Конспект познавательного занятия «Дети — герои Великой Отечественной войны. Леня Голиков»
Конспект познавательного занятия во второй младшей группе
«Дети — герои Великой Отечественной войны. Леня Голиков».
Цель: продолжать знакомство с историческими событиями ВОВ.
Задачи:
Познавательная: обобщение знаний детей о Дне Победы.
Знакомить детей с тем, как защищали нашу Родину дети-пионеры в годы Великой Отечественной войны - Лёня Голиков.
Развивающая: развивать речь, мышление и поддерживать инициативу детей.
Воспитательная: воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигам героев в годы Великой Отечественной войны, гордость за их героические поступки.
Интеграция областей:
«Познание» - расширять кругозор детей, знакомить с историей России.
«Коммуникация» - вовлекать в разговор во время беседы, совершенствовать и обогащать словарный запас.
«Социализация» - учить правилам взаимоотношений в коллективе.
Предварительная работа.
чтение художественных произведений о детях войны, о событиях Великой Отечественной войны.
Оборудование.
Иллюстрация – памятники посвящённые Дню Победы, салют.
Портрет Лёни Голикова Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.
фонограммы «От Советского ИнформБюро»
Ход занятия.
1. Психологический настрой.
2. Вступительное слово воспитателя.
- 9 мая наш народ отмечает один из самых важных и любимых праздников. Что за праздник? А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Ответы детей)
- 9 мая 1945 года наш народ одержал великую победу над фашисткой Германией. Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжёлой, кровопролитной, как война 1941 – 1945 г. г. - не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому, в войне участвовали все!
Ребята, я хочу рассказать одну историю.
Жили-были дети. Были у них папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры. Большие у них были семья. Они, как и вы, ходили в детский сад, играли, гуляли с другими детьми и воспитателями. Любили кататься на больших машинах и маленьких машинках. Катались с родителями на велосипедах. Очень любили купаться. Девочки, также как наши девочки любили играть в куклы, а мальчики мастерили из палок оружие и играли в солдатов.
Но однажды неожиданно случилась страшная беда! В обычный летний день 22 июня1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех великих отечественных войн. Вот так объявили о ней. ( фонограмма От Советского Информбюро)
На нашу страну напали фашисты. Напали ночью, когда все спали. Стали рушить дома людей, заводы, фабрики. Весь наш народ и мужчины и женщины, дети и старики поднялись на борьбу с врагом.
В войне участвовали и женщины, оставшиеся в тылу с детьми. Они вынесли неимоверно тяжёлый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием.
Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестёр, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага. Время было тяжёлым для всех.
3. Рассказ воспитателя о пионере герои Лене Голикове.
Крепко любили и любят нашу Родину русские дети, они храбро, как и взрослые, уходили на фронт в партизанские отряды, защищали её от врагов. Кто же эти дети? (дети герои войны)
- Вот об одном из таких ребят я вам сейчас и расскажу.
В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.
Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.
Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.
В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил, во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один. Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию.
За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков.
Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу". Звание Героя он получил посмертно. И таких детей, было, много давайте посмотрим на них кто же они герои прошлого… (иллюстрации фотографий детей-героев войны) (Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик)
(Во время демонстрации иллюстраций идет чтение стихотворения воспитателем)
Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
- А теперь давайте разомнёмся.
4. Физминутка.
Все военные мы здесь,
Отдадим друг другу честь.
А потом быстрей, быстрей,
Топай, топай веселей.
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Мы присядем десять раз
Мышцы не болят у нас.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
- Теперь вы запомнили, что такое война?
- Это разруха, гибель людей.
- Война – это слезы.
- Это смерть близких людей, детей.
Праздник Победы посвящён подвигу героев, солдат, моряков, лётчиков, офицеров, наших с вами прабабушек и прадедушек, которые воевали в Великой Отечественной войне, разбивших страшного врага и отстоявших независимость Родины. Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями.
Есть особенный праздник у нашей страны,
Я другого такого не знаю
Это день завершения Великой войны -
День Победы – 9 Мая.
- А кто скажет, когда мы отмечаем День Победы?
- А что бывает в этот день?
- Салют, парад, возложение венков и цветов к обелискам.
- Салют в честь всех людей кто участвовал в этой страшной войне, кто погиб и кто вернулся живым. Скоро мы будем отмечать в 70- й раз светлый и скорбный праздник – День Победы.
4. Чтение стихотворения о мире.
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете
На земле, где нет войны,
Спят спокойно дети.
Там где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты.
5. Итог.
- Как много нового вы сегодня узнали.
- Слова «Никто не забыт, ничто не забыто» - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
- Ребята, давайте мы будем помнить о трудной Победе, благодаря которой, мы сейчас счастливо живем под мирным небом в нашей стране.
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что отчизна не забыла вас.