Конспект мастер-класса по батику «Декоративное панно «маки»
Конспект мастер-класса по батику
Тема: « Декоративное панно «маки»
Дата проведения: 29.10.2022 г.
ФИО, должность педагога-мастера: Кочергина Альбина Михайловна, педагог дополнительно образования, изостудия «Родничок»
Временные рамки мастер-класса: 55 минут
Форма проведения мастер-класса: интегрированная (лекционно-практическое занятие).
Цель: создать условия участникам мастер-класса для воплощения творческих идей на практике в виде декоративного панно в технике «батик» на основе индивидуально деятельности.
Задачи:
- формировать у участников представление об искусстве батика, навыки росписи по ткани в технике батик, история промысла, материалами и инструментами;
- развивать у участников способность к экспериментированию и фантазированию, чувство ритма и цвета, творческие способности;
- развивать у участников интерес к данной технологии, самостоятельность в процессе художественно-творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при работе.
Технологии: технология творческих мастерских, наглядный материал
Методы:
-информационно-развивающий
-объяснительно-иллюстративный
-проблемно-поисковый
-практический
Форма организации деятельности участников:
- индивидуальная.
Оборудование мастер-класса:
для педагога-мастера:
- слайдовая презентация;
-наглядные пособия;
- аудио средства (музыкальное сопровождение);
- альбом с последовательностью выполнения росписи в технике батика;
- ткань (шифон), акриловые краски для шелка, пяльцы, кисти (круглые и плоские разных размеров), стеклянная трубочка, фен, резерв для холодного батика, соль, гель по ткани с блёстками.
для участников:
- ткань (шифон), краски для ткани «Хобби», пяльцы, подрамники, кисти (круглые, плоские разных размеров), стеклянные трубочки, фен, резерв для холодного батика, соль, гель по ткани с блёстками, эскизы.
План мастер-класса
Вводная часть:
- приветствие, вступительное слово мастера (актуальность) (1мин.)
Основная часть:
- обзорная активная лекция (10 мин.)
- постановка цели (1 мин.)
- практическая работа (40 мин.)
Заключительная часть:
- выставка и анализ коллективного панно (2 мин.)
- рефлексия (1 мин.)
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
Вводная часть
Содержание этапа | Деятельность мастера | Деятельность участников |
Приветствие. Вступительное слово мастера (актуальность мастер-класса). Сегодня я предлагаю Вам познакомиться с таким видом росписи по ткани, как «батик». В нашей изостудии этот вид росписи становится всё популярнее, воспитанникам очень нравится как сам процесс, так и результат. Художественные приёмы очень разнообразны, а результат зачастую совершенно непредсказуем. Уникальность и неповторимость вашего изделия гарантирована, скопировать или повторить технику выполнения росписи вашего изделия в точности невозможно. Благодаря удивительным эффектам свободной растекаемости краски по ткани часто сюжет композиции рождается на основе творческого эксперимента, импровизации и воображения. | Раскрывает актуальность технологии батика, мотивирует участников к художественно-творческой деятельности. (демонстрация художественных работ). | Рассматривают авторские работы по батику, выполненные воспитанниками изостудии «Родничок». |
Основная часть
(обзорная лекция с элементами беседы, практическая работа)
Содержание этапа | Деятельность мастера | Деятельность участников |
Обзорная лекция История развития батика - Что такое батик? Батик - это различные техники росписи ткани вручную, уходящий своими корнями в глубокую древность. - Где зародился батик? Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался. - В каких странах батик был наиболее популярен? Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления. - В какой период появился батик в России? В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. В 1936 году он стал применяться в артели «Трибуна». Возможно, термин «горячий батик» появился у нас одновременно с «холодным батиком», чтобы различать их. Изменился резервный состав, инструменты для его нанесения, стиль и приемы росписи. Этот способ несколько ограничивает свободу художника, так как все детали рисунка имеют контурную обводку резервом и расписываются красками внутри контура, а рисунок приобретает своеобразную графическую четкость и плоскостность. Так изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавесы, скатерти, салфетки, абажуры. В тот период роспись была средством агитации и возможностью самостоятельно сделать ткань с рисунком. И сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к этому виду искусства, освоить простейшие приемы батика и создать авторскую работу «Декоративное панно «Маки». Перед началом работы, давайте познакомимся со способами росписи тканей. Виды росписи ткани Существует пять основных техник батика: -Холодный батик; -Горячий батик; -Сибори, тай-дай или узелковая роспись; -Свободная роспись; -Аэрография. Холодный батик Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит - понадобятся только контуры. После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина. Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва.
Работа с батиком по холодной технологии После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика - это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно.
Холодный батик это всегда четкие контуры Горячий батикГорячий батик - это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски.
Создание батика с помощью чантинга После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться. Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет - проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель.
Батик - горячая технология Сибори или тай-дайСибори, тай-дай или узелковая роспись - это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены. С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки. Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности
Узелковый батик "Сибори" Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра. Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена - тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки. Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок.
Сари выполненное в технике узелкового батика Батик -свободная росписьСвободная роспись ткани - это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой. Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой. Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда.
Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки. Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом. Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость. Батик - аэрография Аэрография - это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны - аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности. Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы. Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним
По составу краски делятся на: -водные; -акриловые. По способу закрепления бывают: -паровые; -закрепляемые утюгом. Виды резервирующего состава: -для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом); -для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой. Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается, на нашем мастер-классе мы его и будем использовать. Дополнительные эффекты в батике. Они весьма многообразны: роспись по-сырому, присыпка сухими красителями, эффект при помощи соли, эффект при помощи мочевины, декорирование росписи с помощью специальных гелей с блёстками или контурами, эффект кракле или кракелирование и много другое. Сегодня мы будем использовать (по желанию) соль и гель с блёстками. Соль придаёт рисунку интересную фактуру. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают. Этапы росписи 1.Перенос рисунка эскиза на ткань карандашом лёгкими линиями. 2. Нанесение резервной линии при помощи стеклянной трубочки и резервирующего состава по линиям рисунка, либо горячим воском с помощь кисти. Резервирующий состав в холодном батике наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками, в соответствии с эскизом, заливаются цветом плоскости. Горячий воск с парафином растапливается в специальном баночном воскоплаве. Воскоплав баночный в процессе работы поддерживает оптимальную температуру. Воск наносится с помощью чантинга, либо обычной тонкой кисти (щетина или любая кисть с плотным ворсом). Чантинг - небольшой, тонкостенный медный сосуд, с припаянным тонким носиком, из которого вытекает воск. Сосуд наполняется расплавленным воском.
3. Выполнение росписи цветочных мотивов. (Цветовой колорит творческой работы участники определяют самостоятельно на основе воображения. В процессе работы экспериментируют с солевым эффектом). 4. Детальная проработка цветочного мотива. Знакомство с рабочим местом. Проведение инструктажа по технике безопасности. 2. Практическая работа - Перевод эскиза на ткань.
- нанесение контура рисунка резервирующим составом/горячим воском. - роспись цветочных мотивов по воображению
- заливка фона с применением солевого эффекта. - По желанию, проработка сердцевин цветков /лепестков специальным гелем по ткани с блестками. | Рассказ-путешествие в историю и технологию искусства батика с демонстрацией видео ролика и слайдовой презентации Демонстрация фотографий «Способы росписи ткани» Демонстрация фотографий видов росписи Демонстрация фото «Последовательность выполнения холодного батика» и «горячего батика» , личного показа приемов росписи ткани. Проведение инструктажа по технике безопасности. Организация поэтапной практической деятельности: - показ приема нанесения резервной линии на ткань по контурам рисунка; - показ приема росписи Индивидуальная и фронтальная работа с участниками мастер-класса. | Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса Вступают в диалог Рассматривают авторские работы с изображением различных цветов. Анализируют формы и цветовой колорит композиций Рассматривают этапы выполнения холодного батика Знакомство с рабочим местом, инструментами материалами, правилами поведения Самостоятельная работа с соблюдением этапов росписи цветочных мотивов под музыкальное сопровождение. |
3. Заключительная часть (выставка и анализ работ, рефлексия)
Содержание этапа | Деятельность мастера | Деятельность участников |
Заключительное слово автора мастер-класса. - Именно поэтому я Вам рекомендую обратить внимание на батик, как на процесс-медитацию, обучение новому и создание совершенно неповторимой картины на ткани, которую можно подарить близкому человеку, можно украсить интерьер дома, а можно даже создать авторскую одежду! Представление выполненных работ. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и участников. Рефлексия.
| Организует выставку и анализ. Подводит итог работы мастер-класса. | Анализируют свои работы. Высказывают мнения о работе мастер-класса и своих достижениях. |
Список используемых источников
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.А. Гильман. - М. : Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008. - 159 с.
Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приемы. Изделия / С.Г. Давыдов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 184 с.
Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000
Каптерова Т.П. Искусство Средневекового Востока / Т.П.Каптерова, Н.А. Виноградова. - М., 1989.
Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.
24. Менди Саутен. Роспись по шелку / Руководство для начинающих. - Ростов: Феникс, 2005.
https://vokrug-nas.ru/istoriya-vozniknoveniya-tehniki-batik/
https://booksee.org/s/?q=батик.
Аэрограф- прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.
Бандан- название техники крашения ткани.
Батик- способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.
Воск, восковая масса- специальный резервирующий состав для горячего батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов.
Запаривание- процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.
Кракле- сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.
Мочевина- химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.
Панно- декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит
эмоциональным и композиционным центром интерьера.
Подрамник- рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки рамы имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.
Присыпка сухими красителями- один из дополнительных эффектов в росписи ткани.
Пяльца- круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.
Резерв- краткое название для резервирующей массы в холодном батике.
Роспись по-сырому -- роспись производится по влажной ткани или бумаге, что придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов, дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани.
Солевая техника- один из способов создания дополнительного эффекта в свободной росписи ткани.
Трубочки- стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети -- инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.
Узулковый батик- бандан, способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.
Чантинг- прибор для нанесения на ткань раскаленной восковой массы. Используется в росписи в технике горячего батика. Представляет собой металлический резервуарчик с носиком. Вытекая через носик, воск оставляет на ткани линию, создающую орнамент. Если у чантинга два носика, один над другим, то он оставляет две параллельные линии, если носики расположены по четырем углам, прибором можно наносить четыре точки одновременно.
Эскиз- предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.