Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима»
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Зима».
Цель: обобщение представлений о зиме, о зимних явлениях в природе и в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить активный словарь детей по теме: «Зима».
-Формировать грамматический строй речи: умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, правильно употреблять предлоги, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с прилагательным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
Развивающие:
-Развивать речевую активность, связную речь детей; общую и мелкую моторику; слуховое и зрительное внимание, мышление, память, творческое воображение; координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать педагога и своих товарищей.
Оборудование: игрушка-снеговик, снежинки-поддувалочки, «снежок», индивидуальные зеркала, картины зимы, картинки-карточки: солнце, снег на земле, сугробы, лед на водоемах, медведь спит в берлоге, заяц белый, зимующие птицы на кормушке, зимние забавы детей, новогодняя елка.
Ход занятия.
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу с воспитателем).
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, беленький снежок
Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
- Снег сегодня шёл с утра? (Да)
- Рада снегу детвора? (Да)
- В лес по снегу мы пойдем? (Да)
- Надеваем шапку, шубку, валенки
(Имитация одевания одежды)
- Идем в лес, шагаем, ноги поднимаем. Пришли, сели на пенечки, взяли зеркала и сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
Повернулся язычок,
Вправо-влево, на бочок (Упражнение «Часики»)
Ротик открываем,
Язычком болтаем (Упражнение «Болтушка»)
А теперь, друзья, без шутки
Язычком почистим зубки (Упражнение «Чистим зубки»)
Улыбнемся всем, друзья,
Без улыбки жить нельзя (Упражнение «Улыбка»)
Чистоговорка:
Да – да - да – наступили холода.
Ду – ду - ду – в лес на лыжах я пойду.
Ул - ул - ул - ветерок подул.
Ой - ой -ой - очень холодно зимой.
- Что мы можем сделать из снега? (Снеговика)
Самомассаж «Снеговик»
Раз – рука, два – рука, (Дети вытягивают вперёд одну руку, затем другую.
Лепим мы снеговика. (Имитируют лепку снежков.)
Мы скатаем снежный ком – (Крутим руками)
Вот такой, (Показать руками большой ком)
А потом поменьше ком – (Крутим руками)
Вот такой, (Показать поменьше ком)
А наверх поставим мы
Маленький комок. (Показать маленький ком)
Снег, ведёрко и морковка, (Показать на голове ведерко и морковку – дразнимся)
И готов снеговичок. (Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево)
- Вот и наш снеговик.
(Показать игрушку снеговика)
- Ребята, снеговик только появился, и он не знает, что такое зима. Давайте мы ему расскажем, что зима прекрасное, волшебное время года. Значит нам нужно подобрать красивые слова о зиме.
Дидактическая игра «Какой? Какая?»
- Ребята, а какая она зима? (Зима суровая, зима злая, зима холодная, зима морозная, зима снежная, зима веселая, зима белая, зима красивая).
- Снег какой? (Белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий).
- Мороз какой? (Сильный, крепкий, злой).
- Лед какой? (Прозрачный, крепкий, холодный, скользкий).
– Ребята, а про что говорят ударили … (морозы); висят … (сосульки); бушует … (метель); замёрзла … (речка); дует … (ветер); хрустит … (снег)?
- Зима веселое время года или грустное?
- Почему веселое? (Можно кататься, на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, хоккей, встречать Новый год).
- Почему грустное? (Можно простудиться и заболеть).
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (Показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (Имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (Имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи надеваем, («Надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (Изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (Показывают большим пальцем вверх)
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру
«Доскажи словечко».
- Зимой всё покрыто белым пушистым снегом. Давайте с этим словом поиграем. Я начну, а тот, кому я передам снежок, должен добавить слово.
Тихо, тихо как во сне падает на землю … (снег).
С неба все скользят пушинки серебристые … (снежинки).
На поселок, на лужок опускается… (снежок).
Вот веселье для ребят всё сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик).
Рядом снежная фигурка — это девочка … (снегурка).
На снегу то посмотри, с красной грудкой … (снегири).
Словно в сказке, как во сне землю всю окутал ... (снег).
- Ребята, от какого слова произошли эти слова? (От слова снег)
Упражнение на дыхание «Снежинки»
- Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки.
Давайте подуем на снежинки. (Демонстрация воспитателем).
- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети дуют на снежинки, добиваясь движения снежинок).
- Что же делают снежинки?
К слову, снежинки подобрать действие.
Снежинки… - падают,
Снежинки…- вьются,
Снежинки…- кружатся,
Снежинки…- блестят,
Снежинки…-тают
(Дети отвечают полными ответами, если они затрудняются, педагог помогает вопросами)
Снежинка на крыши домов (ложится)
Снежинка на землю (падает)
Снежинка в воздухе (кружится, вьются)
Снежинка на ладошке (тает)
Снежинка на солнце (блестит, искрится, сверкает).
Составление рассказа о зиме.
- Ребята вспомним признаки зимы. В этом нам помогут карточки: (солнце, снег на земле, сугробы, лед на водоемах, медведь спит в берлоге, заяц белый, зимующие птицы на кормушке, зимние забавы детей, новогодняя елка).
- Берем каждую картинку и проговариваем:
Солнце: (Солнце светит, но не греет).
Снег на земле: (Снег покрыл землю).
Сугробы: (Выпало много снега, появились сугробы).
Лед на водоемах: (Реки покрыты льдом).
Дерево без листьев и елка. (На деревьях нет листьев. Только елки стоят зеленые).
- Что происходит с животными?
- Как мы можем помочь птицам?
- Назовите зимующих птиц.
- Что делают люди?
-За что мы любим зиму?
Рассказ «Зима».
Наступила зима. Зимой солнце светит, но не греет. Зимой часто идет снег. Снег укрывает землю белым ковром. Если зимой много снега - появляются сугробы. Зимой реки покрыты льдом. На деревьях нет листьев, одни елочки стоят зеленые. Зимой люди одевают теплую одежду: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги, варежки. Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы и белки поменяли свои шубки, чтобы быть незаметными. Перелетные птицы улетели на юг. С нами остались зимующие птицы: воробьи, синицы, вороны, сороки. Дети зимой катаются на санках, лыжах и коньках. Играют в снежки и лепят снеговиков. Зимой мы встречаем праздник новый год. Я люблю зиму.
Рефлексия
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и рассказали маленькому снеговику о зиме. Снеговик хочет остаться в лесу, а мы повернемся вокруг себя, скажем: раз, два, три и мы снова в садике.
- Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?
- Какие задания были трудные?
- А сейчас пойдем на прогулку и будем радоваться зиме.