Материал на проверке

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции Дагестана»

1
0
Материал опубликован 7 October 2015

Содержание образовательной деятельности детей:

1. Организационный момент

 

Ход мероприятия:

 

1 ведущая:

-Наша Родина – Россия. Сегодня мы познакомимся с  Дагестаном, частью России! В переводе Дагестан – «страна гор». Удивительно богат край своими великими горами, цветущими садами и чистыми ручьями. Дагестан – многонациональная страна, в которой сложились свои традиции и обычаи. Давайте познакомимся с их жизнью. В Дагестане живут люди разных национальностей  - аварцы, лезгины, даргинцы. Об этом нам расскажет мама нашей группы Раджабова Ульмигат Магомедовна. Она по национальности лезгинка.

 Мама:

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться, тебя не любить?

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

(Расул Гамзатов, дагестанский  поэт)

 

1 ведущая:

-У людей каждой национальности есть свой костюм. Это костюмы дагестанского мужчины и дагестанской женщины.

А вот как живут люди в горных селениях Дагестана.

  

Мама:

-Народный танец у нас называется лезгинка. Музыка, под которую его танцуют, необычная.

Лезгинка – своего рода эмблема или визитная карточка любого кавказца.

Этот красивый танец – как выражение души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев. На Кавказе его танцуют повсюду, и каждый народ привносит в него частичку своей души и своих традиций...

 

1 ведущая:

-А вот какую картину нарисовал художник  Василий Верещагин «Лезгинка. Национальный танец». Это было очень давно, но танец Лезгинку танцуют до сих пор.

 

2 ведущая:

-Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое развитие самые различные  виды ремесел:

- художественная обработка металла;

- резьба по камню и дереву:

- гончарное производство,

- ковроделие;

- обработка кости;

- узорное вязание;

- золотошвейное дело.

 

Эти ремесла до сих пор очень важны. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в жизни людей, как в Дагестане.

Ловкость, мастерство женских рук оценивается по качеству и красоте ковров, сотканных ими.

 

1 ребенок:

Где узоры для ковра, ты нашла, сестра, скажи?

На лугу полно цветов, погляжу – узор готов.

Тур промчался по горе, след остался на ковре.

 

3.1 Игра лото «Подбери узор для дагестанского ковра»

 

2 ведущая:

-А вот какие изделия из металла делают дагестанские умельцы.

                                   

1 ведущая:

-Перед вами прекрасные гончарные изделия из глины, сделанные искусными мастерами.

 

2 ребенок:

 

Самые красивые кувшины

Делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих,

Создают из слов простых.

 

1 ребенок:

Девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым им.

И желтая глина и белая глина

Мелькают в проворных руках золотых.

 

3 ребенок:

Гончар за работу спокоен,

Сделан кувшин не простой.

В ауле такой наполняться достоин,

Лишь родниковой водой.

 

1 ведущая:

-Дагестанские умельцы изготавливали изделия из дерева. Это  и деревянные лари, и мерные сосуды, и рамки для сушки мяса.


2 ведущая:

-Выразительностью художественного оформления отличались изготовляемые дагестанскими женщинами вязаные шерстяные носки – джурабы.

 

1 ведущая:

-Традиционная Дагестанская бурка – это накидка из овечьей шерсти с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это традиционная одежда горцев. Бурка  - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Раньше бурка  была в каждом горском доме.

 

 

2 ведущая:

-Очень интересны аварские сказки. Они рассказывают о тех давних временах, когда звери умели говорить. Эти сказки учат нас жить по совести, не обманывать, помогать другим.

Читает сказку

 

Старик, сажающий дерево (аварская сказка)

 

Старик сажал ореховое дерево. Прохожий спросил:

— Сколько тебе лет?

— Восемьдесят мне.

— А через сколько лет можно будет есть плоды с дерева которое ты сажаешь?

— Через сорок лет, — ответил старик.

— Так неужели ты надеешься прожить ещё сорок лет и насладиться этими плодами? — спросил прохожий.

— Нет. Я уже насладился плодами деревьев, посаженных отцами, а плодами посаженного мною дерева насладятся наши дети,— ответил старик.

 

Вопрос детям

-Почему старик сажал ореховое дерево, ведь он не сможет попробовать с него плодов?

1 ведущая:

-Дагестанские мастера изготовляют такие красивые  изделия из серебра. (слайд  10)

2 ведущая:

-А теперь отправимся на равнину на праздник «Навруз байрам» (Наступление весны).

 

Весна, молодая хозяйка,

С плеча уроню я платок –

И вот запестрела лужайка,

И шмель опрокинул цветок.

Бегите из дома, взгляните –

Прекрасна весною земля.

 

А хозяева одаривают детей сладостями.

 

2 ведущая:

-Сладости – это тоже национальная еда дагестанцев. Эти лепешки с творогом называются «чуду». Попробуйте, какие вкусные.

 

Угощение детей национальными дагестанскими сладостями.

1 ведущая:

-А в конце  хотелось бы сказать: «Хвала и величие тебе, большой народ маленького Дагестана! Да здравствует великая дружба людей Дагестана и всей России!»

 

Мама:

Мой Дагестан

У каждого на этом свете есть райский свой уголок,

Всевышний доверил нам это, чтоб каждый все это сберег,

Здесь горы, Каспийское море, и зелень повсюду цветет,

Вот город строят и села, красивый народ здесь живет.

Дагестан – древнейший край,

Многокрасочный, как рай,

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны,

Цену дружбы знаем мы.

Эти узы так важны.

Дагестан, мой Дагестан,

Там и здесь моя родня.

 

2 ведущая:

Спасибо всем присутствующим! Для всех – танец Лезгинка.


Авторы Гурылева Наталья Ивановна, Евдокимова Елена Владимировна. Воспитатели Детского сада № 47 ОАО "РЖД" г. Александрова Владимирской области

Комментарии

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Глеб Горюнов (Подготовительная группа) КУРАТОР: Клокова Светлана Вячеславовна (г. Арзамас, Нижегородская область) 2. Егор Шишков (Подготовительная группа) КУРАТОР: Клокова Светлана Вячеславовна (г. Арзамас, Нижегородская область) 3. Юрий Варенцов (Старшая группа) КУРАТОР: Варенцова Вера Анатольевна (г. Верхняя Тойма, Архангельская область) 4. Артём Филиппов (Старшая группа) КУРАТОР: Шестакова Галина Николаевна (г. Вяземского, Хабаровского края) 5. Дарья Шестакова (Старшая группа) КУРАТОР: Прибыткова Анжелика Николаевна (д. Ершевская, Архангельская область) 6. Михаил Александров (6 группа) КУРАТОР: Ломакина Ирина Алексеевна (г. Краснодар, Краснодарский край) 7. Анни Немыкина (6 группа) КУРАТОР: Ломакина Ирина Алексеевна (г. Краснодар, Краснодарский край) 8. Виолетта Бродецкая (Подготовительная группа) КУРАТОР: Исуткина Оксана Викторовна ( г. Самара, Самарская область) 9. Ярослав Солуянов (Подготовительная группа) КУРАТОР: Исуткина Оксана Викторовна ( г. Самара, Самарская область) 10. Александра Алешкина (Подготовительная группа) КУРАТОР: Исуткина Оксана Викторовна ( г. Самара, Самарская область) 11. Мария Сметанина (Старшая группа) КУРАТОР: Прибыткова Анжелика Николаевна (д. Ершевская, Архангельская область) 12. Глеб Кочетков (7 группа) КУРАТОР: Ломакина Ирина Алексеевна (г. Краснодар, Краснодарский край) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно.

15 December 2022