Конспект логопедического занятия для обучающихся 2 класса с ОВЗ на тему «Играем, звуки различаем»
Конспект логопедического занятия для обучающихся 2 класса с нарушением интеллекта.
Тема: «Играем, звуки различаем».
Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей дифференцировать звуки «с», «з»;
упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»;
закреплять знания о качественных характеристиках звуков: гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих; закреплять навыки различения звуков;
сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах, называть слова, в которых они слышаться.
Коррекционно- развивающие:
развивать слуховую память;
продолжать формировать фонематический слух и восприятие;
развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики.
Коррекционно - воспитательные:
учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей;
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания;
воспитание интереса к играм со звуками и словами.
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята, рада всех вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости, и мы с вами покажем, что мы знаем и умеем. Поздоровайтесь с нашими гостями.
А сейчас встаньте прямо и послушайте меня.
- Сядет тот, кто назовет своё имя ласково.
- Давайте вспомним нашу речёвку:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Говорим мы чётко, внятно, чтобы было всем понятно!
Основной этап.
- Сегодня на занятии я хочу, ребята, с вами поиграть с уже знакомыми нам звуками, а какими именно, вы сейчас сами догадаетесь. Послушайте и отгадайте мои загадки:
Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы?
-Правильно это заяц.
-Скажите, а какой первый звук в слове заяц? Звук з. Хорошо!
-Слушайте следующую загадку:
То на чем очки сидят, то чем тихо все сопят,
Что суют в «чужой вопрос» любопытный, острый ….. (нос)
Молодцы, верно. А какой последний звук в слове нос? Звук с.
Ну что, догадались с какими звуками мы сегодня будем работать? З-с.
- Мы будем учиться их различать.
А сначала сделаем гимнастику для наших язычков, чтобы правильно произносить эти звуки.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Презентация.
Хорошо. Давайте произнесем эти звуки. Скажите, а кто поет эту песенку с-с-с, чья она? (Насос).
А эту – з – з – з. (Комар).
- Правильно это песенки насоса и комара. (Показ картинок).
Чем похожи эти звуки и чем отличаются? Итак, произнесем звук с. Язычок у нас за нижними зубками, спинка языка выгнута, зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние, а губы в улыбочке. С-с-с-с.
Скажите, ребята, какой это звук? Согласный.
Приложите руку к горлышку, оно работает, спит или нет наш голосок?
Спит. Значит этот звук какой? (Глухой). Голос не учувствует, звук произносится только при помощи шума.
А сейчас произнесите звук з. Язычок за нижними зубками, спинка язычка выгнута, зубы «заборчиком», между зубами небольшое расстояние, губы в улыбке. Это какой звук гласный или согласный? Согласный. А чем этот звук отличается от звука з? Приложите руку к горлышку, спит голосок или нет. Нет, не спит, горлышко работает, значит этот звук …. (Звонкий). Правильно, звонкий. А с помощью каких букв мы обозначает эти звуки? С помощью буквы с и з.
Вы сказали, что эти звуки согласные, а какими у нас могут быть согласные звуки? (Твердыми и мягкими). Какими цветами мы их обозначаем? (Синим цветом твердые согласные, зеленым – мягкие согласные). Давайте произнесем звуки с и з так, чтобы они стали мягкими согласными.
Молодцы!
А сейчас предлагаю вам поработать с чистоговорками, я говорю, а вы повторяете за мной и договариваете предложение. Готовы?
Са-за-са-за- на лугу стоит (коза).
Се-зе-се-зе- дадим сена мы (козе).
Зы-сы-зы-сы – хвост пушистый у (лисы).
Отлично!
Следующее упражнение. Я буду произносить слова, а вы, если в слове услышите звук з, звоните в колокольчик, ведь это звонкий звук, а если услышите звук с сидите тихо-тихо.
Слова: сапоги, зима, заколка, солнце, коза, барсук, скакалка, ваза, спички, гнездо, грузовик, самокат, кактус. Молодцы!
Ну, а теперь давайте поиграем в игру «4 лишний».
Я покажу вам 4 картинки, а вы скажите, какая из них лишняя и почему?
Отлично!
А сейчас посмотрите, я дам каждому вот такие картинки насоса и комара. Мы с вами уже умеем выделять первый и последний звуки в словах. Я показываю картинку, а вы определяете какой звук первый и показываете нужную карточку. Если слова начинается со звука с, то какую карточку вы покажите? (Насос). А если слово начинается со звука з, то комара.
А сейчас покажите нужную карточку, определяя последний звук в слове.
Картинки: 1 звук: забор, замок, змея, зонт, заяц, сом, сумка, суп, слон, снеговик, стакан, сыр.
Последний звук: ананас, кактус, автобус, глобус, паровоз, арбуз.
Молодцы!!! Ну что, давайте немного отдохнем, пусть отдохнут наши глазки.
Гимнастика для глаз: «Снеговик».
И пальчикам тоже нужен отдых.
Пальчиковая гимнастика: «Зима».
Снег пушистый лег на ветки,
И гулять бегут все детки.
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Лыжи, санки и коньки
Мчатся наперегонки.
Ребята, в начале нашего занятия мы выяснили, что звуки с, з – согласные, и могут быть твердыми или мягкими. Так вот сейчас следующее упражнение поможет нам разобраться какой звук в слове с или сь, з или зь. Для этого упражнения нам понадобятся прищепки. Какого цвета прищепки нам будут нужны? (Синего и зеленого). Я каждому дам картинки, а вы произнесите, подумайте и выберите прищепку нужного цвета.
Картинки: арбуз, зима, роза, корзина, зонт, сапоги, лиса, синица, гусь, сова, лось.
Давайте проверим. Молодцы!
А теперь, давайте сделаем физминутку со снеговиком.
Физминутка: «Снеговик».
Ребята, мы с вами не раз уже играли в игру «Чудесный мешочек», правила вы знаете, наощупь отгадываем предмет, достаем его, называем и определяем какой звук в слове вы слышите и где он находится. Сегодня мы ищем звуки с, сь, з, зь. Поэтому и предметы в мешочке у нас новые, придется подумать. Готовы? Тогда начинаем.
В мешочке: змея, заколка, стол, зеркало, стул, совок, зебра, заяц, собака, динозавр, слон, арбуз.
Вы опять хорошо справились с заданием. Так держать!
Мы с вами знаем, что звуки с, з на письме обозначаются буквами с, з. давайте составим слова с этими буквами. Поработаем с карточками, на карточках написаны слоги, соедините их так, чтобы получилось слово, затем поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
На карточках:
Но ки
Сан зы
Сто сок
Та лы
Проверяем!
Заключительный этап.
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, выполнили все задания. Давайте еще раз назовем с какими звуками мы работали? Правильно со звуками с, сь, з, зь.
И в конце нашего занятия я хочу вас попросить выбрать и положить в коробочку смайлик. Если вам понравилось работать на занятии, то мы положим в коробочку смайлик – улыбку, а если вам на занятии было сложно, трудно, то грустный смайлик.
Спасибо! До свидания!