Конспект НОД по формированию фонематических процессов и звукопроизношения. «Свистелочка и Шипелочка» в гостях у ребят
Конспект НОД по формированию фонематических процессов и звукопроизношения.
Дифференциация звуков [С] - [Ш].
«Свистелочка и Шипелочка» в гостях у ребят.
Цель: Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в словах, предложениях.
Задачи: 1. Закрепить правильную артикуляцию звуков.
2. Развивать фонематические процессы:
- различать звуки С-Ш на слух и в произношении.
- упражнять в определении позиции заданного звука в слове; в преобразовании слова путём замены одного звука другим.
- закреплять умение составлять звуковую схему слова, делить слова на слоги
3. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность и инициативность.
Оборудование: зеркала, разрезанные слова, мяч, «Свистелочка» и «Шипелочка» картинки, предметные картинки на тему «Транспорт», дидактическая игра «Парковки», цветные фишки, буквы С и Ш на каждого ребенка, звуковые схемы.
Организационный момент: (стоя в кругу)
1. Кинезиологические упражнения в сочетании с артгимнастикой.
2. Ребята к нам на занятие пришли «Свистелочка» и «Шипелочка», они очень разные, но ребята их иногда путают. Сегодня они пришли с вами поиграть и узнать, не путаете ли вы эти звуки.
- А как вы думаете, какой любимый звук у «Свистелочки»?
- А у «Шипелочки»?
Описание артикуляции звуков. При произношении звука С – губы в улыбке, зубы не сжимаем, кончик языка упирается в нижние зубы и выгибает спинку как кошка. По середине язычка бежит холодный ветерок.
При звуке Ш – губы округляем бубликом, зубы оставляют небольшую щёлку, язык делает «чашечку» и прижимает свои бока к верхним зубам, по языку бежит теплый ветерок.
- А теперь ребята, глядя в зеркала правильно произнесите звуки С и Ш –
расскажите, как расположены губы, зубы, язык. …
- Чем отличаются эти звуки, когда мы их произносим? …
- Молодцы! Вы умеете правильно произносить звуки.
Упражнение «Надуем шар» - на С – раздвигаем ладони, на Ш – сдвигаем.
3. Дифференциация звуков в изолированном виде:
А сейчас давайте покажем, как мы эти звуки умеем различать на слух. Я буду произносить слоги и слова, а вы, когда услышите в слове звук С – хлопок в ладоши 1 раз, а когда звук Ш – топаем ногой 1 раз.
- са, ши, ос, уш, шта, ста, аст, ошт.
- стол, малыш, квас, ватрушка, мышка, слон, лапша, миска, лист, каша, лягушка, соль, кошка.
4. «Скажи наоборот» (в кругу с мячом)
Са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши, сэ - ше, ас - аш, ос - ош, ус - уш … ста - шта, сту-шту…
5. «Измени слово» (по кругу с мячом)
Уши-усы, мышь – мыс, башня – басня, крыша – крыса, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, мишка – миска, ваш – вас, наш – нас, касса – каша, марс – марш.
6. «Повтори, не ошибись» - Проговаривание чистоговорок за детьми, выучившими их на индивидуальных занятиях.
Ша-ша-ша – мама моет малыша
Шу – шу – шу – я письмо тебе пишу
СА – СА – СА – в лесу бегает лиса
Со – со – со – у Вовы колесо
7. «Найди картинку» - задание найти картинку (по теме транспорт) в группе, сесть за стол, определить место звука С или Ш в слове, обозначить на схеме. (ответы 2-3 детей)
8. «Парковки» - разложить картинки с транспортом по парковкам, определив количество слогов в слове. 1 этаж – 1 слог, 2 этаж – 2 слога и т.д. (ответы 2-3 детей)
9. «Слово рассыпалось» - сложить слово из разрезанных букв (для читающих детей, для не читающих картинка с подписью), составить из фишек его звуковую схему. (ответы 2-3 детей).
Физминутка (по необходимости)
10. «Отгадай какие звуки потерялись?»
…оня надела …апку на голову.
Мама забыла …умку на …толе.
Мы играли в хоккей … …айбой.
В магазине …вета купила анана… и ква….
Вова надел …таны и ….убу на прогулку.
- Какие слова со звуком С вы услышали? Со звуком Ш?
11. Итог занятия.
Что вам запомнилось? Было что-то сложное для вас?
Вы замечательно справились со всеми заданиями Свистелочки и Шипелочки. И не дали себя запутать. Показали какие вы сообразительные, внимательные и дружные. Молодцы! За правильное выполнение всех заданий Свистелочка и Шипелочка приготовили вам подарки – это раскраски с разными видами транспорта.