Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 классе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №53 города Ижевска
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ТНР 1 класс по теме: «Слоги. Слоговой анализ двусложных слов».
Составил: учитель-логопед
Деришева Яна Владимировна
Ижевск, 2023г.
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний детей о слоге, о гласных и их роли в слогоразделе;
закрепление навыков определения количества слогов и ударного слога в словах;
активизация словарного запаса учащихся
Коррекционно-развивающие:
развитие навыков слогового анализа и синтеза.
развитие внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в течение всего занятия;
воспитывать стремление к результатам деятельности.
Оборудование: мяч, предметные картинки, слоговые домики, картинный материал для игры «Цветочки», рабочая тетрадь.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Закрепление понятий звук, буква.
Логопед: Я называю слово и кидаю мячик. Твоя задача поймать мячик и выделить первый звук в слове.
(Слова: автобус, ухо, Оля, эскимо, иглы)
Давай запишем те звуки, которые ты выделил.
Какие это звуки?
Ребенок: Гласные.
Логопед: Все ли гласные звуки мы назвали? Сколько их всего?
Ребенок: Нет, не все. Еще есть звук [ы].
Логопед: А теперь выдели последний звук в словах.
(Слова: топот, ком, сок, стул)
-Какие эти звуки?
Ребёнок: Это согласные.
Логопед: Чем согласный звук отличается от гласного?
Ребёнок: Гласные мы можем пропеть, а согласные нет. Во рту есть преграда для воздуха.
Логопед: А теперь выполни задание - допиши недостающие буквы в заданных словах и покажи на картинку, которую это слово обозначает.
( Ребёнок записывает: К..т, сто.., ко…пот, с…д (кот, стол, компот, сад) и раскладывает предметные картинки)
Назови эти буквы, какие они?
Ребёнок: Гласные и согласные.
Логопед: Чем буквы отличаются от звуков?
Ребёнок: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.
Логопед: Прочитай стихотворение А.Усачёва «Слоги».
( ребёнок вместе с логопедом читает стихотворение )
- Какие слова ты прочитал? Из каких частей образуются слова? Из чего составляют слоги?
(Ребёнок отвечает на вопросы. Логопед сообщает тему урока)
-Тема нашего урока «Слог». Слог обязательно содержит гласный звук
Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
Логопед: Скажите, пожалуйста, может слог состоять из одной гласной?
Логопед: Из двух согласных? (Ребёнок отвечает).
Логопед:
- Итак, слоги по своему составу бывают разные. Слог может состоять из одного гласного, гласного и согласного, гласного и нескольких согласных.
3. Знакомство со слоговыми домиками (смотри Приложение 2).
Ребёнок получает карточку с домиком.
- Перед тобой необычный домик. В нем живут слоги.
На первом этаже 1-го подъезда живёт слог, начинающийся на С, на втором этаже 1-го подъезда – на М, на 3-м этаже на Д. В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на А…
- Впиши в окошки слоги.
(Ребёнок заполняют таблицу).
Во 2-м подъезде живут слоги, заканчивающиеся на О. На первом этаже 1-го подъезда живёт слог, начинающийся на Р, на втором этаже 1-го подъезда – на Д, на 3-м этаже на С.
- Раскрась твой домик так, как тебе нравится.
Работа с пространственными представлениями:
- Прочитай по порядку все слоги, живущие на 4 этаже, на 3 этаже, на 2, на 1.
- Какой слог живёт справа от слога на 1-м этаже 1-го подъезда?
- Какой слог живёт над слогом на 2-м этаже 2-го подъезда?
4.Составление слов из слогов
Слоги часто ходят друг к другу в гости. Когда они встречаются, получаются слова. Записываем слова в тетрадь.
Задания:
Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 3 этажа и 1 подъезда 3 этажа? (сода)
Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 2 этажа и 1 подъезда 2 этажа? (дома)
Какое получится слово, если встретятся слог из 2 подъезда 1 этажа и 1 подъезда 1 этажа? (роса)
Ребёнок составляет слова, называет и записывает их.
- Сколько слогов в каждом слове?
4.Физкультминутка – двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.
Логопед:
А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.
Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.
НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.
5. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.
Логопед:
Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока…
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
- Здесь весною было пусто,
Летом выросла ….КАПУСТА;
- Собираем мы в лукошко
Очень крупную …КАРТОШКУ;
- Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий …КАБАЧОК;
6. Составление двусложных слов из слогов. Игра «Цветочки» (смотри приложение).
III Итог занятия.
Логопед: Чем занимались на занятии?
Для чего мы выполняли разные задания?
Что вызвало трудности?
Наше занятие подошло к концу. Мы отлично потрудились. Спасибо, до свидания!
Приложение 1
Приложение 2