12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Нестерова258
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе тема "Лес. Грибы и лесные ягоды»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе тема "Лес. Грибы и лесные ягоды»

Цель: расширять представления детей о лесных грибах и ягодах.

Задачи:

- познакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

- учить быть осторожными с неизвестными грибами и ягодами;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Оборудование: муляжи грибов или картинки (подберезовик, белый гриб, опята, лисички, сыроежки, мухомор); 2 корзинки; нож; картинки ягод ( земляника, черника, малина, клюква, брусника); картинки деревьев (береза, осина, рябина); несколько искусственных елочек; немного натуральных ягод клюквы, лоскут белой ткани, ложка, пакеты для заморозки.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (поднимаем руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (качаем вытянутыми руками)
Здравствуй, маленький дубок! (присесть)
Мы живём в одном краю – (помахать рукой)
Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лес за грибами и ягодами.

- Ну что, согласны? (Да)

- Что возьмем с собой? (Корзинку)

- А что еще возьмем с собой? (Ножик, чтобы срезать грибы) 

- Правильно.

- За грибами и ягодами в лес мы пойдем пешком.

2.Координация речи с движением «Мы идем в осенний лес».

Мы идём в осенний лес. (маршируют)

А в лесу полно чудес! (удивиться, развести руки)

Дождь вчера в лесу прошёл — (потрясти руками)

Это очень хорошо. (хлопать в ладоши)

Будем мы грибы искать (ладонь приставить ко лбу и присматриваться)

И в корзинку собирать. (руки перед собой).

3. Введение в тему.

Воспитатель: отправляться за грибами и ягодами в лес надо очень рано. В народе говорят: «Кто рано встает, тот гриб берет, а сонливые и ленивые идут после за крапивою».

(Воспитатель с детьми идут по группе, делают вид, что ищут грибы).

- Мы теперь с вами грибники. Идем, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

4. Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса».

- Остановились. Вдыхаем аромат леса. Вдох через нос - руки вверх, руки опустить – выдох (2 раза).

5.Дидактическая игра «Путешествие».

Воспитатель: посмотрите, возле березки стоит грибок.

(Подводит детей к картинке березы, рядом с которой стоит муляж подберезовика).

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

- Что за гриб? (Подберезовик) 

- Как вы догадались? (Ответы детей)

- А вот недалеко еще один. (Подводит к следующему дереву).

- Наверное, тоже подберезовик? Посмотрите.

Если спросим – нам ответит,

Скажет так любой грибник:

Самый лучший гриб на свете,

Безусловно, … (боровик)!

- Боровик называют еще белым грибом.

- Давайте сравним белый гриб и подберезовик.

- Чем они похожи? (Ответы детей)

- Чем отличаются? (Ответы детей)

- А почему его называли белым, ведь шляпка – то коричневая? (Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.)

- Смотрите, вот пенек, а прямо на пеньке растут грибы.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

- Ребята, посмотрите, какое это дерево? (Осина)

- Прямо под осиной вырос гриб с красной шляпкой, как вы думаете он называется?

Крепкий подосиновик

Вырос под осиною.

- Смотрите, какие яркие рыжие грибочки.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые… (лисички)

- Как вы думаете, почему люди назвали их лисичками?

- Ой, как много разноцветных грибочков!

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешкай! Это - … (Сыроежки)

- Назвали эти грибочки так не потому, что их можно есть сырыми, а потому, что они очень быстро готовятся. Быстро варятся, жарятся.

- А вот, стоит красавец гриб! Знаете его название? (Мухомор)

- Для людей он ядовит, но топтать и сбивать его ногой не надо. Им лечатся звери: белки и лоси. Ведь в лесу не аптеки, а животные тоже могут заболеть.

- Запомните: если человеку что-то не нужно, то это может пригодиться кому-то другому.

- Рассмотрим гриб (достать из корзинки).

- Гриб – очень необычное растение. У него нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.

- а что есть у гриба? (Ножка, шляпка)

- А еще у гриба есть грибница. Это такие ниточки-корешки, через них гриб получает воду и полезные вещества. Поэтому грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу. Иначе гриб на этом месте больше не вырастет.

- Ох, устали мы! Давайте присядем на полянку и отдохнем.

- Вспомним главные правила:

1 Можно собирать только известные съедобные грибы)

2 Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.

3 Срезаем грибы ножом.

-Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные).

6. Физминутка «За грибами».

Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (
Дети идут в хороводе)
Белочки скакали, (
Скачут вприпрыжку)
Рыжики срывали. (Срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала, (Бегут по кругу)
Лисички собирала. (Собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки, (Скачут стоя)
Искали опятки. (Срывая воображаемые грибы)
Медведь проходил, (Идут вразвалку)
Мухомор раздавил.
(Затем топают правой ногой)

7. Дидактическая игра «Отгадай загадку».

- Мы ведь не только за грибами пришли в лес, но и за ягодами. Отгадайте, что это за ягода:

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины - … (черника).

- Почему, как вы думаете, так назвали ягоду?

Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с … (малиной).

- Когда поспевает малина? (Летом)

Ягодку сорвать легко –

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка –

Там созрела … (земляника).

_ Земляника тоже поспевает летом. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит.

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка.

Красненькая… (клюква).

- Клюква растет на болотах, очень полезная.

8. Экспериментирование «Что в ягодке?»

Воспитатель: давайте посмотрим. Что содержится в ягоде.

Воспитатель подводит детей к столу, где он растирает несколько ягод клюквы на лоскуте белой ткани).

- Почему ткань окрасилась?

- Что содержится в ягоде? (Сок).

- Вывод: ягоды содержат сок.

(Оставшиеся ягоды воспитатель предлагает положить в пакет для замораживания продуктов и убрать в морозильную камеру в холодильник.

Позже дети смогут понаблюдать, сохранили ли ягоды после размораживания свои свойства (цвет, форму, сочность).

9. Рефлексия.

_Устали? Пора отправляться в детский сад.

- Давайте закроем глазки, повернемся вокруг себя. Вот мы и в детском саду.

- Скажите, какие грибы мы собрали в корзинку?

- Почему не нужно трогать ядовитые грибы?

- Зачем мы брали с собой нож?

- Какие ягоды вы видели в лесу?

- Что можно приготовить из ягод? (Варенье).

- Варенье из земляники – земляничное,

Варенье из клюквы – клюквенное,

Варенье из черники – черничное,

Варенье из малины – малиновое,

Варенье из брусники – брусничное.

- Понравилось вам в лесу? (Да).

- Значит, мы обязательно еще пойдем в лес.

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.