Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Организационный момент | Мотивация детей к деятельности на уроке. Проверка готовности к уроку. | С: Беседа | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Ф. |
| Текущий. Самоконтроль. | Л: формировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Актуализация знаний. | Повторение ранее изученного. | С: Беседа
С: Объяснение
П: Выполнение задания.
С: Беседа
| – Любите ли вы сказки? – Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок ».
– Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? Их отличительные особенности. – Разделимся на пары. Каждая пара получит карточки, где нужно будет выделить признаки сказок. 1 ряд: Волшебные сказки 2 ряд: Сказки о животных 3 ряд: Бытовые сказки.
– Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса. о животных в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости. бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
– Бытовые сказки появились позже всех..
– События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда весёлый, находчивый, ловкий. | Отвечают.
Волшебные: Действие происходит в двух мирах – реальном и фантастическом, где действуют люди, необычные существа, предметы и животные–помощники, где происходят чудеса
О животных: Животные приобретают человеческие черты – думают, говорят и поступают как люди.
Бытовые: События в повседневной жизни. Говорится о бедных или богатых людях. | Ф.
П.
Ф.
|
Раздаточный материал.
| Текущий. Взаимоконтроль. | П: иметь представление о некоторых особенностях сказки. К: строить речевое высказывание Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. |
Сообщение темы и цели урока | Самостоятельная формулировка уч–ся темы и цели урока | С: Беседа
П: Отгадывание загадок.
С: Беседа
| – Сегодня мы познакомимся с одной сказкой. Чтобы узнать с какой именно отгадайте загадки:
Кланяется, кланяется, а придёт домой – растянется.
Крупу в кастрюлю засыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться?
– Отгадки являются опорными словами в определении темы урока.
– Назовите тему урока.
– Сегодня мы будем работать со сказкой «Каша из топора»
– По теме урока выделим цели. |
Топор
Каша
Сказка «Каша из топора»
Познакомиться со сказкой «Каша из топора». | Ф. | Презентация.
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
| Текущий контроль. | П: Формулировать познавательную цель. Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. |
Изучение нового материала | Ознакомление со сказкой «Каша из топора», проверка восприятия произведения. | С: Беседа
Н: Выставка книг
С: Беседа
Н: Слайд.
С: Беседа
Н: Слайд.
П: Выполнение задания. | 1. Подготовка к восприятию – Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.
– Можно ли по названию сказки определить главных героев?
2. Словарная работа – Прежде чем мы начнём читать произведение, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время. Вдоволь – достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье. Чулан – помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить – прибавить к еде что–нибудь для вкуса. Котёл – большой металлический сосуд для варки каши. Коли – если бы. Этакую – такую. Смётка – смекалка. (сообразительность)
– Почему в сказке так много устаревших слов?
3. Первичное чтение – Послушайте сказку «Каша из топора».
4. Проверка восприятия – Удивило ли вас название? – Почему?
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка? – Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
– А кто автор этой сказки?
– Как поняли?
Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.
– Как вы думаете, какая это сказка? – Как вы определили это?
– Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На слайде слова, их надо сгруппировать) Умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий
– Кто вам больше понравился? – Почему? | Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.
Словарная работа.
Сказка живёт в народе много десятилетий
Да, заголовок произведения удивляет Ранее никогда не слышали, чтоб кашу готовили из топора.
Мнение детей.
Мудрым, справедливым и др.
Народ. Определённая схема: зачин, основная часть, концовка
Бытовая. В основе лежат события каждодневной жизни. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод
Солдат: Умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный, неунывающий. Старуха: Хитрая, жадная, скупая, глупая.
Мнение детей. | Ф.
Ф.
Ф.
Ф.
И.
Ф. | Слайд 4.
Слайд 5.
Учебник. С. 44–46.
Слайд 6. | Текущий контроль. | Л: формировать положительную мотивацию к обучению и; П: сформировать представления об авторе, художественном произведении, персонаже; Уметь связывать заглавие произведения с его содержанием; В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события; Уметь кратко описать образ персонажа; Иметь представления о некоторых особенностях сказки. Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. К: выполнять принятые правила речевого общения. |
Динамическая пауза | Организация отдыха учащихся. | П: Выполнение упражнений. | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну–ка, ну–ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. | Выполняют упражнения. | Ф. |
| Текущий контроль. Самоконтроль. | Р: Понимание учебного задания и его выполнение. К: сотрудничество с одноклассниками учителем. |
Речевая разминка | Совершенствование чёткости произношения, развитие дикции, правильного дыхания | П: Выполнение речевой разминки.
| — Прежде чем начать читать проведём речевую разминку. Прочитаем сначала медленно, затем быстро. Ва–ва–ва – вот высокая трава. Вы–вы–вы – даже выше головы. Ве–ве–ве – васильки видны в траве. Ву–ву–ву – васильков букет нарву. Ви–ви–ви – только много их не рви. | Совместно с учителем проговаривают заданную фразу с ускорением в умеренном, среднем и быстром темпе. | Ф. | Презентация | Самоконтроль, Текущий. | Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Л: формировать положительную мотивацию к обучению |
Изучение нового материала. | Продолжение работы по ознакомлению со сказкой «Каша из топора», анализ произведения. | П: Чтение по цепочке.
С: Беседа.
Н: Слайд.
С: Объяснение.
П: Работа со слайдом.
С: Объяснение.
П: Работа по карточкам.
С: Беседа.
П: Инсценировка
| 1. Повторное чтение – Теперь читаем по цепочке по предложению, начинаем с первой парты первого ряда.
2. Анализ сказки – Назовите героев сказки.
– Куда шёл солдат?
– Почему он постучался, именно в эту избу?
– Как старуха откликнулась на просьбу солдата?
– Что значит слово сирота? (обратимся к словарю– сирота–ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя)
– Что придумал солдат?
– Как он это сделал?
– Правда ли каша была только из топора?
– Если вы внимательно сейчас читали эту сказку, то наверняка запомнили, из чего солдат приготовил кашу, и в какой последовательности он клал в котёл продукты.
3. Беседа (работа в группах) – Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись.
1. Если сила не возьмёт, смекалка выручит. 2. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. 3. Доброе дело без награды не останется. – Подходят ли данные пословицы к прочитанной сказке? Какая подходит больше всего
– А теперь давайте пофантазируем и представим старуху доброй, приветливой хозяйкой. Как бы тогда изменилась сказка?
4. Творческая работа – Сказки переходят из одной страны в другую и очень похожи. Сегодня ребята инсценировали для нас эстонскую сказку «Каждый своё получил». Эту сказку мы выбрали не случайно.
– Посмотрите и подумайте, чем она схожа с русской народной сказкой «Каша из топора» | Чтение по цепочке.
Солдат, старуха.
Домой
Крайняя
Прикинулась сиротой
Определение слова сирота и его проверка по словарю.
Обмануть старуху.
Сварил кашу из топора.
Нет.
Работают со слайдом.
Каждая группа составляет пословицу из отдельных слов
Просмотр инсценировки сказки. Сравнивают её со сказкой, изученной на уроке. | И.
Ф.
И.
Г.
Ф.
Ф. | Учебник. С. 44–46.
Слайд 7.
Слайд 8.
Раздаточный материал.
Слайд 9. | Текущий контроль. Самоконтроль. Взаимоконтроль. | Л: Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; Р: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Удерживать учебную цели и задачи урока; П: формулировать познавательную цель; Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов. К: Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого общения. |
Подведение итогов | Закрепление знаний уч–ся о сказке «Каша из топора». | С: Беседа.
Н: Слайд
| –Ребята, с каким произведением мы познакомились?
–Назовите героев этого произведения.
– Кто написал это произведение?
– К какой разновидности относится эта сказка? – Назовите признаки бытовой сказки?
– Как вы думаете на чьей стороне сказитель? – Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? | Сказка «Каша из топора».
Солдат, старуха.
Это русская народная сказка.
Это бытовая сказка.
Сказитель на стороне солдата.
Старуха была жадной, но в сказках это наказуемо. Солдат посмеивался над бабкой потому что не просто сумел ее обхитрить, он сумел наказать жадность, дать урок старушке. | Ф. |
| Текущий контроль. | Л: самоопределение К: сотрудничество с одноклассниками учителем. Р: планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность. |
Рефлексия | Самооценка уч–ся своей деятельности на уроке. | С: Беседа.
| – Если вы осуждаете поступок и считаете, что хозяйка была не права в том, что обманула солдата, то возьмите зелёную карточку; Если вы не видите ничего плохого в поступке хозяйки и считаете, что она поступила правильно, то возьмите красную карточку.
– За активную работу на уроке отметку 5 получают… | Оценивают свою работу на уроке. | Ф.
И. | Сигнальные карточки. | Самоконтроль. Текущий контроль. | Л: самоопределение (самооценка) Р: оценка, контроль; Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. |
Домашнее задание | Установка на тренировку определённых умений. | С: Инструктаж.
| Домашнее задание с. 44–47, чтение по ролям | Запись домашнего задания. | И. | Дневник. | Самоконтроль.
| Р: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. |
Организационный момент | Завершение урока. | С: Беседа.
| – Сегодня вы замечательно потрудились на уроке! Было приятно с вами работать! Урок окончен! | Готовятся к следующему уроку, идут на перемену. | Ф. |
| Самоконтроль. | Р: планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность. |