Конспект образовательной деятельности на тему «Семья»
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
(комплексное занятие по развитию речи и окружающему миру для детей средней группы с участием родителей.)
Галяутдинова Т.В.,
Воспитатель,
высшая квалификационная категория
Тема: «Моя семья».
Программное содержание:
- Учить детей монологической речи, составлять рассказ описание.
- Учить замечать рифмующиеся слова, самостоятельно подбирать их.
- Упражнять в использовании в речи вежливых форм общения.
- Расширять представления детей о семье, дать обобщенные понятия «семья», «родители».
- Дать первоначальные представления о родственных отношениях в семье.
- Воспитывать доброжелательное отношение, любовь к окружающему.
Индивидуальная работа: разучивание стихотворения с детьми.
Предварительная работа:
-систематические беседы с детьми об их семьях и членах их семей.
- подготовка и изготовление творческих работ родителями и детьми на тему «Я и моя семья».
- оформление фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья».
Оборудование: ширма, кукла Баба Яга, воздушный шар в форме сердца, клей, цветная бумага, ножницы по количеству родителей – участников занятия, шаблоны фартуков для Бабы Яги, серебряный дождь, замок черного дождя.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в зал.
В: - сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им. Здравствуйте, гости дорогие. Приветливо здороваясь люди становятся добрее и красивее. Видите, как заулыбались наши гости нам в ответ, какие у них добрые лица.
( У окна воздушный шарик в форе сердца с запиской внутри.)
В: - Посмотрите, какой воздушный шарик залетел к нам в окно. Необычный шарик, некруглый, а в форме….(сердца). Правильно, ребята. А сердце – это символ любви. Как вы думаете, кто вас любит больше всех на свете? (мама, папа). А как их можно назвать одним словом? (родители).
В: - Ребята, а шарик и правда необычный: в нем какая – то записка. Как же нам ее достать?(ответы детей, шар лопается ).
В: - Хотите я прочитаю , что здесь написано?
« Милые дети, Злая Баба Яга нас заколдовала и посадила в замок черного дождя. Только вы можете нас спасти. Выручайте нас.
С любовью, ваши родители.»
Теперь понятно, почему к нам прилетел воздушный шарик в виде сердца. Сердце обозначает любовь ваших родителей. Но где же этот замок черного дождя?
( Дети находят замок. Родители сидят в замке, запертые замком, спят крепким сном. Дети зовут родителей, а они не отзываются.
Раздается кряхтение и из-за ширмы появляется кукла Бабы Яги.)
В: - Ребята, что это за звук? Никак сама Баба Яга к нам в гости пожаловала. Давайте спросим ее, зачем она родителей заколдовала. (дети спрашивают).
Б-Я: Живу на свете тысячу лет, никто меня не любит, никто обо мне не заботится. Вот и решила я полить ваших родителей черным дождем, они и уснули. А зачем вам нужны родители? Пусть они поспят, а мы с вами похулиганим, еще кого– нибудь заколдуем! ( Ответы детей)
Б-Я: А вот как полью и вас черным дождем! Сразу позабудете всех членов своей семьи! (достает лейку, дети отбегают от ширмы).
В: - Мы все равно будем любить свою семью, а вспомнить всех членов семьи нам поможет игра. Поиграем, ребята.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре,
Папа, мама, брат, сестра-
Сосчитаю всех едва.
Самый главный – это я.
Вот и вся моя семья!
В: - Ребята, а давайте попросим Б-Я подсказать нам как спасти наших родителей. Ведь она только с воду такая вредная, а на самом деле она совсем не злая. Помните, она и Иван-царевичу помогла Кощея победить, может и нам поможет? Вот только нужно вспомнить волшебные слова, которые делают людей добрее. Помните их?
Дети: Бабулечка – красотулечка, подскажи нам, пожалуйста, как нам родителей спасти?
(Вежливыми словами просят Б-Я.)
Б-Я: Уговорили вы меня, так и быть помогу. Только вам придется выполнить 2 моих задания. А не выполните так все: родители навеки останутся в замке черного дождя!
Дети: Выполним, справимся!
Б-Я дает листок с 1 заданием.
В: - Да, непростые загадки приготовила для нас Б-Я… Ну, ребятки, ушками слушайте да умными головушками думайте, а я читать вам буду.
Слово спряталось куда – то На каток ушла с утра
Слово спряталось и ждет: Моя старшая……(сестра).
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто его найдет? Мама, папа, брат и я –
Вот и вся моя……(семья).
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем. Самый нежный, самый любимый
Астры, лилии, тюльпаны человек на земле? (мама).
Пусть растут для нашей…(мамы).
Место где мы бываем все вместе и
Загадка для зрителей: всем там хорошо. (дом).
Это такое маленькое, пищащее,
Доставляющее много хлопот, Это когда все вместе: мама, папа,
Но все равно все его любят. Дедушка, бабушка и дети. (семья).
(ребенок)
Б-Я: Охо-хо, с этим заданием справились. Посмотрим, справитесь ли вы со 2 заданием. Расскажите-ка вы мне о ваших семьях!
В: - Кто хочет рассказать о своей семье?
( опираясь на творческую работу, ребенок рассказывает о своей семье).
Б-Я: Ладно, ладно, сдаюсь. Раз уж вы так любите своих родителей так и быть, научу вас как освободить их. Вот вам серебряный дождь. Брызните им на черный замок, скажите волшебные слова:
«Дождик, дождик, лей, лей,
Серебра не пожалей
И замок открой скорей»
и ваши родители проснуться.
Дети кидают дождь на замок и освобождают родителей.
Род-ли: Дорогие наши дети, большое спасибо вам за то, что вы не испугались трудностей, спасли нас.
Дети: И тебе спасибо, Б-Я.
Б-Я сидит грустная:
- Вам хорошо, вон вы как любите друг друга, у вас есть семья . А у меня нет семьи и никто меня не любит.
В: - Б-Я, не расстраивайся так. Теперь, когда дети узнали, что ты совсем не злая дети полюбят тебя. Правда, ребята? А для того чтобы Б-Я помнила о нас и о том, как важно быть добрыми, я предлагаю вам сделать подарок Б-Я. Ребята, давайте сделаем Б-Я новый фартук, а то старый совсем дырявый стал. А родители нам помогут.
Совместная деятельность родителей и детей: родители вырезают сердечки, а дети приклеивают их к шаблонам фартука. Оформляют два фартука.
Дети: Носи на здоровье, Б-Я.
Б-Я: Вот спасибо, дети!
В: - Вот и закончилось наше приключение. Через какие трудности нам пришлось сегодня пройти? Что помогло нам справится с трудностями? Правильно, ребята, любовь к нашим родным. А что вам больше понравилось в нашем приключении?
Б-Я: А мне, ребята, больше всего понравился ваш подарок, спасибо. Теперь я знаю, как важно любить своих родных и близких, как важно быть добрым.
В: - А как хорошо, когда после всех приключений семья собирается за одним столом, все общаются, делятся своими новостями, решают семейные вопросы!
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный! От недуга исцеляет
И усталость прогоняет!
Силы новые дает,
Всех друзей за стол зовет!
В:- вот и мы приглашаем всех наших друзей и родных на дружеское чаепитие!