Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с]. Незнайка покупает посуду»
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Тема: «Звук С» Незнайка покупает посуду.
Цель:
Коррекционное-образовательные цели:
-расширить и углубить представления детей о посуде
закрепить навык четкого произношения звука [с]
-закрепление четкой артикуляции и характеристики звука [с];
-закрепление навыков различения звуков [с] в слогах, в словах;
Коррекционное-развивающие цели:
-развитие фонематических представлений;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-развитие психических процессов: внимания, мышления.
Коррекционное-воспитательные цели:
Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: Кукла Незнайка, посуда, сделанная из разных материалов, картинки с изображением посуды, цветные символы.
Ход занятия.
На занятии с детьми проводится интересное мероприятие, где педагог использует картинки с изображением посуды. Каждому ребенку предлагается по очереди назвать каждый предмет, соответствующий картинке. После того, как все предметы названы, педагог задает вопрос: "А как, одним словом можно назвать эти предметы?". Это помогает детям узнать и запомнить названия посуды. Далее, наступает время для психогимнастики, где дети должны изобразить испуг от разбитой посуды и выразить мимикой и движениями отношение мамы к случившемуся. Это упражнение помогает детям развивать эмоциональное восприятие и понимание чувств других людей.
После этого педагог объявляет тему занятия, которая связана с выделением звука «с» из загадки о самоваре. Детям предлагается отгадать загадку: "Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь и вода". После разгадывания загадки вместе с Незнайкой дети повторяют звук «с» и обсуждают посуду. Затем проводится анализ характеристик звука «с» по артикуляционным и акустическим признакам, что помогает детям лучше понять произношение этого звука.
Для развития фонематического восприятия проводится упражнение, включающее произношение звука «с» в слогах. Дети участвуют в игре «Эхо», где им необходимо произносить различные слоги с звуком «с» как тихо, так и громко. Это помогает им улучшить артикуляцию и различать звуки в словах.
Далее детям предлагается произносить слова, содержащие звук «с», в контексте короткого рассказа. Например, они могут представить ситуацию, где Незнайка и его друзья отправляются покупать посуду, но Незнайка не знает, в каком магазине ее можно приобрести. Детям предлагается помочь Незнайке, называя предметы посуды, которые он может купить. Это помогает детям расширить словарный запас и узнать различные виды посуды.
Затем проводится упражнение по определению позиции звука «с», где дети должны обозначить звук на домике в зависимости от его позиции в слове. Далее идет работа над словообразованием, где дети учатся использовать звук «с» в словосочетаниях и определять, из каких материалов сделана посуда. Они также учатся образовывать слова, используя различные суффиксы, чтобы описать материал, из которого сделана посуда.
Для практики падежного управления детям предлагается рассказать Незнайке о назначении различных предметов посуды. Они должны определить, куда положить соль, салат, суп, сахар и салфетки. Это помогает детям понять функциональное назначение разных посудных предметов и правильно использовать их в быту.
В заключительной части занятия детям предлагается составить предложения, включающие слова с звуком «с». Они должны выбрать только те продукты, названия которых содержат данный звук, и использовать их в предложениях. Например, «Сережа ест горячий суп», «Соня пьет яблочный сок», «Оксана любит мясо и колбасу». Это помогает детям закрепить знания о произношении звука «с» и его использовании в речи.