Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком «Дифференциация звуков [с] — [ш]»

3
0
Материал опубликован 7 February

МБДОУ «Детский сад №16»

 

 

 

 

 

 

Конспект

 

индивидуального логопедического занятия

 

 

«Дифференциация звуков [С] – [Ш]»

 

 

 

t1707332955aa.jpg

 

 

 

Учитель-логопед: Андреева Екатерина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2024г.

 

Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш].

Цель: дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];

закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].

учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.

продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

коррекционно-развивающие:

развитие мелкой и артикуляционной моторики,

развитие фонематического слуха и слухового внимания,

совершенствование грамматического стоя речи

коррекционно-воспитательные:

воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;

формирование контроля за собственной речью,

воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.


 

Оборудование: Зеркало. Игрушка мальчика. Схема для анализа артикуляции звуков, картинки по теме, таблицы со стрелочками; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; сундучек, схема дыхательной гимнастики.

Ход занятия

(Логопед ставит на стол игрушку и знакомит ребенка с ней)

Логопед: К нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик, его зовут Саша. Он очень любит играть в разные игры.

 

Дыхательная гимнастика (с опорой на схему).

Логопед: Давай восстановим своё дыхание, глядя на схемы подсказки.

(Логопед кладет перед ребенком схемы дыхательной гимнастики)

Артикуляционная гимнастика

(Выполняется перед зеркалом)

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.

Шалунишка – язычок,

В доме ротике живет.

Приоткрыл язык окно, (упражнение «Окошко»)

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся, (упражнение «Иголочка»)

Широко нам улыбнулся, (упражнение «Улыбка»)

А потом пошел гулять,

Свою лошадь запрягать. (упражнение «Лошадка»)

Затем увидел маляра.

Красить потолок пора. (упражнение «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо. (упражнение «Заборчик»)

Приустали и присели,

Покататься на качели.(упражнение «Качели»)

Индюки ходили мимо

Болболтали, притомили. (упражнение «Индюк»)

Рядом дятел дерево долбил.

Он жуков там находил. (упражнение «Дятел»)

Язычок наш погулял.

Много нового узнал.

Он немного притомился,

К себе в домик воротился.

Дополнительные артикуляционные упражнения: «Часики», « Замесим тесто», «Чашечка», «Теплые ручки», «Фокус».

 

Анализ артикуляции

 

Логопед: Давай расскажем Саше, что делают губы, зубы и язык при произношении звука [С] (Логопед вместе с ребенком с помощью схемы анализирует как произносится звук С)

Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Логопед: А теперь расскажи Саше, как произносится звук Ш.

Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Логопед: Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.

Логопед: Сейчас мы все вместе отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? (Ребенок выбирает картинку «автобус» или «машина») Но прежде надо шины подкачать.

Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.

Мы в автобусе сидим (Сели на стул)

И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.

Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:

Первая остановка “Чистоговоркино”. 

Логопед: Повторяй за мной.

Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.

Язык вниз – са-са-са, масло, колбаса.

Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.

Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.

Са –са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Вовы колесо.


 

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах.

Игра «Разбери игрушки»

Логопед: Поехали дальше. Перед нами сундук, он необычный.

(Необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам. На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]. Ребенок называет предметы, которые нашел.)

Игра “Измени слово”

Следующая остановка “Заменяй - ка”.

Логопед: Замени звук [С] на звук [Ш] и повторяй за мной:

Са – ша

со – шо

су – шу

Сы – ши

ста – шта

спа – шпа

Сма – шма

сла – шла

сна - шна

Сутки – шутки

Миска - мишка

 

Каска – кашка

касса – каша

 

Маска – Машка

плюс – плюш

 

Физкультминутка

(Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.)

Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Звуковой анализ слова «Саша» 

Остановка “Схемкино”.

Логопед: Необходимо выложить схему имени – Саша.

- Сколько слогов в слове Саша? (Прохлопай) Назови их.

- Какой первый звук в слоге “СА”? В слоге ША?

 

Остановка “Угадай-ка”? 

Логопед: Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки (шут, мышка, маска, сучек, каша, каска).

Клоун – это ……

У сосны огромный …………..

Кошка съела бедную ……..

Снегурочка подарила Маше ……

Малыш ест вкусную …….

У солдата большая ……..

Итог занятия. 

- Молодец, ты научил нашего гостя играть со звуками звуки [С] - [Ш]. Кукла-мальчик прощается и говорит тебе спасибо.

 

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации