12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сидукова Любовь Ивановна23
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

 

Конспект урока

по математике в 1 классе

на тему: «Число 0 и цифра 0».

Учебный предмет: математика.

Класс: 1

Тема урока: «Число 0 и цифра 0».

Тип урока. Урок изучения новой темы.

Необходимое оборудование и материалы к уроку: проектор, экран, компьютер, презентация, числовой отрезок, геометрический материал, карточки с выражениями, сигнальные карточки.

Краткий методический комментарий к уроку: данный урок дает детям представление о числе 0 и цифре 0, о его свойствах, развивает творческие способности учащихся, математическую речь, внимание, мыслительные операции, помогает воспитывать культуру поведения, самостоятельность, умения анализировать свою деятельность.

Цель: Познакомить детей с числом 0 и цифрой 0.

Задачи:

Ввести число и цифру 0, рассмотреть свойства 0.

Закреплять навыки счета в пределах 9, сравнения чисел.

Развивать мышление, память, внимание, речь, творческие способности, познавательные интересы.

Универсальные учебные действия:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные: умение формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, свое предположение.

-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

-Познавательные УУД: умение отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт .

Ход урока:

I.Мотивирование к учебной деятельности.

1) проверка готовности к уроку;

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2) создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.

-Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Дети хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями.)

II.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Проведём разминку для ума. Игра “День и ночь”.

(Дети закрывают глаза и кладут голову на локоток (“ночь”), диктую цепочку и записываю пример на доске: 9-7+3+2-6+2+5+1. Затем дети открывают глаза (“день”) и показывают свои варианты ответа на карточке.

-Аня Васильева проверит на числовом отрезке ваши ответы.

- Почему я задумала это число? (Сегодня девятый день зимы.)

- Что вы знаете о числе 9? (Могут назвать состав 9.)

- Придумайте выражения, где уменьшаемое 9.

(Дети называют числовые выражения: 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5, 9-6, 9-7, 9-8, 9-9 ( По ходу записываю на доске, 9-9 подчеркнуть) и показывают их значения, используя цифры на карточках.), если дети скажут, сколько будет 9-9 , то можно спросить:

- Что такое 0?

–Мы знаем это число?

Если дети не назовут ответ, то задать вопросы:

- Что особенного в этом выражении? (Уменьшаемое и вычитаемое одинаковые.)

-Раньше решали такие примеры?

-Составим к этому выражению задачу с игрушками. (У меня на столе 9 игрушек. Сейчас к доске выйдут 9 человек и каждый возьмет одну игрушку. Остались на столе игрушки? (Ни одной.)

Так же можно вызвать 9 мальчиков и раздать мячи.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Чему равно значение выражения 9-9? (Ничего не останется.)

- Вы смогли выполнить задание? (Не получается.)

- Почему не получается? (Не знаем какой цифрой обозначается отсутствие предметов.)

- Чем это задание не похоже на предыдущие? (Раньше не вычисляли такие выражения.)

- Какой возникает вопрос? (Какой цифрой обозначается отсутствие предметов?)

-Дальше по учебнику посмотрим подобные задания.

 IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(Работа с учебником, с. 30)

– Сколько было листиков на ветке? (4)

- Что произошло? (Ветер сорвал все листики.)

- Сколько точек на кости домино? (Нет ни одной.)

- Сколько предметов в “мешке”? (Ни одного.)

- Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

-Числом «нуль».

-Итак, как назовем тему урока? Слайд с темой урока.

V. Реализация построенного проекта.

-Давайте подумаем, где можно поставить число 0 на числовом отрезке?

-Если это число, значит, у него должно быть место среди других чисел.

-Как вы думаете, можно ли использовать это число для счета предметов? Например, игрушек? (Нет.)

-Счет начинают с числа «один», т. к. считать что-то, надо, чтобы было, что считать. А число «0» обозначает, что у нас нечего считать, нет ни одного предмета.

- Где на числовом отрезке находится число 0?

– На каком ещё инструменте нуль является началом?.

 

- В народе часто говорят: «Начнем с нуля», когда начинают сначала, на пустом месте.

- Сравните 0 с другими числами отрезка.

- На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?

- Число 0 обозначаем цифрой 0.

Показать цифру 0 Слайд (Чтение стихотворения С. Маршака.)

Цифра вроде буквы о-

Это нуль иль ничего.

- Что напоминает цифра 0? (Колесо, бублик,руль и т.д.) (Выслушиваются ответы учащихся.)

Слайд Могу назвать её мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно – бубликом,

Почти что кругленьким.

Повернуть его ты можешь.
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?

Но как его не назовем

Он называется нулём!

-А сейчас мы научимся писать цифру 0, обозначающую число «ноль».

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала. (Дети прописывают цифру 0 на с. 31.)

- Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)
– Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

– Это число необычное и у него есть свои свойства (признаки). На с. 30 найдите задание 1, прочитайте запись. (3+0)

- Как вы думаете, чему равен результат? Покажите, используя карточку.

- Проверим. Сколько фигур в первой части? (3)

- Сколько фигур во второй части? (0) (Во втором мешке треугольников нет, то есть их количество равно нулю.)

Если к 3 треугольникам прибавим пустой мешок, в результате получим те же треугольники. Значит, 3 + 0 = 3. (Дети рисуют треугольники в пустом мешочке)

- Прочитайте следующую запись. (0 + 3)

- Что изменилось? (Поменялись местами части.)

- Изменится ли результат? Почему? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)

- Всегда ли при сложении числа с нулём получается то же самое число? Докажем.

Работа по рядам: дети выполняют сложение данного числа с числом 0, используя индивидуальные мешки и набор геометрических фигур.

1 ряд- с числом 5,

ряд – с числом 7,

3 ряд –с числом 6

- Положите в первый “мешок” … фигур, прибавьте 0 фигур во втором “мешке”.

-Положите две части в целое. Сколько будет фигур в целом? Каждый ряд докладывает.

- Вместо числа 3 может стоять любое число, и вы это доказали, поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем виде.

Вывод: любое число обозначим буквой a, тогда: а+0=а и 0+а=а. (Запись буквенных выражений (слайд)

-Почему получился одинаковый ответ?

Так же по рядам с этими же числами проверяются свойства 0

- Найдите задание 2. Прочитайте запись. (2-0.)

- Как вы думаете, чему равен результат?

- Проверим. (Дети выполняют действие вычитания на парте с “мешками” и геометрическими фигурами.)

- Чему равен результат? (Этому же числу.)

- Запишите вычитание числа 0 из любого числа в общем виде. (Появляется запись на слайде: а - 0 = а)

- Прочитайте следующую запись. (2-2)

- Покажите, чему равен результат. (Показывают карточку с ответом.)

- Проверим на основе действий с “мешками” и фигурами.

- Как это действие записать в общем виде? (а - а = 0) (На слайде появляется запись.)

Возврат к началу урока для снятия проблемного вопроса.

-Теперь можем ответить на вопрос «Какой цифрой обозначаем отсутствие предметов?» (Да.)

- Значит, чему равен результат 9-9? ( 9-9=0 )

-Вывод: Если из числа вычтем то же самое число, то ничего не останется. Отсутствие предметов обозначается цифрой 0.)

- Вы узнали о свойствах 0.

-Знание этих свойств 0 в жизни нам могут пригодиться?

Физкультминутка под музыку. Дети исполняют танцевальные движения. Как музыка остановится, дети образуют пары и отвечают на вопросы учителя.

7-5- отвечает тот, кто выше ростом;

3+4- отвечает тот, у кого светлее волосы.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Коллективная работа.

Что теперь вам нужно сделать? (Потренироваться.) Таблица на слайде.

Соедини выражение  со свойством, которое поможет его решить и найди значение выражения

Выражение

Свойства

5 – 5

а + 0 = a

8 – 0

a – a = 0

6 + 0

0 + a = a

0 + 2

а – 0 = a

Вывод: основное свойство 0 –это то, что прибавление и вычитание 0 результата не меняет.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Решение примеров на основе свойств 0.

С.30. N 4 – самостоятельная работа. (Выполняют в учебнике.)

Проверка по эталону. ( На доске).

- Прочитайте равенства с ответом 0.

5-5=0

7-7=0

-Сделайте вывод.

- Прочитайте равенства, в которых вы находили сумму.

6+0=6

0+2=2

-Сделайте вывод.

8-0=8

9-0=9

-Сделайте вывод.

-У кого есть ошибки?

-Что нужно сделать, чтобы не было ошибок? (Потренироваться.)

 

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Предлагаю вам попробовать свои силы в самостоятельной работе. У каждого на парте карточка:

Выбери выражения, которые можешь решить, используя новые свойства.

3+4 6-6 0+2 4-4 3-2

– Какое задание будете выполнять? (Складывать и вычитать числа, используя свойства 0.)

-Придумайте примеры с 0.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– У кого нет ошибок? Поставьте себе «+». Молодцы!
- Какие знания помогли решить эти примеры?

-Какой пример оказался трудным?

-Кто ему объяснит?

-Кто доволен своей работой, прикрепите желтый лучик, кто не смог задание выполнить правильно, прикрепите оранжевый лучик. У нас получилось веселое солнышко.

- Что было интересным?

- Сделайте так, чтобы у вас на парте стало «ноль» учебников. (Дети убирают их в портфели.)

Домашнее задание: придумать рисунок с использованием цифры 0.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.