Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком «Дифференциация звуков [с] — [ш]»
МБДОУ «Детский сад №16»
Конспект
индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [С] – [Ш]»
Учитель-логопед: Андреева Екатерина Алексеевна
Рязань, 2024г.
Тема: Дифференциация звуков [С] – [Ш].
Цель: дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию и звучание звуков [С], [Ш];
закрепить навык правильного произношения звуков [С], [Ш].
учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
продолжить формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой и артикуляционной моторики,
развитие фонематического слуха и слухового внимания,
совершенствование грамматического стоя речи
коррекционно-воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
формирование контроля за собственной речью,
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: Зеркало. Игрушка мальчика. Схема для анализа артикуляции звуков, картинки по теме, таблицы со стрелочками; домики со звуками [с] - [ш]; магазин с картинками: самолёт, мишка, неваляшка, слон, шапка, собака, башня; сундучек, схема дыхательной гимнастики.
Ход занятия
(Логопед ставит на стол игрушку и знакомит ребенка с ней)
Логопед: К нам на занятие пришел вот такой замечательный мальчик, его зовут Саша. Он очень любит играть в разные игры.
Дыхательная гимнастика (с опорой на схему).
Логопед: Давай восстановим своё дыхание, глядя на схемы подсказки.
(Логопед кладет перед ребенком схемы дыхательной гимнастики)
Артикуляционная гимнастика
(Выполняется перед зеркалом)
Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить. Его мы будем разминать, упражненья выполнять.
Шалунишка – язычок,
В доме ротике живет.
Приоткрыл язык окно, (упражнение «Окошко»)
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся, (упражнение «Иголочка»)
Широко нам улыбнулся, (упражнение «Улыбка»)
А потом пошел гулять,
Свою лошадь запрягать. (упражнение «Лошадка»)
Затем увидел маляра.
Красить потолок пора. (упражнение «Маляр»)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо. (упражнение «Заборчик»)
Приустали и присели,
Покататься на качели.(упражнение «Качели»)
Индюки ходили мимо
Болболтали, притомили. (упражнение «Индюк»)
Рядом дятел дерево долбил.
Он жуков там находил. (упражнение «Дятел»)
Язычок наш погулял.
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик воротился.
Дополнительные артикуляционные упражнения: «Часики», « Замесим тесто», «Чашечка», «Теплые ручки», «Фокус».
Анализ артикуляции
Логопед: Давай расскажем Саше, что делают губы, зубы и язык при произношении звука [С] (Логопед вместе с ребенком с помощью схемы анализирует как произносится звук С)
Когда мы произносим звук С: язык лежит за нижними зубами, зубы – «заборчиком», губы - в «улыбочке», ветерок холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Логопед: А теперь расскажи Саше, как произносится звук Ш.
Когда мы произносим звук Ш: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», ветерок теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.
Логопед: Произнеси звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка.
Логопед: Сейчас мы все вместе отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? (Ребенок выбирает картинку «автобус» или «машина») Но прежде надо шины подкачать.
Насос быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш.
Мы в автобусе сидим (Сели на стул)
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам чётко говорит: с-с-с.
Дифференциация звуков [С]- [Ш] на слух и в произношении:
Первая остановка “Чистоговоркино”.
Логопед: Повторяй за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, каша, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – са-са-са, глазки, спинка и коса.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу.
Са –са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах.
Игра «Разбери игрушки»
Логопед: Поехали дальше. Перед нами сундук, он необычный.
(Необходимо отыскать в сундуке 6 - 10 игрушек, в названии которых есть звуки С и Ш. Игрушки необходимо расселить по своим домикам. На столе два домика, один для звука [Ш], другой для [С]. Ребенок называет предметы, которые нашел.)
Игра “Измени слово”
Следующая остановка “Заменяй - ка”.
Логопед: Замени звук [С] на звук [Ш] и повторяй за мной:
Са – ша |
со – шо |
су – шу |
||
Сы – ши |
ста – шта |
спа – шпа |
||
Сма – шма |
сла – шла |
сна - шна |
||
Сутки – шутки |
Миска - мишка |
|
||
Каска – кашка |
касса – каша |
|
||
Маска – Машка |
плюс – плюш |
|
Физкультминутка
(Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.
Звуковой анализ слова «Саша»
Остановка “Схемкино”.
Логопед: Необходимо выложить схему имени – Саша.
- Сколько слогов в слове Саша? (Прохлопай) Назови их.
- Какой первый звук в слоге “СА”? В слоге ША?
Остановка “Угадай-ка”?
Логопед: Угадай, каким одним словом нужно закончить предложение. Тебе помогут картинки (шут, мышка, маска, сучек, каша, каска).
Клоун – это …… |
У сосны огромный ………….. |
Кошка съела бедную …….. |
Снегурочка подарила Маше …… |
Малыш ест вкусную ……. |
У солдата большая …….. |
Итог занятия.
- Молодец, ты научил нашего гостя играть со звуками звуки [С] - [Ш]. Кукла-мальчик прощается и говорит тебе спасибо.