Экологическая сказка:»Мудрая сова». (Средняя группа).
Цель:Доказать, что в природе все звенья биологической цепочки взаимосвязаны.
Сказительница: Жил да был старик. Очень любил он пить чай с молоком. Была у старика корова. Давала она ему молоко к чаю. Сидит раз старик,пьет чай. Летит мимо сова. Сова:Ух-ух,здорово,друг! Старик:А! Это ты сова-большая голова,уши торчком,нос крючком. Ты от солнца хоронишься,людей сторонишься,какой я тебе друг! Сова: Ладно же,старый, не стану я по ночам к тебе на луг летать,мышей ловить,сам лови. Старик:Ишь чем пугать вздумала. Улетай пока цела. Сказительница:Наступила ночь. На стариковом лугу мыши свистят,перекликаются. 1-я мышь:Погляди-ка,кума,не летит ли сова-большая голова,уши торчком,нос крючком. 2-я мышь:Не видать совы,не слыхать совы. Нынче нам на лугу раздолье. Сказительница:И начали мыши ворошить шмелиные гнезда,шмелей ловить,клевер топтать. (Летят шмели,жужжат).
1-й шмель:Ж-ж,летим на другие луга,брат-шмель,здесь нам не место,мыши одолели.
Сказительница:Наступило утро. Пошел старик на свой лужок.
Старик:Охо-хо,аха-ха. Что-то клевер не растет,не цветет?
Сова:Ух-ух,старик, все шмели разлетелись,некому цветень с цветка на цветок переносить. Не зацветет твой клевер.
Старик:А. ветер разнесет. От этих шмелей никакого толку,волдыри только. Попью-ка я чайку. Ой,а молока-то нет.
(Выходит корова,мычит,гуляет по лугу).
Корова:Му-у. Есть хочу,а клевер не цветет,поесть нечего. Старик:Что-то корова моя мычит,наверно молока мне принесла.
Эй,Зорька,иди сюда. Угости-ка меня молочком,чай забелить нечем.
Корова:Му-у,нет у меня молока,старик,я с утра ничего не ела. Клевер-то на лугу не уродился.
Сказительница: Задумался старик. Клевер не уродился,потому что шмели улетели,некому цветень с цветка на цветок переносить. Шмели улетели,потому что мыши по ночам по лугу гуляют. Мыши по ночам гуляют,потому что сова не летает,мышей не ест,не пугает.
Вот и пришлось старику на поклон к сове идти.
Старик: Здорово,сова-большая голова,уши торчком,нос крючком. Ты прости меня старого-неразумного,выручи меня из беды,нечем стало чай белить.
Сова:У- ух! Тото-же,старый,дружно не грузно,а врозь хоть брось. Думаешь мне легко без мышей. Мне тоже есть хочется.
Сказительница: Наступила ночь. Снова мыши за дело взялись.
1-я мышь:Смотри,кума,не летит ли сова,большая голова,уши торчком,нос крючком.
2-я мышь:Нет не видать.
Сова:У-ух,вот я вас,серые плутовки. (Мыши убегают).
(Шмели вылетают,жужжат).
1-й шмель:Смотри,брат-шмель, на стариковом лугу мышей нет, клевер молодой стоит,летим туда цветень с цветка на цветок переносить.
(Идет корова).
Корова: Му-у,клевер расцвел,да какой сладкий,сочный.
Старик: Чем порадуешь меня,коровушка?
Корова:Возьми молоко,старик,пей чай с молоком на здоровье.
Старик:Спасибо тебе,Зорька. Эй,сова,лети ко мне чай пить.
Сказительница:Подружился старик с совой и до сих пор дружат. Вот и сказке конец,сказка-ложь,да в ней намек,а старику-урок.
Воспитатель:Предлагаю обозначить символом каждый персонаж сказки.
(Дети из карточек-символов строят пищевую цепочку. Указывают, кто в ней первый,кто последний.
Объясняют взаимосвязь каждого звена цепочки.)
Вывод:В природе все взаимосвязано и одно без другого существовать не может.
Это и доказала экологическая сказка.
Дошкольный возраст-возраст сказок.
Сказка наиболее любимый детьми литературный жанр,поэтому в развитии экологической культуры ребенка целесообразно применять именно ее.
Она,представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками,сильно воздействует на эмоции детей.