г

В

Е

Ю

Р

Б

О

Г

А

Т

С

Т

В

О

Х

Ж

Г

Щ

Ы

Р

В

Ц

Ш

У

М

Е

С

Т

Н

О

С

Т

Ь

К

Н

Г

Ж

Ц

А

Ы

К

А

П

Т

Т

Ъ

З

Л

Ю

Ч

И

С

Т

О

Т

А

В

П

Р

Н

О

Л

Д

Э

Ы

Ф

Ч

С

Я

Я

К

В

О

Г

З

Х

Р

П

Ь

В

Ы

Ц

У

У

К

Ё

З

Х

 

11. Определить способ образования трех слов. Командная работа. На выполнение - 1,5 минуты. За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимально – 6 баллов.

Проездной. Спец. Перечитывать.

Ответ: проездной – переход, спец – усечение, перечитывать – суффиксальный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.