12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мирная Татьяна Анатольевна43
Педагог-психолог; Семейный психолог
Россия, Мурманская обл., Мурманск
3

Конспект развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию в старше-подготовительной группе на тему: «Ты мой друг и я твой друг»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № …… г. Мурманск















КОНСПЕКТ

развивающего занятия

по социально-коммуникативному развитию

в старше-подготовительной группе

на тему: «Ты мой друг и я твой друг»












педагог-психолог

высшей категории

МБДОУ № ……..

Т.А. Мирная










г. Мурманск


Пояснительная записка


Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, приобщения его к социальному миру остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности. Общение – одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. В связи с этим социально-коммуникативное развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

 Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. 

Современный мир влияет на коммуникативное развитие подрастающего поколения не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которым нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что во многих семьях имеется один ребенок. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.

Сегодня педагоги МБДОУ № …… обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Увеличивается количество детей с трудом усваивающих те или иные нравственные нормы. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Все это определяет необходимость, в системе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МБДОУ № …., выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения воспитанников, а также создание условий, открывающих возможности для позитивной социализации каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Конспект развивающего занятия с воспитанниками старше-подготовительной группы является составной частью психолого-педагогической программы по формированию навыков социального поведения дошкольников.

Занятие соответствует ФГОС ДО.





Тема: «Ты мой друг и я твой друг»;


Возрастная группа: старше-подготовительная группа, дети 6-7 лет;


Форма проведения: развивающее занятие (в процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности: игровые упражнения, чтение художественной литературы, беседа с элементами коррекционных психотехник);


Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная);


Материалы и оборудование:

- книга "Волшебное слово" В.А. Осеева - рассказ «Отомстила» стр. 61;

- сборник сказок «Сказки-подружилки» И. Тереньтьевой - сказка «Про Мишу, который дрался» стр. 5;

- стихи из раздела «Детские стихи современных авторов» сайт www.maam,ru// - «Почему с Сережей не дружат» С. Волосевич; «Почему один Егорка» Г.Лагздынь; - демонстрационные материалы: тематические картинки проблемных ситуаций;

- «Карточки-мирилки».


Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, (обсуждение событий и поступков героев), привлечение внимания детей на нравственные качества необходимые всем людям (доброта, правдивость, справедливость, внимательность к окружающим; ответственность за слова и действия и др.); Беседы с детьми на темы морали (на основе художественных произведений показывается связь моральной оценки с поступками героев), в ходе беседы были затронуты такие вопросы как: Что такое дружба? Каким должен быть настоящий друг? Есть ли у вас друзья? Ссоритесь ли вы с друзьями?; Создание проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания для освоения опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым; Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и семье; («Поможем куклам помириться» и др.); Заучивание стихов-мирилок; Предварительное выполнение некоторых игровых упражнений из картотеки игр педагога-психолога.







Цель развивающего занятия:

- Формирование у воспитанников навыков социального поведения путем приобщения их к принятым нормам общения, конструктивному взаимоотношению между сверстниками.


Задачи развивающего занятия: 

Образовательные:

- Расширять представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях; представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей.

Развивающие:

- Развивать у воспитанников интерес к сверстнику, желание лучше узнать личностные особенности друг друга.

- Развивать у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражая при этом сочувствие и сопереживание.

- Развивать у воспитанников умение понимать друг друга без слов, работать в паре, сотрудничать.

Коррекционные:

- Помогать каждому воспитаннику в освоении основных правил общения со сверстниками. 

- Формировать у воспитанников позитивные установки по отношению к друг другу.

- Повышать у детей уверенность в себе, социальный статус каждого ребенка в группе.

- Учить воспитанников находить в своих товарищах, положительные черты характера, находить слова для передачи этих качеств.

- Учить воспитанников конструктивным способам взаимодействия в спорных ситуациях: умению договариваться, правильно реагировать на происходящие события и участвовать в них, умению использовать разные способы «мирилок».




Ход развивающего занятия:


I. Введение в ситуацию.


1. Приветствие: "Здравствуй, друг!"

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает 2 коробочки с карточками (карточки повторяются в каждой коробке) и просит детей достать по одной карточке из любой коробочки. У каждого ребенка в руках карточка с изображением предмета. Задача детей найти вторую карточку с таким-же изображением и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

Здравствуй друг! (рукопожатие)

Как ты тут? (похлопывание по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимают друг друга).


2. После упражнения педагог-психолог обсуждает с воспитанниками, что им понравилось при выполнении этого приветствия, подводя детей к идее того как хорошо и приятно сотрудничать и дружить.



II. Актуализация знаний


3. Воспитанники садятся за столы у доски, педагог-психолог предлагает детям прослушать рассказ В.А. Осевой «Отомстила».

Вопросы по содержанию:

1. О чем это произведение?

2. Как зовут главных героев?

3. Из-за чего произошла ссора?

4. Что пообещала брату Катя?

5. Куда спрятался от сестры Алеша?

6. Какой несчастный случай произошел?

Вопросы, направленные на выявление характеров героев, мотивов их поведения.

1. Что почувствовала Катя, когда увидела, что краски разбросаны?

2. Почему Алеша убежал от сестры?

3. Как характеризуют мальчика его поступки?

4. Что сделала Катя, когда брат попал в беду?

5. Почему девочка забыла о мести?

6. Почему заплакал Алеша?

Вопросы, направленные на выяснение идеи произведения и привлечение внимания детей на нравственные качества необходимые всем людям.

1. Как относились друг к другу брат и сестра вначале?

2. Кто из героев вам понравился? Почему?

3. Как бы вы поступили на месте Кати?

4. Изменит ли Алеша свое отношение к сестре? Почему?

5. Что поняли дети в конце рассказа?

6. Чему нас учит этот рассказ?

7. Как бы вы поступили на месте Кати?

8. Изменит ли Алеша свое отношение к сестре? Почему?

9. Какие поступки вы можете назвать хорошими, а какие плохими и почему?



4. Послушайте еще одну сказку про Мишу (И. Тереньтьевой - сказка «Про Мишу, который дрался»).


Вопросы, направленные на выявление поступков героя.

1. Как думаешь, что Миша сделал не так?

2. Почему все от него прятались?

3. Кто-нибудь из вас хотел бы иметь такого друга?

Вопросы, направленные на привлечение внимания детей на нравственные качества необходимые всем людям.

1. Как вы думаете, что должен сделать Миша, что бы с ним дружили?

2. Скажите, случалось ли вам когда-нибудь извиняться?

3. Это было легко или трудно?

4. Как бы вы закончили эту сказку про Мишу?

В случае, если воспитанники затрудняются с заданием педагог-психолог помогает им придумать счастливый конец сказки -

(Миша был хорошим мальчиком и решил исправиться: он пошел на улицу и перед всеми извинился. Все его простили. И с тех пор Миша со всеми играл очень дружно и весело!).


III. Затруднение ситуации


5. А, сейчас посмотрите пожалуйста на доску (на доске расположены картинки с различными проблемными ситуациями – см. приложение).

Давайте с вами определим, поступки героев, которые изображены на этих картинках и порассуждаем хорошо они поступают или плохо.

Педагог-психолог задает детям вопросы по каждой картинке:

1. Что вы видите на картинке?

2. Какой это поступок плохой или хороший? Почему?

3. Как вы думаете будут ли дети дружить с этим мальчиком(девочкой)?

3. Как нужно поступить правильно?




IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка


6. Педагог-психолог задает воспитанникам вопросы, направленные на поиск конструктивного способа разрешения конфликтных ситуаций:

1. Скажите пожалуйста случалось ли вам когда-нибудь ссориться?

2. Что ты чувствовал когда ….?

3. Хотелось ли тебе помириться?

4. А как это можно сделать?

Педагог-психолог предлагает воспитанникам, разыграть ситуацию примирения, предварительно расставив детей по парам, используя различные стихи-мирилки из картотеки (см. приложение).


V. Итог


7. - Какие вы молодцы! Все активно работали и отвечали. Я вижу, что вы дружные ребята! Вы умеете дружить, а если вдруг, случайно поссоритесь, сумеете помириться. А дружбе настоящей никакие преграды не страшны и любое дело таким друзьям по плечу. Давайте с вами построим башню из наших рук.



8. Упражнение «Башня»


Дети становятся в круг и строят «башню» из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Ани в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Башню строим высоко,

не поссорит нас никто.

Дружба наша цепкая,

башня наша крепкая.

Нашу башню не разбить,

будем дальше мы дружить!»


- Какая хорошая башня получилась!

- Ребята вам понравилось сегодня наше занятие?

- Но, к сожаленью, нам пора заканчивать.

- Давайте выполним последнее упражнение, в котором мы с вами попрощаемся.



9. Упражнение «До свиданья милый друг»


Ребята снова встают в пары с тем, с кем они здоровались вначале занятия и прощаются:

До свиданья, милый друг! (машут рукой)

Очень рады встрече! (одна рука на сердце)

Может встретимся еще? (ладонь кверху)

Давай же как-то вечером! (кивают головой)




Заключение:

Активное использование социо-игровых и проектных технологий позволило мне эффективно решать поставленные задачи. Развивающее занятие способствовало накоплению, у воспитанников, опыта группового взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, позитивных установок по отношению к друг другу, развитию познавательной, социальной и эмоционально-личностной активности. Воспитанники стали больше проявлять интерес к сверстнику, его эмоциональному состоянию, применять на практике полученный опыт по конструктивному выходу из конфликтной ситуации.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанного развивающего занятия и всей программы в целом, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее применения в дальнейшей работе в нашем дошкольном образовательном учреждении.





Список методической литературы:

1.Арон И.С. Основные факторы формирования личности дошкольника в особой социальной ситуацией развития / И.С. Арон // Психолог в детском саду. - 2000. - 1. - С. 70 - 75. 

2.Букатов В.М., Ершова А.П. Социо-игровые приёмы обучения. СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008. 

3.Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Журнал "Детский сад от А до Я" - 2004. - № 5. 

4.Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста /  Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. 

5.Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада // Т.А. Репина - М., 1978. 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.