Конспект фольклорного занятия по русской народной сказке «Колобок»
КОНСПЕКТ ФОЛЬКЛОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК».
Пояснительная записка.
Фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп. К фольклору относятся загадки, сказки, потешки, песенки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и поговорки, и т.д.
Русский фольклор – ценнейший материал для гармоничного развития ребёнка. Детский фольклор – это прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной лексикой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Количество участников: 15 детей.
Задачи:
- Формировать национальное самосознание через народную мудрость, отражённую через народные сказки, потешки, загадки, пословицы.
- Воспитывать любовь к родному языку.
- Формировать познавательную активность.
- Развивать речь детей.
- Закреплять умение различать формы фольклора.
Предметы и оборудование: мультимедийная установка; ноутбук; познавательное видео «Что такое пословица?»; маски для зайца, волка, медведя и лисы, костюм колобка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Молодцы! Это сказка «Колобок», Давайте с вами вспомним как начинается сказка «Колобок».
Дети:
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Раздаётся стук в дверь, заходит колобок.
Колобок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Ответы детей.
Колобок: Качусь я, качусь, а навстречу мне….
Воспитатель:
Его обижают и звери, и птица.
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под ёлкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
Ребята, кого встретил колобок?
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно зайца.
Выходит ребёнок в маске зайца.
Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Воспитатель: А колобок ему отвечает….
Колобок: Не ешь меня, косой, а лучше послушай какую ребята тебе песенку споют.
Дети:
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут в поле
Во пустом, во пустом.
— Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите!
Я не ваш, я ушёл...
Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка белый,
Ушки жмёт, ушки жмёт.
Охотнички едут,
Едут, скачут в поле
Вмимолёт, вмимолёт.
— Вы, охотнички, скачите,
Меня, зайку, не ищите!
Я не ваш, я ушёл!
Воспитатель: И покатился колобок дальше — только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему ….
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, волк.
Выходит ребёнок в маске волка.
Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою, а ребята мне помогут.
Дети вместе с колобком поют песенку:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
Воспитатель: И покатился колобок дальше — только его волк и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему…
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно же это медведь.
Выходит медведь в маске зайца.
Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Ну где тебе, косолапому съесть меня! Поиграй лучше с детьми в игру.
Проводится подвижная игра «У медведя во бору».
Воспитатель: Дети, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Сначала нам нужно выбрать ведущего. Давайте для этого вспомним считалку и посчитаемся.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
После того как выбран ведущий, воспитатель объясняет детям правила игры.
Воспитатель: Мы с вами, дети, пойдём в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит «р-р-р» нельзя. Такое правило игры.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит:
«Р-р-р!»
Дети убегают, а медведь их догоняет.
Воспитатель: И покатился колобок – медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему….
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её!..
Дети: Лиса.
Выходит ребёнок в маске лисы.
Лиса: здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Воспитатель: Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается. Ребята, давайте поможем колобку спеть его песенку.
Дети с колобком поют песенку:
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
Лиса: Славная песенка! Да то беда, голубчик, что эту песенку я уже слышала. А вот, что такое пословица я не знаю. Может быть ты мне расскажешь?
Просмотр познавательного видео «Что такое пословица?».
Воспитатель: Лиса, ты узнала, что такое пословица?
Лиса: Узнала. Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы.
Дети вспоминают пословицы.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а чем закончилась сказка «Колобок».
Ответы детей.
Воспитатель: А в нашей сказке колобок от лисы укатился. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Спасибо за внимание!
Горбачёва Марина Юрьевна
Артюхова Наталья Александровна
Перминова Елена Федоровна
Артюхова Наталья Александровна
Перминова Елена Федоровна
Артюхова Наталья Александровна