Конспект коррекционного занятия на тему «Звук [л]»

1
0
Материал опубликован 27 March

t1711535069aa.gif

Тема: Звук [Л].

Цель: формирование умения правильно произносить звук [Л] во фразе.

Задачи:

- формировать умение осуществлять сильный длительный выдох в положении губ «трубочка» посредством выполнения упражнения «Дельфин»;

- формировать умение определять наличие звука [Л] в слове с опорой на слуховое восприятие посредством выполнения упражнения «Внимательные ушки»;

- формировать умение правильно произносить звук [Л] во фразе с опорой на слуховое восприятие;

- формировать умение согласовывать числительные «два» / «пять» с существительными в падеже и роде с опорой на наглядность;

- формировать умение правильно произносить звук [Л] во фразе с опорой на зрительное восприятие;

- формировать умение произносить названия бытовых приборов посредством отгадывания загадок.

 

Оборудование: игрушка Солнышко, дидактическая игра с фонариком для автоматизации звуков Л, Л’

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

 

«Здравствуй, Вера. К нам сегодня пришел необычный гость. Чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку.

 

Оно весь мир обогревает,

Оно усталости не знает,

Улыбается в оконце,

А зовут его все ... (солнце)

 

Точно! К нам в гости пришло солнышко. Но посмотри, у него чего-то не хватает. Как ты думаешь, что у солнышка потерялось? (лучи) Верно. Давай поможем солнышку найти его лучи». (Прикрепление лучей с проговариваеннием чистоговорок:
ла-ла-ла

Ло-ло-ло

Лу-лу-лу

Лы-лы-лы

Ле-ле-ле

Ли-ли-ли

Лю-лю-лю

 

Основная часть.

 

2.1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Дельфин»

 

Л: «Посмотри, какой к нам приплыл дельфин. У этого дельфина есть мячик. Давай будем так дуть в трубочку, чтобы мячик как можно дольше летал в воздухе. Вдыхай носом и долго дуй в эту трубочку. Щеки не надувай. Молодец! Держи первый лучик солнышка».

 

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

 

Аккорд

 

 [Л].
 

установление

 

мастерства

 

конкретно

 

выговаривать

 

аккорд

 [Л] во фразе.

переформировывать

 

искусство

 

реализовывать

 

чрезвычайный

 

безостановочный

 выдох в 

расположенье

 губ «трубочка» 

средством

 

исполнения

 упражнения «Дельфин»;

переформировывать

 

искусство

 

предопределять

 

существование

 звука [Л] в слове с опорой 

для

 слуховое 

воспринятие

 

средством

 

исполнения

t1711535069aa.gif

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,-

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед – назад.

Как красиво! Гномик рад».

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. «Гладь» языком твердое небо: двигай языком вперед и назад. Нижняя челюсть и губы не двигаются»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 

2.2.3. «Кто дальше загонит мяч?»

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть мяч из пенопласта на противоположный край стола/ в ворота из конструктора. Выполняется 5-7 раз.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [Х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Положи широкий язык на нижнюю губу. Сдуй мяч на противоположный край стола и попади в ворота. Не надувай щеки. Не натягивай нижнюю губу на зубы»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 

2.2.4. «Лошадка»

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадь цокает копытами).

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«С боку – дорожка, а в центре – лужок.

Маленький пони, мой добрый дружок,

Снова и снова катает ребят:

Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,

Стану как будто лошадкою тоже:

Словно копыта, звучит язычок:

- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!»

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

 упражнения «Внимательные ушки»;

 

переформировывать

 

искусство

 

конкретно

 

выговаривать

 

аккорд

 [Л] 

в

 фразе с опорой 

для

 слуховое восприятие;

переформировывать

 

искусство

 

сообразовывать

 числительные «два» / «пять» с существительными в падеже и роде с опорой на наглядность;

переформировывать

 

искусство

 

конкретно

 

выговаривать

 

аккорд

 [Л] 

в

 фразе с опорой 

для

 

визуальное

 восприятие;

переформировывать

 

искусство

 

выговаривать

t1711535069aa.gif

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Широко улыбнись, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Приоткрой рот и пощелкай кончиком языка, как лошадь цокает копытами. Нижняя челюсть не двигается. Работает только язык»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 

2.2.5. «Вкусное варенье»

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«У меня сегодня – чудо-настроенье:

Бабушка сварила вкусное варенье.

Я раз сто, наверное, губки оближу,

А потом “спасибо” бабушке скажу».

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Слегка приоткрой рот. Широким переднем краем языка оближи верхнюю губу. Облизывай сверху вниз. Нижняя челюсть не двигается»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 

2.2.6. «Индюк»

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Речевое сопровождение (произносит учитель-логопед во время выполнения ребенком упражнения):

«Индюк – это важная птица,

Он этим сильно гордится.

«Бл-бл-бл» – орет индюк,

Все пугаются вокруг.

 

 

 

наименования

 

домашних

 приборов 

средством

 отгадывания загадок.

 

игрушечка

 Солнышко, 

нравоучительная

 

железка

 с фонариком для автоматизации звуков Л, Л’

Ход занятия

 

Координационный

 момент.

«Здравствуй, Вера. К нам 

сейчас

 

наступил

 

удивительный

 гость. 

Дабы

 узнать, кто это, 

необходимо

 

разгадать

 загадку.

Оно весь мир обогревает,
Оно усталости не знает,
 

Осклабляется

 в оконце,
А зовут его все .

К нам в гости 

наступило

 солнышко. Но посмотри, у него 

отчего-то

 не хватает. Как ты думаешь, что у солнышка потерялось? (лучи) Верно. 

t1711535069aa.gif

Ты не бойся, подходи,

Птицу важную изобрази».

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Виды помощи:

- напомнить способ выполнения упражнения с помощью словесной инструкции: «Приоткрой рот. Положи широкий передний край языка на верхнюю губу. Двигай широким краем языка вперед и назад, не отрывай язык от губы. Добавь голос, чтобы стало похоже, как будто индюк болбочет»;

- разбивание инструкции на мелкие смысловые части;

- показ образца выполнения;

- сопряженное выполнение;

- механическая помощь;

- стимулирующая помощь: ты молодец, попробуй еще раз, у тебя получится и т.д.

 

«Отлично! Ты очень хорошо справилась. Теперь твой язык готов произносить звук [Л]. Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня два луча)».

 

Физкультминутка.

 

Л: «Давай немного разомнемся. Становись на ковер. Давай сейчас представим, что мы играем на гармошке. Я буду читать стихотворение и показывать движения. А ты повторяй за мной слова и движения. Все понятно? (все понятно). Давай начнем».

 

Текст физкультминутки:

Мы играем на гармошке. (имитация игры на гармошке)

Громко хлопаем в ладошки. (хлопки в ладоши)

Головой слегка качаем. (наклоны головы в стороны)

Руки кверху поднимаем. (подъем рук вверх)

Наши ноги: топ, топ. (топанье ногами)

Наши руки: хлоп, хлоп! (хлопки руками)

Вниз ладошки опускаем, (опускание рук вниз)

Отдыхаем, отдыхаем. (покачивание руками)

 

У тебя отлично получается! Давай еще раз сначала. (повтор физкультминутки) Молодец!».

 

Упражнение «Два-пять»

 

Л: «Когда я шла на занятие, я увидела вот такой холодильник, мне стало очень интересно – что же в нем лежит? Давай возьмем фонарик и посмотрим вместе.

 

Виды помощи:

- актуализация названий изображений;

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- отраженное произнесение фразы ребенком;

- сопряженное произнесение фразы с ребенком.

 

Выкладывай

 

 

подсобим

 солнышку 

обнаружить

 его лучи». (Прикрепление 

проблесков

 с проговариваеннием чистоговорок:








 

Генеральная

 часть.

 

Респирационная

 гимнастика. 

Занятие

 «Дельфин»

«Посмотри, 

какой-никакой

 к нам 

прибыл

 дельфин. У этого дельфина 

потреблять

 мячик. 

Выкладывай

 будем так дуть в трубочку, 

дабы

 

волан

 

насколько можно

 

длительнее

 

порхал

 в воздухе. Вдыхай носом и долго дуй в эту трубочку. 

Ланиты

 не надувай. 

Удерживай

 первый 

луч

 солнышка».

 

Варианты

t1711535069aa.gif

 

Упражнение «Веселый мяч»

 

Л: «Давай поиграем с мячом. Я буду называть тебе слово и бросать мяч, а ты будешь повторять это слово вместе со словом «ласковый». Например, я говорю слово «лошадь», а ты говоришь «ласковая лошадь». Понятно? Давай начнем»

 

Л: «Отлично! Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня пять лучей

 

Речевой материал:

Ласковая лошадь, соломенное пугало,

ласковые глаза, соломенная кукла,

ласковая улыбка, соломенное логово,

ласковые слова, соломенные лапти,

ласковый голос, соломенная поделка,

ласковая Алла, соломенная лодка.

 

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- отраженное произнесение фразы ребенком;

- сопряженное произнесение фразы с ребенком.

 

Игра «Внимательные ушки»

 

Л: «А теперь давай поиграем в игру «Внимательные ушки». Помнишь, эти флажки? Я буду называть слова. Когда ты услышишь слово со звуком [Л], подними зеленый флажок и повтори слово. Если звука [Л] в слове не будет, подними красный флажок».

 

Л: «Молодец! Ты все слова знала или были какие-то незнакомые для тебя слова? (все знала) Отлично. Держи еще один луч. Сколько у тебя уже лучей? (у меня два луча)».

 

Материал: луна, стол, картон, салат, бетономешалка, соковыжималка, обруч, карандаш, пчёлка, баскетбол, башня, швабра, сладкоежка, поделка, колобок, корона, парк, клоун, болт, барсук, мочалка, бал, конь, лошадь, капюшон, солдат, солома, укол, кровать, обломок.

 

Виды помощи:

-организующая: настраивание ребёнка на выполнение задания;

-стимулирующая: «попробуй еще раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

- повтор инструкции;

- разделение инструкции на части;

- повтор слова с утрированным произнесением заданного звука;

- отраженное произнесение слова ребенком;

- сопряженное произнесение слова с ребенком.

 

 

Итоговая часть

 

 помощи:
 

 

восстановление

 ребёнка на выполнение задания;
«попробуй 

вновь

 раз», «посмотри внимательнее», «у тебя получится»;

перепев

 инструкции;

разъединение

 

установки

 

для

 части;

сдерживание

 щек руками.

Артикуляционная гимнастика.

 

Выкладывай

 потренируемся 

выговаривать

 

аккорд

 [Л]. Что для 

данного

 

необходимо

 

первоначально

 сделать? (Нужно 

выработать

 гимнастику 

ради

 языка). Верно, 

необходимо

t1711535069ab.gif

Л: «Вера, ты отлично справилась со всеми заданиями! У тебя получилось собрать все лучи солнышка. Давай посчитаем, сколько лучей у солнышка? (один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей, шесть лучей, семь лучей, восемь лучей. Всего восемь лучей) Точно. Тебе понравилась твоя работа на занятии? Какие слова со звуком [Л] ты сегодня запомнила? Солнышко говорит тебе спасибо за помощь»

 

 

 

 

специализировать

 

диалект

 к произнесению 

данного

 звука. 

Выкладывай

 

приготовим

 

порядочно

 упражнений. Я буду 

t1711535069ac.gifвыкидывать

 тебе карточки, а ты будешь 

проделывать

 упражнения. Все упражнения тебе знакомы. Вот первая карточка. Какое 

такое

 упражнение? (это 

занятие

 «Чьи 

хлебогрызки

 чище») Верно. 

Видь

 в 

отражение

 и выполняй, 

счастливо

 я буду 

декламировать

 стихотворение».

«Чьи 

хлебогрызки

 чище?
 

Короткое

 описание. 

Приотворить

 

фонтан

 и кончиком 

слога

 «почистить» верхние 

хлебогрызки

 с внутренней стороны, 

сооружая

Украшает

 вновь: 

сначала

t1711535069ad.gif – назад.
Как красиво! 

Гном

 рад».
 

Варианты

 помощи:

привести

 

порядок

 

исполнения

 упражнения с 

поддержкой

 

вербальной

 инструкции: «Широко улыбнись, 

дабы

 

водились

 

видны

 верхние и нижние зубы. «Гладь» 

язычком

 

категорическое

 небо: 

передвигай

 

язычком

 

сначала

 и назад. 

Нательная

 

мясорубку

 и губы не двигаются»;

раздробление

 

установки

 

для

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации