Конспект по развитию речи с использованием счетного материала «Три медведя»
Муниципальное Автономное Дошкольное Учреждение «Детский сад №47 г. Челябинска».
План - конспект занятия по речевому развитию с использованием счетных палочек
«Необычное путешествие в сказку «Три медведя»».
Вторая младшая группа.
Бабарика Алена Александровна
Воспитатель
Челябинск 2023г.
Необычное путешествие в сказку «Три медведя».
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя» в новом формате, с использованием счетных палочек; развивать умение слушать взрослого, не перебивая; развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о содержании сказки «Три медведя»; учить отвечать на вопросы полным предложением; учить слушать взрослого, не перебивая; продолжить учить пользоваться счетными палочками в нетрадиционной технике.
Развивающие:
-развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; расширять и активизировать словарный запас; развивать моторику рук с помощью счетных палочек; развивать творческое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству.
Оснащение образовательной деятельности: ноутбук, три медведя и Машенька деревянные, счетные палочки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Три медведя»; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью кукольного театра; разгадывание загадок; использование счетного материала (счетных палочек) в нетрадиционной технике.
Проведение образовательной деятельности:
Воспитатель включает звуки леса фоном на ноутбуке, усаживает детей на ковер, где предварительно разложено поле для обыгрывания сказки с помощью счетных палочек и сами счетные палочки по количеству детей.
В: -Ребята, а вы любите сказки?
Д: Даа.. Любим..
В: -А давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие по одной очень интересной сказке? Но чтоб нам в нее отправиться вы должны разгадать загадку и постараться угадать как называется сказка, в которую мы с вами отправимся. Готовы?
Д: Даа, готовы!
В: Тогда слушаем внимательно загадку:
-Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь!
Как зовут его? … (Медведь)
Д: Медведь!
В: Правильно! Медведь. Ребята, а какие сказки мы с вами знаем про медведей?
Д: Ответы детей… Один из которых правильный «Три медведя»
В: Отлично, вы справились с моим заданием! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Три медведя». Но это будет необычное путешествие и поэтому без вашей помощи мне не справиться
В: Давайте вместе рассказывать сказку «Три медведя». Я начну, а вы мне помогайте.
Воспитатель начинает читать сказку:
В: Одна девочка ушла из дома в лес… В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой… Ребят, а как звали девочку из нашей сказки?
Д: Машенька!
Воспитатель достает предварительно подготовленную фигурку «Машеньки» из сказки.
В: Молодцы, Девочку зовут Машенька. Вот девочка Машенька у нас с вами есть (воспитатель ставит фигурку девочки на игровое поле), а леса то нету! И что же нам делать? Где же нам взять лес? Посмотрите на нашем волшебном игровом поле что-то лежит, кто мне подскажет что это?
Дети обращают внимание на игровое поле, где лежат счетные палочки и говорят об этом воспитателю.
В: Правильно это счетные палочки, но сегодня они нам нужны не для того чтоб помогать нам считать, а для нашего волшебного путешествия. Кто догадался как нам помогут счетные палочки в нашей беде?
Д: Ответы детей… если дети не могут догадаться что лес нужно построить из счетных палочек, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
В: Давайте мы с вами построим из наших палочек «густой, дремучий лес» (см. в приложении фото 1).
Дети выкладывают каждый возле себя на игровом поле лес из СП
Воспитатель помещает фигурку «Машеньки» на игровое поле в лес.
В: Искала Машенька дорогу домой, искала и вышла на полянку, где светило яркое солнышко и стоял красивый деревянный… Ребята кто догадался что увидела девочка на полянке?
Ответы детей..
В: Правильно на полянке стоял домик, давайте на нашем игровом поле с помощью наших волшебных помощников сделаем солнышко и домик, который нашла девочка.
Дети совместно из СП делают солнышко полянку и домик. (см. в приложении фото 2).
В: Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит, никого нет, и вошла. В домике этом жили три…
Д: Медведя!
В: Правильно, в этом домике жили три медведя. Достает предварительно заготовленные фигурки трех медведей и показывает детям.
…Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка…
Воспитатель помещает медведей в игровое поле.
… Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех… Ребята, а мы с вами сможем с помощью наших волшебных помощников сделать чашки как у наших медведей из сказки?
Д: Да, сможем! Каждый старается сделать тарелку из СП на игровом пространстве. (см. в приложении фото 3).
В: Какие молодцы, у всех получилась тарелка! Умнички. Давайте продолжать нашу сказку. …Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой – Михайлы Иваныча; другой поменьше – Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой – Мишуткин… Ну раз мы тарелочки сделали, давайте и стульчики сделаем из СП.
Д: Каждый делает стул из СП на игровом пространстве. (см. в приложении фото 3).
В: Вот это мы с вами волшебники! Посмотрите на наше игровое поле, оно уже превращается в настоящую сказку! Слушаем что было дальше…
…Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась – так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья — Мишенькина.
В: Ребят, а кровать мы сможем с вами смастерить с помощью СП?
Д: Да, сможем. Каждый выкладывает кровать из СП на игровом пространстве. (см. в приложении фото 3).
В: Отлично! Давайте дальше читать что же было в сказке. …Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Ребята, а вы знаете как ходят медведи? Дети встают и движениями имитируют походку медведей.
Физминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так, (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
В: Молодцы! Давайте дальше послушаем что было в сказке…Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал в моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
— Кто хлебал в моей чашки?
А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал из моей чашки и всё выхлебал? Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моём стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.
— Кто ложился на мою постель и смял её? — заревел Михаило Иваныч страшным голосом.
— Кто ложился на мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи! Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала.
В: Ребята подскажите удалось Маше убежать от медведей?
Д: Нет
В: Конечно нет, потому что лес мы с вами густой и дремучий сделали из наших волшебных палочек! Давайте дружно поможем маше найти тропинку из леса к деревне.
Дети совместно выкладывают тропинку из СП. (см. в приложении фото 4).
В: Ура! Какие вы молодцы! Помогли Маше убежать от медведей и найти свою деревню! (см. в приложении фото 5).
В: Постарались вы ребята,
Верю, сказка очень рада.
В путь пора нам собираться
И со сказкой попрощаться.
Возвращаясь в группу мы,
Обещание дадим ещё вернуться.
Собираем совместно инвентарь с игрового поля.
Рефлексия.
В: Какую сказку мы прочитали? О чем эта сказка? Как зовут героев сказки? Что нам помогло чтоб наша сказка ожила?
Ответы детей
Приложение.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.