Конспект урока по математике на тему «Число 0 и цифра 0» (1 классе)
Конспект урока
по математике в 1 классе
на тему: «Число 0 и цифра 0».
Учебный предмет: математика.
Класс: 1
Тема урока: «Число 0 и цифра 0».
Тип урока. Урок изучения новой темы.
Необходимое оборудование и материалы к уроку: проектор, экран, компьютер, презентация, числовой отрезок, геометрический материал, карточки с выражениями, сигнальные карточки.
Краткий методический комментарий к уроку: данный урок дает детям представление о числе 0 и цифре 0, о его свойствах, развивает творческие способности учащихся, математическую речь, внимание, мыслительные операции, помогает воспитывать культуру поведения, самостоятельность, умения анализировать свою деятельность.
Цель: Познакомить детей с числом 0 и цифрой 0.
Задачи:
Ввести число и цифру 0, рассмотреть свойства 0.
Закреплять навыки счета в пределах 9, сравнения чисел.
Развивать мышление, память, внимание, речь, творческие способности, познавательные интересы.
Универсальные учебные действия:
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные: умение формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, свое предположение.
-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-Познавательные УУД: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт .
Ход урока:
I.Мотивирование к учебной деятельности.
1) проверка готовности к уроку;
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2) создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.
-Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Дети хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями.)
II.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Проведём разминку для ума. Игра “День и ночь”.
(Дети закрывают глаза и кладут голову на локоток (“ночь”), диктую цепочку и записываю пример на доске: 9-7+3+2-6+2+5+1. Затем дети открывают глаза (“день”) и показывают свои варианты ответа на карточке.
-Аня Васильева проверит на числовом отрезке ваши ответы.
- Почему я задумала это число? (Сегодня девятый день зимы.)
- Что вы знаете о числе 9? (Могут назвать состав 9.)
- Придумайте выражения, где уменьшаемое 9.
(Дети называют числовые выражения: 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5, 9-6, 9-7, 9-8, 9-9 ( По ходу записываю на доске, 9-9 подчеркнуть) и показывают их значения, используя цифры на карточках.), если дети скажут, сколько будет 9-9 , то можно спросить:
- Что такое 0?
–Мы знаем это число?
Если дети не назовут ответ, то задать вопросы:
- Что особенного в этом выражении? (Уменьшаемое и вычитаемое одинаковые.)
-Раньше решали такие примеры?
-Составим к этому выражению задачу с игрушками. (У меня на столе 9 игрушек. Сейчас к доске выйдут 9 человек и каждый возьмет одну игрушку. Остались на столе игрушки? (Ни одной.)
Так же можно вызвать 9 мальчиков и раздать мячи.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Чему равно значение выражения 9-9? (Ничего не останется.)
- Вы смогли выполнить задание? (Не получается.)
- Почему не получается? (Не знаем какой цифрой обозначается отсутствие предметов.)
- Чем это задание не похоже на предыдущие? (Раньше не вычисляли такие выражения.)
- Какой возникает вопрос? (Какой цифрой обозначается отсутствие предметов?)
-Дальше по учебнику посмотрим подобные задания.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
(Работа с учебником, с. 30)
– Сколько было листиков на ветке? (4)
- Что произошло? (Ветер сорвал все листики.)
- Сколько точек на кости домино? (Нет ни одной.)
- Сколько предметов в “мешке”? (Ни одного.)
- Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?
-Числом «нуль».
-Итак, как назовем тему урока? Слайд с темой урока.
V. Реализация построенного проекта.
-Давайте подумаем, где можно поставить число 0 на числовом отрезке?
-Если это число, значит, у него должно быть место среди других чисел.
-Как вы думаете, можно ли использовать это число для счета предметов? Например, игрушек? (Нет.)
-Счет начинают с числа «один», т. к. считать что-то, надо, чтобы было, что считать. А число «0» обозначает, что у нас нечего считать, нет ни одного предмета.
- Где на числовом отрезке находится число 0?
– На каком ещё инструменте нуль является началом?.
- В народе часто говорят: «Начнем с нуля», когда начинают сначала, на пустом месте.
- Сравните 0 с другими числами отрезка.
- На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?
- Число 0 обозначаем цифрой 0.
Показать цифру 0 Слайд (Чтение стихотворения С. Маршака.)
Цифра вроде буквы о-
Это нуль иль ничего.
- Что напоминает цифра 0? (Колесо, бублик,руль и т.д.) (Выслушиваются ответы учащихся.)
Слайд Могу назвать её мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно – бубликом,
Почти что кругленьким.
Повернуть его ты можешь.
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?
Но как его не назовем
Он называется нулём!
-А сейчас мы научимся писать цифру 0, обозначающую число «ноль».
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала. (Дети прописывают цифру 0 на с. 31.)
- Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
– Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)
– Это число необычное и у него есть свои свойства (признаки). На с. 30 найдите задание 1, прочитайте запись. (3+0)
- Как вы думаете, чему равен результат? Покажите, используя карточку.
- Проверим. Сколько фигур в первой части? (3)
- Сколько фигур во второй части? (0) (Во втором мешке треугольников нет, то есть их количество равно нулю.)
Если к 3 треугольникам прибавим пустой мешок, в результате получим те же треугольники. Значит, 3 + 0 = 3. (Дети рисуют треугольники в пустом мешочке)
- Прочитайте следующую запись. (0 + 3)
- Что изменилось? (Поменялись местами части.)
- Изменится ли результат? Почему? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
- Всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Докажем.
Работа по рядам: дети выполняют сложение данного числа с числом 0, используя индивидуальные мешки и набор геометрических фигур.
1 ряд- с числом 5,
ряд – с числом 7,
3 ряд –с числом 6
- Положите в первый “мешок” … фигур, прибавьте 0 фигур во втором “мешке”.
-Положите две части в целое. Сколько будет фигур в целом? Каждый ряд докладывает.
- Вместо числа 3 может стоять любое число, и вы это доказали, поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем виде.
Вывод: любое число обозначим буквой a, тогда: а+0=а и 0+а=а. (Запись буквенных выражений (слайд)
-Почему получился одинаковый ответ?
Так же по рядам с этими же числами проверяются свойства 0
- Найдите задание 2. Прочитайте запись. (2-0.)
- Как вы думаете, чему равен результат?
- Проверим. (Дети выполняют действие вычитания на парте с “мешками” и геометрическими фигурами.)
- Чему равен результат? (Этому же числу.)
- Запишите вычитание числа 0 из любого числа в общем виде. (Появляется запись на слайде: а - 0 = а)
- Прочитайте следующую запись. (2-2)
- Покажите, чему равен результат. (Показывают карточку с ответом.)
- Проверим на основе действий с “мешками” и фигурами.
- Как это действие записать в общем виде? (а - а = 0) (На слайде появляется запись.)
Возврат к началу урока для снятия проблемного вопроса.
-Теперь можем ответить на вопрос «Какой цифрой обозначаем отсутствие предметов?» (Да.)
- Значит, чему равен результат 9-9? ( 9-9=0 )
-Вывод: Если из числа вычтем то же самое число, то ничего не останется. Отсутствие предметов обозначается цифрой 0.)
- Вы узнали о свойствах 0.
-Знание этих свойств 0 в жизни нам могут пригодиться?
Физкультминутка под музыку. Дети исполняют танцевальные движения. Как музыка остановится, дети образуют пары и отвечают на вопросы учителя.
7-5- отвечает тот, кто выше ростом;
3+4- отвечает тот, у кого светлее волосы.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Коллективная работа.
– Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.) Таблица на слайде.
Соедини выражение со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения |
|
Выражение |
Свойства |
5 – 5 |
а + 0 = a |
8 – 0 |
a – a = 0 |
6 + 0 |
0 + a = a |
0 + 2 |
а – 0 = a |
Вывод: основное свойство 0 –это то, что прибавление и вычитание 0 результата не меняет.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Решение примеров на основе свойств 0.
С.30. N 4 – самостоятельная работа. (Выполняют в учебнике.)
Проверка по эталону. ( На доске).
- Прочитайте равенства с ответом 0.
5-5=0
7-7=0
-Сделайте вывод.
- Прочитайте равенства, в которых вы находили сумму.
6+0=6
0+2=2
-Сделайте вывод.
8-0=8
9-0=9
-Сделайте вывод.
-У кого есть ошибки?
-Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? (Потренироваться.)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
-Предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе. У каждого на парте карточка:
Выбери выражения, которые можешь решить, используя новые свойства.
3+4 6-6 0+2 4-4 3-2
– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)
-Придумайте примеры с 0.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
- Какие знания помогли решить эти примеры?
-Какой пример оказался трудным?
-Кто ему объяснит?
-Кто доволен своей работой, прикрепите желтый лучик, кто не смог задание выполнить правильно, прикрепите оранжевый лучик. У нас получилось веселое солнышко.
- Что было интересным?
- Сделайте так, чтобы у вас на парте стало «ноль» учебников. (Дети убирают их в портфели.)
Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.