Конспект интегрированного занятия «Синичкин день» в средней группе детей с ТНР
Конспект интегрированного занятия «Синичкин день»
в средней группе детей с ТНР
Цель: дать детям представление о русском народном празднике "Синичкин день".
Задачи:
образовательные: формировать у детей представление о жизни, особенностях поведения и питания синиц; расширять знания о пользе синиц для человека; закреплять знания детей о зимующих птицах;
коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь; развивать внимание, память, логическое мышление, координационно-регулирующие функции речи и движения; общую моторику; дыхательную систему;
воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудное время.
Обогащение словаря: синичник.
Оборудование: кукла-дергунчик Синичка; кормушка; корм для птиц на отдельных тарелочках; ноутбук; аудиозаписи голоса птиц и песни "Летели две птички"; маски птиц; магнитная доска; картинки с изображением синичника, синиц вблизи жилищ людей, голубя, воробья, снегиря, вороны; заготовка синички, клеенка и тряпочка, кисточки по количеству детей, клей.
Предварительная работа: беседы о зимующих птицах, отгадывание загадок про птиц, чтение стихов о птицах, разучивание игры "Летели две птички".
Ход занятия:
Организационный этап
Звучит аудиозапись голоса птиц. (Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель:Ребята, кажется к нам кто-то прилетел. Вы слышите? Чьё это пение? Кто бы это мог быть? (ответы детей)
Чтобы узнать кто же это прилетел к нам в гости, нужно отгадать загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синичка)
Дети: синичка.
(Воспитатель достает куклу-дергунчик Синичку).
Мотивационный этап
Синичка: Здравствуйте! Я синичка - воробья сестричка! А вы кто? (ответы детей)
Воспитатель: Синичка, а зачем ты прилетела?
Синичка: Прилетела вам сказать, что зима близко.
Воспитатель: Мы с ребятами как раз собрались здесь, чтобы узнать о твоем празднике «Синичкин день». Может ты с нами послушаешь?
Синичка: Спасибо. Я знаю, что в народе говорят: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает», но с удовольствием послушаю ещё раз.
(Воспитатель размещает птичку возле кормушки)
Практический этап
1. Рассказ воспитателя о празднике
С давних пор на Руси поздней осенью в ноябре месяце отмечают люди праздник "Синичкин день", день встречи зимующих птиц. По приметам к этому сроку птицы, подбираются ближе к жилью человека. Своим появлением они напоминают людям: «Скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в них».
- Как вы думаете, ребята, почему птицы из леса прилетают к жилью человека?
Дети: Им нечего есть в лесу. (уточнить вопрос у нескольких детей)
Воспитатель: Правильно! Корма в лесу становится мало зимой и у птиц вся надежда на помощь человека. Люди в этот праздничный день загадывали загадки, играли, любовались зимними птицами и, конечно, делали столовые для птиц.
- Как же называются эти столовые? Из чего их можно изготовить?
Дети: кормушки. Можно сделать из дерева, пластиковых бутылок, картонных коробок.
Воспитатель: Чем же можно кормить птиц?
Дети: крошками хлеба, семечками, ягодами рябины.
Воспитатель: Совершенно верно! Ещё синички любят арбузные, дынные и тыквенные семечки. Охотно съедают они пшено и овес. А самое большое лакомство для синичек - сало, только несоленое. А вот черным хлебом кормить птиц нельзя, это для них опасно! Птицы могут болеть от этого. (Рассказ воспитатель сопровождает показом корма на тарелочках)
2. Игра "Накорми синичку"
Воспитатель: Ой, ребята! Наша гостья, наверное, проголодалась? Давайте ее накормим. Здесь на столе много разного корма на тарелочках. Нужно выбрать тот, чем можно кормить птиц, и назвать его.
(Дети по - очереди выбирают корм, называют его и кладут в кормушку).
- Запомните, ребята, что сначала будет клевать синичка. (Воспитатель переставляет Синичку ближе к крошкам хлеба)
3. Традиции праздника.
Воспитатель: В старину люди ещё любили гадать на синичку: они бросали крошки хлеба и кусочки сала возле дома и наблюдали: если синичка сначала начнет клевать сало, то в доме будет вестись живность (Куры, коровы, козочки ит. п, если станет сначала клевать хлебные крошки, то будет достаток в семье.
- Вы заметили, что сначала стала клевать наша гостья? Что это значит? (ответы детей)
4. Загадки от Синички.
Синичка: Спасибо, детки, я вкусно поела. Теперь можно и поиграть. Я приготовила загадки о своих друзьях. Отгадаем их? (Воспитатель выставляет поочерёдно картинки с изображением птиц)
Окраска сероватая,
Повадка вороватая -
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Это -. (ворона)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я - бывалый. (воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Этих птичек так мы маним:
"Гули-гули, подлетайте посмелей,
Нам ведь с вами на прогулке будет веселей!" (голубь)
Синичка: Какие вы сообразительные ребята, все загадки отгадали!
Воспитатель: Какие это все птицы: зимующие или перелетные? (ответы детей)
5. Полезные синички.
Воспитатель: Синички очень храбрые птицы, они залетают на балконы, заглядывают в окна домов. Ещё синички очень полезные птахи. Их по праву считают защитниками садов и лесов, потому что синицы истребляют вредных насекомых, которые портят деревья. Говорят: "Где живут синички там в садах будут хорошие урожаи".
6. Игра "Летели две птички"
На "Синичкин день" дети выбегали на улицу и зазывали синичек в гости.
Синичек вереница летит сюда кормиться!
Насыпем мы для птицы семян, зерна, крупицы!
Приглашаю вас на хороводную игру "Летели две птички". Дети надевают маски и парами становятся в круг. Звучит музыка, дети начинают движение по кругу, поют и выполняют движения по тексту:
Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились.
Как они вставали, крепко обнимались.
7."Домики-синичники"
(Дети стоят возле воспитателя)
Воспитатель: За то, что синицы такие полезные птицы и друзья человека, люди издавна заботятся о них, оберегают, делают кормушки и специальные домики-синичники. (показ картинки)
Сказали все вместе - Синичники. (ответы детей)
8. Поделка "Синичка"
Воспитатель: Я предлагаю вам пригласить сюда стайку синичек! Согласны! Тогда рассаживайтесь за столы мы выполним поделку "Синичка" (Воспитатель осуществляет показ образца, последовательность выполнения работы)
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие замечательные птички-синички у вас получились! Тебе нравятся наши птички, Синичка?
Синичка: Очень красивые синички?
Воспитатель: Тогда оставайся с нами!
Синичка: Спасибо, с радостью! Ведь здесь мои друзья!
Анализ
Вам понравилась наша гостья?
О каком празднике вы сегодня узнали?
Чем синички полезны людям?
Какие зимующие птицы прилетают в города вместе с синичками?
Как называются домики для синиц?
Перспективный этап
Синичка приготовила для вас замечательные раскраски с птицами. Вы раскрасите их дома и расскажете родителям про праздник "Синичкин день".