12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кретинина Юлия Константиновна2661 Стаж работы учителем - логопедом 16 лет. Люблю детей и их удивлять. Моё хобби - вышивание, алмазная вышивка. Детский сад для меня гораздо больше, чем работа, это то место, где в любую погоду меня согреют ребячьи сердца и всегда светит солнце в моей душе. Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Конспект по развитию речи.
Конспект занятия по развитию речи
в старшей логопедической группе
на тему: «Виды транспорта»
Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме «Транспорт»; развитие лексико-грамматических средств речи, связной речи.
Образовательные задачи:
1. Расширять и активизировать словарь по данной теме. 2.Расширять представление о различных видах транспорта.
3.Учить дифференцировать транспорт: воздушный, водный, наземный.
4. Закреплять знания о деталях транспорта, совершенствовать грамматический строй речи.
5. Закрепить правила поведения в общественном транспорте.
6. Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Развивающие задачи:
1.Развивать умение понимать обращенную речь.
2.Развивать любознательность, восприятие, мышление, фонетический слух.
3.Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
2. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Оборудование и материал: ПК и проектор, условные обозначения транспорта (прямая линия, волна, облако), иллюстрации на тему «Транспорт», картины (ЦОР), предметные картинки.
Ход занятия:
I Вводная часть.
Логопед приглашает воспитанников в кабинет.
-Вы хотите оправиться в путешествие? Да
- А на чём мы с вами отправимся в путешествие? Дети перечисляют.
Транспорт, который двигается по земле, какой это транспорт? Наземный Транспорт, который передвигается по воде, значит он какой ? Водный Транспорт, который передвигается по воздуху, какой это транспорт? Воздушный
Логопед: - Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, что значат условные обозначения в кружочках? Можно условно обозначить виды транспорта. Наземный - прямая линия, водный - волнистая линия, воздушный - облако.
Логопед:-Молодцы! Кто поможет найти виды наземного транспорта? -А теперь кто поможет найти виды водного транспорта. Назовите, пожалуйста, их. И остается у нас воздушный вид транспорта. Желающие помочь есть? Теперь называем воздушный вид транспорта.
Логопед: - Итак, мы закрепили, что транспорт бывает наземным, водным и воздушным.
II. Основная часть:
Логопед: -Начинается наше путешествие.
Загадывание загадки.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Автобус
Стульчики парами стоят в автобусе
Логопед: - Какие знаете правила поведения в общественном транспорте?
Не шуметь Не разговаривать громко Не толкаться Уступать место пожилым. Не отвлекать водителя разговорами Не ездить без родителей Не высовываться в окно Не мусорить в транспорте.
Играет музыка. Первая остановка. Можем взять мяч и поиграть с ним.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед:- Иногда названия транспорта и их части произносят ласково.
Корабль - А ласково как будет? кораблик
Самолет - самолетик Вертолет – вертолётик.
Трамвай - трамвайчик
Вагон - вагончик
Винт - винтик
Мотор - моторчик
Машина - машинка
Кабина - кабинка
Лодка - лодочка
Катер - катерок
Номер - номерок
Кузов - кузовок
Логопед: - Когда мы говорим такие ласковые слова? Когда предметы какие? Играет музыка, дети едут в автобусе дальше.
2. Рассказывание логопедом и ребенком рассказа о самолёте и вертолёте.
Логопед: - Мы приехали в аэропорт. Тут мы не увидим ракет, они на космодроме. А вот разные самолёты и ветролёты можем рассмотреть.
Самолёт – это летательный аппарат для полётов по воздуху. Перед тем как взлететь, самолёт с помощью мощных двигателей развивает большую скорость и тягу. Есть самолёты транспортные (пассажирские, грузовые), военные (истребители, бомбардировщики), спортивные, специального назначения (санитарные, сельскохозяйственные и др.) Самолётом управляет лётчик.
Вертолёт – винтокрылый летательный аппарат. Главное достоинство – способность взлетать и совершать посадку вертикально, в любом месте, где есть небольшая ровная площадка.
Вертолёт применяется в спасательных и разыскных работах, в военных и полицейских операциях, при тушении пожаров, для борьбы с вредителями урожая, при доставке больного человека в больницу. Звучит музыка, дети садятся в автобус и играют в игру «Сравним»
3. «Сравним самолет и ракету»
Сейчас попробуем сравнить самолет с ракетой. Я буду говорить про самолет, а вы про ракету. Например, я говорю - самолет летит высоко. А вы – а ракета – выше.
Самолет летит далеко, а ракета (дальше) Самолет большой, а ракета (больше)
Самолет летит быстро, а ракета (быстрее)
Самолет мощный, а ракета (мощнее)
Самолет тяжелый, а ракета (тяжелее)
Самолет длинный, а ракета (длиннее). Ребята, мы с вами сравнили самолет с ракетой.
4.Физминутка «Самолёт»
Мы садимся в самолёт, (Дети приседают)
Отправляемся в полёт! («Заводят» самолёт, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками, (Руки в стороны.)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками.)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны.)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку.)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу».) Приземляться нам пора! (Приседают.)
5. Дидактическое упражнение «Из чего - какой»
Логопед: - Давайте познакомимся с некоторыми деталями транспорта.
Дверца из металла - Дверца какая? Дверца металлическая
Руль из пластмассы - Руль какой? Руль пластмассовый
Сиденье, обшитое кожей - Сидение какое? Сидение кожаное
Колесо из резины - Колесо какое? Колесо резиновое Фара из стекла - Фара какая? Фара стеклянная
Мы узнали из чего сделаны некоторые детали транспорта.
6. Дидактическая игра «Расскажи о предмете, не называя его»
Логопед:-Сейчас будем угадывать картинки по их описанию. Слушайте внимательно. Логопед дает образец.
- Дети по очереди описывают предмет. Сидящие отгадывают.
- У него есть ( салон, крыло, иллюминатор, шасси) Самолёт.
Грузовик (кабина, кузов, руль, колеса)
Корабль (иллюминатор, каюта, палуба, трубы)
Велосипед (руль, сиденье, педаль, колеса)
Вертолёт ( винт, хвост, шасси, кабина)
Автобус (салон, окна, двери, колеса, сиденья, руль)
Мы угадали по деталям картинки.
Звучит музыка дети рассаживаются в автобусе.
7. Дидактическое упражнение «Кто чем управляет».
Встаем у проектора.
Логопед- Теперь узнаем кто каким транспортом управляет. – Что это? Кто летает на самолете? - (На самолете летает летчик).
– Что это? Кто водит автобус? – (Автобус водит шофер, водитель). – Что это? Кто летает на ракете? - (На ракете летает космонавт).
– Что это? Кто управляет кораблем? - (Кораблем управляет капитан).
– Что это? Кто ездит на мотоцикле? - (На мотоцикле ездит мотоциклист).
– Что это? Кто летает на вертолете? - (На вертолете летает летчик). пилот
– Что это? Кто управляет поездом? - (Поездом управляет машинист).
Мы узнали о профессиях, связанных с транспортом.
8. Дидактическое упражнение «Специальный транспорт».
Логопед - Вот и приехали мы с вами на конечную остановку.
Вместе проговариваем стихотворение.
Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.
Раз машина, два машина,
Мы помчались на вершину!
Раз вершина, два вершина,
Не подвели машину шины.
(Кретинина Ю.К.)
Есть машины, название которых состоит из двух слов . Как они называются?
Воду возит – водовоз,
Бензин возит – бензовоз,
Молоко возит – молоковоз,
Мусор возит – мусоровоз,
Цемент возит – цементовоз. Ребята, это специальные машины, предназначенные для работы.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Логопед: - Вот и подошло к концу наше занятие – путешествие.. Вам понравилось занятие? Итак, о чем мы сегодня говорили? Давайте вспомним, о каких видах транспорта мы сегодня говорили. А ещё мы должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта.
Использованная литература
1. Вохринцева С. Познавательно – речевое развитие детей Виды транспорта. Серия окружающий мир.
2. Зырянова Л.Н, ЛужбинаТ.В.Занятия по развитию речи в ДОУ ⁄ Л.Н. Зырянова,Т.В. Лужбина. – Ростов н⁄ Д:Феникс, 2012. – 271с.
3. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх ⁄ О.Ю. Филимонова. – СПб: «Детство – пресс», 2007. – 128с.
4.Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы ⁄ Л.Е. Кыласова. – Волгоград:Учитель, 2011. – 332с.
5. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5 – 6 лет с ОНР / Т.Ю.