Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Конспект урока
на тему: Наша дружная семья
Выполнила:
студентка 4 «БК» группы
Либерт Н.А.
Методист АСПК:
Ванюшина Е.Е.
Тема урока: Наша дружная семья
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:формировать навыки культуры общения и поведения в семье
Задачи:
1.Образовательные: раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи
2.Развивающие: способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения,
речи: развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие способности ребят (инсценировки),
навыки работы в творческих группах, общеучебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и
контроля, анализа и синтеза прочитанного материала).
3.Воспитательные: воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм учащихся,
уважительное отношение к семейным ценностям
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных пунктов важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:технологическая карта, учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Нина Александровна. -Кто пришел сегодня с хорошим настроением, давайте поделимся этим настроением, улыбнемся себе и друг другу, пожелаем успехов. Начинаем урок. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Актуализация знаний | -Чтобы узнать, о чём пойдет речь на уроке, посмотрите на доску. -Что вы видите? -Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение У меня есть мама У меня есть папа У меня есть бабушка У меня есть дедушка А у них есть я! - Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? - Почему вы так решили? |
- Дом
- О семье
- Потому что в стихотворении говорится о членах семьи. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание)
|
Самоопределение к деятельности | -А может ли человек жить один и называть себя семьей? - Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком: Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый. - Куда ты идешь?- спросил старик. - Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. - Что же появилось у мальчика в семье? - Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ»Откройте с.41. Что мы узнаем, изучив этот раздел? И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». - Как вы думаете, что мы узнаем на уроке?
- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке. | - Нет
Слушают рассказ
- Общение
Читают ответ в учебнике.
Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста? | Познавательные УУД (уметь осуществлять анализ структуры загадки,самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.) Регулятивные УУД (уметь сравнивать свой ответ с ответами)
|
Изучение новой темы | - Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? - Как вы думаете? Семья́ - группа людей, которые связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова. 2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. 3. В слове «семья» скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. - старинная семья. -Кого семья объединяет? -Кто такая бабушка? -Кто такой дедушка? -Кто такие тётя и дядя? - Сколько человек объединяет ваша семья? Кто в нее входит? Работа с учебником. - Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и составьте рассказ, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади. - Как вы думаете, что такое культура общения?
- Нужна ли она в семье? Почему?
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? - Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу. - Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади. - Скажите, на каких фотографиях изображено то, что бывает в твоей семье. (опросить несколько учеников) - А как еще помогают друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (опросить). |
Ответы учащихся
- Мама отца или матери.
- Отец матери или отца
- Тётя – сестра отца или матери, а также жена дяди. Дя́дя — брат отца (дядя по отцу) или матери (дядя по матери), а также муж тёти.
- Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая -Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас |
|
Физкультминутка | Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять. | Выполняют движения. | Личностные |
Первичное закрепление | -А теперь давайте поработаем в парах. Напомните мне, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать, работая в парах. Сейчас мы с вами подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого у вас на столах лежат карточки, прочитайте все предложения и отметьте те, которые являются признаком хорошей и дружной семьи. 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 6. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 7. Вместе распределяют деньги на покупки. 8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 9. У каждого свой кошелек. 10. У каждого члена семьи свое хозяйство. Проверка. -Ребята, как вы понимаете значение слова «традиции»? Давайте прочитаем текст на с.44-45. - О какихтрадициях речь идет в учебнике? Расскажите немного о традициях вашей семьи. Когда они появились? (опрос учащихся) -Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». Какие строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи вы будете использовать при создании дома. Понимание раздражение вражда любовь взаимопомощь ссора радость безразличие уважение наказание | -Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Ответы учащихся
Читают | Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Итог урока. Рефлексия. | - Что такое семья? Кого она объединяет? - Что включает в себя культура общения в семье? - Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Какие из них вы знаете. На доске: - Я узнал… -Мне понравилось… -Урок заставил меня задуматься…
Рефлексия эмоционального состояния -А сейчас я каждому раздам смайлик, вам нужно будет дорисовать ротик, чтобы оценить свою работу на уроке.Если в процессе урока вы справились со всеми заданиями, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если возникли небольшие трудности, то нейтральный смайлик. Если у вас ничего не получилось, то грустный.(показываю) -Вы, ребята, молодцы, спасибо за активную работу на уроке! Все здорово справились с заданиями! Дом.задание: учебник, стр. 44-45,прочитать и пересказывать. Составить рассказ о своих семейных традициях.
|
| Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)
|