Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «Л»
Тема: «Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «Л».
Наименование организации: МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие» г.Мирный
Стручкова Алена Петровна, учитель-логопед МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие», высшая категория.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «Л»
Цель: формирование правильного произношения звука Л в изолированной
позиции.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;
учить точно и полно отвечать на вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развитие логического мышления, внимания, памяти;
развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.
Оборудование: зеркало, картинка с пароходиками, картинки к артикуляционной гимнастике.
Ход занятия: перед ребенком лежит картинка с пароходиками.
Организационный момент.
Перед ребенком лежит картинка с пароходиками. Логопед рассказывает вот такую историю …
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. Все потому, что голосок у пароходика был очень слабенький и вместо протяжного гудка: «Л-Л-Л» он выводил что-то непонятное и тихое, кажется: «В-В-В». Пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У-У-У! О-О-О! Нет явно не то!» с досады пароходик прикусил свой язычок и произнес: «Ы-Ы-Ы …» И – о чудо: над водной гладью прозвучал ясный и четкий звук «Л»! Пароходик подумал, что ослышался, и повторил: «Ы-Ы-Ы …», снова прикусив язычок. Звук «Л» получился еще более отчетливым. А большие пароходы, услышав это, отвечали громкими и протяжными гудками: «Л-Л-Л!» Так пароходик научился гудеть правильно» (прикусить кончик языка и протяжно произносить Ы-Ы-Ы).
Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук [л].
Игра «Пароходики здороваются».
Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким суденышком – решайте сами. Контролировать правильное произношение лучше всего, сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет звук:
Изолированно «Л-Л-Л»;
С гласными «Л-А – ЛА – ЛА»; Л-О – ЛО-ЛО», Л-Ы-ЛЫ-ЛЫ»; Л-У – ЛУ, ЛУ», Л-Э – ЛЭ-ЛЭ».
Артикуляционная гимнастика.
Выполняются упражнения «Улыбка», чередование «Улыбки» и «Трубочки», «Наказать непослушный язычок», «Лопатка», «Иголочка», чередование «Лопатки» и «Иголочки», «Индюк», «Маляр», «Болтушка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Лошадка фыркает», «Рыбка», «Устали!».
Уточнение артикуляции звука [л]
- Посмотри на язычок, когда он произносит звук [л]. Где находится кончик языка? (кончик языка вверху). –
- Зубы сомкнуты или раскрыты? (раскрыты).
- Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет? (Нет).
- Язык в форме седла (показать рукой).
Развитие фонематических процессов
1) Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком [л], хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лак, стол, кот, лук, полка, чашка, ласка (Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук [л]).
2) Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук [л]: луна, лодка, стол, шкаф, лыжи, карандаш, парта, заяц (Ребенок выбирает нужные картинки).
3) Ты хочешь прокатиться на пароходике? Перед тобой пароходик с грузом и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком [л] в начале, середине и конце слова). Размести слова по грузам. Если звук в начале – в первый груз, если в середине - в средний груз (во второй), если в конце – в третий. Картинки: ложка, лодка, стол, яблоко, лопата, белка, лыжи, столы, пол.
Физминутка.
Речевые команды:
- 5 шагов вперед с правой ноги, 3 хлопка ладоши за спиной.
- 6 хлопков в ладоши над головой, 5 шагов назад с левой ноги.
Подведение итогов занятия
– Наша история подошла к концу.
– Она тебе понравилась?
– Что тебе запомнилось?
– Какой звук ты сегодня учился произносить?