12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Валентиновна335
Больше всего на свете я люблю свою работу
Россия, Крым респ., Евпатория

Конспект классного часа в 4 классе на тему «Дети –герои Великой Отечественной войны»

Цель: ознакомить учащихся с основными сведениями о ВОВ, подвигах детей-героев; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию познавательного интереса к истории своей страны; формировать готовность стать на защиту своей Родины в нужное время.

Оборудование: аудиозапись о нападении, портреты детей –героев, минусовка песни о детях-пионерах, фотографии войны.

Предварительная работа: учащиеся разучивают стихотворения; доклады о детях-героев; выставка рисунков «Война глазами детей»

 

Ход занятия

1. Организационный момент: аудиозапись Левитана о нападении фашистской армии

-Ребята, какую информацию услышали по радио?

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

2. Вступительное слово учителя: Сегодня мы обязаны жизнью нашим прадедушкам, прабабушкам, нашему предшествующему поколению. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая сгубила жизни более 6 млн. человек: убитые на фронте, умершие от болезней и голода, взятые и измученные в плену, приговоренные к смертной казни. Война не обошла никого, затронула каждого: кто-то лишился близких и родных, своего дома, крова, работы, стирались целые города. С тех пор прошло немало времени, но память о войне вечна. Такое невозможно забыть, о таком невозможно молчать. Я хочу, чтобы вы знали, помнили и чтили честь погибших, отдавших жизнь за мир на земле.

3.Выступление учениц

Ученица1 :

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:

Ученица 2:

Чулочки тоже снять мне, дядя??
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

"Чулочки тоже" - и смятеньем на миг эсесовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? - в смятенье сильном произнес

Ученица 3:

Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла?...

Ученица 4:

Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей?...

Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?"

Обсуждение стихотворения.

-Какие чувства вызвало это стихотворение у вас, ребята?

-Какую картину вы представили, прослушав это стихотворение?

Действительно, оно пропитано слезами и болью. Во время ВОВ погибло свыше полумиллиона детей. Страдания, голод, бомбёжки, отсутствие хорошей врачебной помощи, тёплой одежды, пытки и издевательства – вот суровое детство 1941 года. Маленькие дети сражались как взрослые, брали в руки автоматы и сражались не на жизнь, а на смерть. Дети-партизаны, чьё счастливое детство забрала война. У них не было времени на игрушки, они слишком рано стали взрослыми не по своей воле. Дети, получившие звание «Герой Советского  Союза». Я хочу, чтобы вы запомнили их имена Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков.

3. Выступление учащихся (доклады)

1) Марат Казей

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Учитель: За что Марата Казея удостоили столь почётной награде? Каким вы представляете себе мальчика?

2) Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Учитель: Какой подвиг совершил Валя?

3) Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Учитель: Как вы думаете, почему Зина не промолвила ни слова? Если бы она выдала фашистам информацию, к чему бы это могло привести?

4) Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Учитель: Зачем мальчик совершил такой поступок? Можно ли его поступок назвать настоящим подвигом?

Учитель: Ребята, вот мы с вами и узнали о самых главных героях войны - детях. Им было совсем немного лет, но все они сражались за Родину, во имя жизни. Я хочу, чтобы сейчас мы с вами почтили память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания.

А теперь ребята подведём итог нашему занятию, составив синквейн.

Синквейн (например):

1. Война

2. Страшная, жестокая

3. Рушит, забирает, калечит

4. Война-это самое большое горе человечества.

5. Сражение, кровопролитие и др.

Учитель: на ваших партах лежат лучи Солнца. Я попрошу вас написать на них слова благодарности тем , кто пал за наше с вами чистое небо над головой. Я желаю, чтобы в мире никогда не было войны.

Коллективное исполнение « ПЕСНЯ О ПИОНЕРАХ-ГЕРОЯХ» (Музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.