Космическая игра-конкурс «Межгалактическая встреча»
Космическая игра-конкурс
Цель: познакомить школьников с российским праздником - Днём космонавтики.
Задачи:
образовательные:
совершенствовать знания детей о космосе, Вселенной, планетах;
расширение кругозора знаний о начале освоения космического пространства, о роли нашей страны в открытии дороги к космосу;
развитие познавательных интересов.
развивающие:
совершенствовать двигательные, исполнительские умения и навыки;
развивать навыки работы в группах;
содействовать обогащению словарного запаса, усложнению смысловой функции речи;
развивать у учащихся умения владеть художественными образами, выразительными средствами языка;
стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками в деятельности;
раскрытие творческого потенциала учеников.
воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения, уважение к мужеству и героизму космонавтов;
воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу – взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам товарищей;
вызвать положительный эмоциональный настрой;
пропагандировать высокую общенациональную значимость космической деятельности.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
прививать уважение к истории России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Регулятивные УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; объективная оценка личных результатов работы.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материалы и оборудование:
музыкальный центр; ноутбук; проектор;
4 стола, 4 стула;
образец созвездия «Большая медведица», 4 маркера, 4 листа;
8 картонок размером 20×30 см;
4 повязки для завязывания глаз;
4 бутылочки с соком (водой) с соской;
4 набора букв для составления слов ВЕНЕРА, НЕПТУН, САТУРН, ЮПИТЕР.
Предварительная работа: беседы о Космосе, планетах, профессии «космонавт», разучивание с детьми стихотворений по теме; подготовка выставки «Родные планеты» (на уроках ИЗО и технологии), украшение зала в «космическом» стиле.
Прогнозируемые результаты:
у школьников сформируются первичные представления о Вселенной, планетах;
у участников мероприятия сформируются интерес и чувство гордости за успехи страны и людей, работа которых связана с освоением космоса.
Ход игры:
(Дети под песню «Я – Земля» В. Мурадели проходят в зал, садятся на стулья. На экране – заставка, посвященная празднику).
Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас,
И вот мы к полёту готовы сейчас!
Скомандует диктор: «Внимание, взлёт!»
И наша ракета помчится вперёд.
Прощально мигнут и растают без света
Огни золотые любимой планеты.
Хотим мы с тобой подружиться, Луна,
Чтоб ты не скучала всё время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,
Сумеем в пути и к тебе заглянуть!
Проложим дороги к далёким мирам,
Галактику всю облетим!
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим!
Ведущий: «Здравствуй, инопланетянин!» - так называется наша космическая игра, на которую прилетели гости с разных планет. Вы встретились на планете Земля. Кто вы? Откуда? Расскажите нам о себе!
Приветствие команд
Венера: - 1, 2, 3, 4!
- Ждём сигнала мы в эфире!
- 5, 6, 7, 8!
- Там земляне ждут нас в гости!
Долго ждать мы не хотели,
На корабль – и полетели!
Наша Венера и ваша Земля –
Лучшие в мире друзья!
- Вас приветствует экипаж с планеты Венера!
(краткий рассказ о выставке своих работ «Венера», выполненных на уроках ИЗО и технологии).
Марс: - 1, 2, 3, 4, 5!
- Мы хотели вам сказать,
Что планету вашу, Землю,
Можно с Марса увидать!
- Дети с Марса и земляне!
Будем верными друзьями!
С Марса жителям Земли
Нашу дружбу привезли!
- Вас приветствует экипаж с планеты Марс!
(краткий рассказ о выставке своих работ «Марс», выполненных на уроках ИЗО и технологии).
Юпитер: - 1, 2, 3, 4!
- Растопырьте уши шире!
- Это кто с весёлой песней
Подружиться с нами рад?
- Это смена космонавтов,
Наш космический отряд!
Мы с Юпитера летели,
Посмотреть на вас хотели!
- Вас приветствует экипаж с планеты Юпитер!
(краткий рассказ о выставке своих работ «Юпитер», выполненных на уроках ИЗО и технологии).
Сатурн: - 1, 2, 3, 4, 5!
- Продолжаем мы играть.
Скорость света набирая,
По вселенной мы летим!
На далёкую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ –
И ракета понеслась!
- Вас приветствует экипаж с планеты Сатурн!
(краткий рассказ о выставке своих работ «Сатурн», выполненных на уроках ИЗО и технологии).
Конкурс «Разминка».
Ведущий: - Каждой команде задаётся вопрос, на который она быстро отвечает. За правильный ответ присуждается 1 балл.
Как называется костюм у космонавта?
Как называется место старта космического корабля?
Как астрономы называют «хвостатую звезду»?
Как называется прибор, при помощи которого учёные наблюдают за звёздами?
Как называется самая большая и горячая звезда в нашей Вселенной?
Как звали космонавта, первым полетевшего в космос? Когда состоялся его полёт?
Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
Назовите естественный спутник Земли.
Конкурс капитанов.
Ведущий: - Итак, вы на планете Земля. Капитаны космических кораблей отдыхают в Звёздном городке. (Капитаны разуваются. Им завязывают глаза и рассаживают на стульях кружком. Обувь перемешивают и складывают в центр круга).
- Вдруг они получают сигнал «Срочно прибыть на ракету!» Капитаны должны быстро обуться и, ориентируясь на звук сигнала, возвращаются к своему экипажу. Члены экипажей выкрикивают название команды, помогая капитану вернуться к своим. Первый, вернувшийся в своей обуви на корабль, получает 4 балла, второй – 3 балла и т.д. Те, кто перепутал обувь, «заблудился», - баллов не получают.
Конкурс «Планеты Солнечной системы».
Ведущий: - Наша планета Земля находится среди 8 планет Солнечной системы. Все они вращаются вокруг Солнца.
(Команды получают наборы букв, из которых составляют название одной из планет Солнечной системы. Команда, выполнившая задание первой, получает 4 балла, вторая – 3 балла, и т.д.)
Венера Нептун Сатурн Юпитер
Конкурс «Парад Галактических войск»
Ведущий: - Для того, чтобы достойно выступить на этом параде, надо всего лишь представить себя обитателями своей далёкой, но такой родной планеты. А чтобы легче было представить, надо решить такие принципиальные вопросы: похожи ли обитатели этой планеты на землян, сколько у них конечностей, какой способ передвижения они предпочитают? Самый главный из этих вопросов, конечно же, о способе передвижения. Ведь парады для того и устраиваются, чтобы одни могли посмотреть, а другие – показать, как красиво и согласованно можно передвигаться строем. Кстати, даже на Земле, на парадах маршируют по-разному. Что уж там говорить о других планетах! (можно применять какие-нибудь общие элементы в одежде, эмблемы и т.п., можно сопровождать марш музыкой или любыми звуками, можно привлекать зрителей)
Развлечение «Правила Космонавтов».
Ведущий: - Пока жюри решает, какого балла достойны наши команды, предлагаю вспомнить космические правила, которые должен знать и выполнять каждый, уважающий себя космонавт. Я буду говорить начало правила, а вы все вместе должны его продолжить. Итак, ваши рекомендации будущим космонавтам!
- Землянин, ты не позабудь, в космонавты держишь …путь!
- Главным правилом у нас - выполнять любой …приказ!
- Космонавтом хочешь стать - должен очень много ... знать!
- Любой космический маршрут - открыт для тех, кто любит … труд!
- Только дружных звездолёт может взять с собой …в полёт!
- Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на … орбиты!
5. Конкурс «По кратерам Луны».
Ведущий: - И вот мы на Луне. Самые первые космонавты, побывавшие тут, увидели лунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненную поверхность.
(Каждая команда получает по 2 картонки 20×30 см. Один участник от команды должен перейти «лунный кратер», перекладывая картонки и идти по ним, не наступая на пол. Тот, кто быстрее закончит переход, приносит своей команде 4 балла, за второе место – 3 балла и т.д.)
6. Конкурс «Завтрак космонавта»
Ведущий: - Да, пищу космонавт берёт с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты. Космонавту не нужны ложки, вилки, чашки. Он выдавливает пищу в рот прямо из пакетика. (Один представитель от команды получает бутылочку с соской, в которых находится сок. Нужно выпить его быстрее соперников. Баллы распределяются от 4 до 1).
7. Конкурс «Большая медведица».
Ведущий: - В тёмную безоблачную ночь можно увидеть тысячи звёзд. Звёзды объединены в созвездия. И у каждого созвездия есть своё имя. Вот это созвездие называется Большая Медведица. В ней 7 звёзд. Созвездие напоминает ковш. 3 звезды – это ручка ковша, а четвёртая – сам ковш. Посмотрите внимательно на рисунок и запомните расположение звёзд. (Один представитель от команды получает маркер и лист бумаги, на котором он должен нарисовать созвездие Большой Медведицы. Оценивается качество исполнения и соответствие оригиналу. Баллы – от 4 до 1).
8. Конкурс «Космический словарь».
Ведущий: - Всем командам предлагаю вспомнить слова, имеющие отношение к полётам в космос. Команды по очереди называют слова вслух, получая по 1 баллу. Команда, которая не может назвать слово, пропускает ход. Побеждает та команда, которая назовёт как можно больше слов (присуждение баллов от 1 до 4).
9. Конкурс «Космический ветродуй».
Ведущий: - Сейчас мы проверим здоровье отдельных членов команд на последних минутах полёта. От каждой команды вызывается по одному игроку. По сигналу они начинают быстро надувать шар, который необходимо потом закрепить вот в этой палочке и палочку с шаром поднять вверх. (оценивается скорость и качество исполнения от 4 до 1 балла).
Подведение итогов
Ведущий: - Пока члены жюри подсчитывают баллы, скажите, какие качества, необходимые космонавтам, вы можете назвать? Каким должен быть космонавт?
- Понравилось ли вам наше путешествие? Что особенно вы хотите отметить? Почему?
ОБЪявление Итогов конкурса. награждение.
Литература:
Докучаев Ю.А. Урок Гагарина. — 2-е дополн. изд. — М.: Дет. лит., 1985. — 144 с.: ил., фотоил.
Космос — моя работа: Сб. докум. и худож. произведений / Сост. П.Р. Попович и др. — М.: Профиздат, 1989. — 240 с.: ил., фотоил.
Обухова Л.А. Звёздный сын Земли. — М.: Дет. лит., 1974. — 64 с.
«Салют 6»: орбиты мира и дружбы / Сост. Л. Поспелов. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 319 с.: ил., фотоил.
Приложения