Материал на проверке

Конспект урока "Имена героев в ВОв в песнях"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 07:18

Блинова Л.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Хурба»

Хабаровского края,

Комсомольского района


Слайд №1

Урок литературы

Имя урока: «Что в имени тебе моем?»

Тема урока: Имена героев Вов в песнях.


Слайд №2


Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции.

Задачи

Познакомить детей с героическими страницами истории нашей страны.

Понять и донести до учащихся значение песен о героях Вов как символа памяти и патриотизма.

3.     Воспитывать у детей чувство патриотизма, дух нации, любовь к Родине через песни, о подвигах наших соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; гордость за величие наших предков.

4.     Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.

5.     Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.

Форма: литературно-музыкальная композиция


Оборудование:

портреты героев ВОв,

презентация, гитара,

карточки с текстами песен.

Предварительные задания:

учащиеся получают тексты стихотворения Владимира Агапова для заучивания наизусть;

Тексты с сообщениями.


Ход урока


Эпиграф к уроку

Дорожите именем своим,
Имена даются не случайно,
В них простая маленькая тайна,

Дорожите именем своим.  

Владимир Агапов

Приветствие

Погружение в тему.

Значение имени человека может подразумевать разные аспекты, среди них: некоторые имена имеют конкретное значение. Например, Виктор означает «победитель», Михаил — «подобный Богу». Считается, что имя влияет на путь развития человека, определяет его сильные и слабые стороны, имя связывает человека с семьёй, друзьями и знакомыми, с малой и большой Родиной.  Другими словами, имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни, а тем более, какое значение в нем заложено.

Слайд №3

Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку сегодня я взяла слова Владимира Агапова – композитора и поэта.

Дорожите именем своим,
Имена даются не случайно,
В них простая маленькая тайна,

Дорожите именем своим.  

-Послушаем продолжение этих строк.

(читают дети)

Ах! Как много ласковых имён
У мальчишек наших и девчонок!  

Вечером и утречком спросонок
Слушайте их звучный перезвон:  


 Никита, Машенька, Максим,
Сколько знает каждый — сосчитайте!  

 Никого, друзья, не обижайте:
Дорожите именем своим!  


Учитель: Да, действительно, у человека подчёркивается значимость имени как отличительного признака, имя человека отличается от других, имя человека единственно и неповторимо. 

Сегодня вы приготовили значение своих имен, давайте их послушаем.

(учащиеся рассказывают значение своего имени)

-Как вы считаете, совпадают значения ваших имен с Вашими внутренними качествами, характерами? (Учащиеся высказываются)



Учебная ситуация №1. Погружение в урок с именами героев ВОв.

Учитель: Сегодня мы поговорим о пяти именах, именах Героях ВОв-

ЗОЯ, АЛЕКСЕЙ, КАТЮША и ВИКТОР.

-И в конце урока мы должны тоже убедится в том, что имена героев и их значение помогают увидеть их мужество, силу духа и жертвенность во имя Родины и Победы.

Слайд № 4

И начнем мы с имени Зоя, что в переводе с  греческого означает «жизнь». 

Значение имени обычно трактуют как «наполненная жизнью».

(Приложение №1) – тексты песни и аудио запись песни.

(тексты песни лежат на столах у учащихся)

Сообщение ученика о Зое Космодемьянской (Приложение №1)

- Предлагаю прослушать песню про Зою Космодемьянскую и в тексте выделить ключевые слова, которые доказывают связь происхождения имени с характером девушки-героя.

Тишина. Ни огонька, ни звука.
В полутьме деревья тихо спят.
В тыл врага без шороха и звука
Партизанский уходил отряд.


Шли и старики, и комсомольцы,
Над рекой туманился рассвет,
С ними уходила добровольцем
Девушка семнадцати лет.


Девушка в поношенной кубанке
Обрывала связи, жгла мосты,
И отряд гордился партизанкой –
Комсомолкой Зоей из Москвы.


Это было зимнею порою.
Отступая, враг поджег село,
И повесили фашисты Зою
По утру, лишь только рассвело.


Умерла... Но ты среди народа,
Ты героем вечно будешь жить.
И клянемся, дорогая Зоя,
За тебя врагам мы отомстить.



Учитель: Ребята, найдите в тексте слова, с помощью которых можно дать характеристику Зое.

(уходила добровольцем, обрывала связи, жгла мосты, отряд гордился)

-О чем они говорят? (о скорейшем желании победить врага, об упорстве, о бесстрашии)

-Да, Зоя хотела жить, как хочет жить каждый человек, и она знала, что эту жизнь у нее могут отнять.

- Из содержания песни, скажите, какую боль, горе и страдания принес нашей стране враг? ( поджигали села, вешали молодых , наполненных жизнью людей.

-Какое слово в последнем куплете имеет отношение к имени Зоя ? (Жить)

Вывод: Мы с вами увидели, что значение имени полностью соответствует словам и поступкам ЗОИ, ей, также как и нам, тоже хотелось ЖИТЬ, любить, радоваться, и кроме того, несет еще и обобщённый характер, так как таких как Зоя из Москвы, молодых ребят и девчат, было много.

Учебная ситуация. № 2. Песня «Катюша»

Слайд № 5

На доске написано имя ЕКАТЕРИНА.

Игра «Слова из слова»

- Составьте как можно больше слов из этого имени. (3 минуты) (Приблизительные слова, они же заранее на доске после обсуждения слов, которые подобрали дети: рана, танк, кара, тиран, ракета, танкер, трение, тиран и др.)

-Какие бы вы опорные слова выделили из этого списка? (примерные ответы ребят – танк, рана, кара, ракета)

- Ну а из этих 4-х слов, какое бы вы оставили? (Кара)

-Почему? Ведь в песне «Катюша» говориться только о бойце на дальнем пограничье? Давайте с этим разберёмся.

Сообщения учащихся на тему «История создания песни Катюша»

Учитель: Ребята, мы увидели, что такое мощное орудие как «Катюша» способно, действительно, покарать врага беспощадно, с одной стороны, и, и с другой стороны, обладать способность терпеливо и трепетно ждать своего любимого, с чистой и непорочной душой.

-Эту песню пели много десятилетий, исполняли Лидия РуслановаГеоргий ВиноградовЭдуард ХильАнна ГерманДмитрий Хворостовский. Настало время послушать эту песню, и я предлагаю посмотреть флэш-моб ваших современников.

(Приложение № 2).

Вывод: Имя в песне соответствует чистоте, непорочности, способно покарать врага, и любимо многими поколениями.

Слайд №6

Учебная ситуация № 3. Песня «Баллада о матери»

Внимание на экран (Приложение №3 клип «Баллада о матери»)

Беседа с классом.

Кого в классе зовут Алексеем? (Поднимают руки. Если нет, называют знакомых в школе.

- А кто знает, что обозначает это имя? (ответ «Защитник»)

- Да, защитник. Недаром поставлен памятник нашему русскому солдату по имени Алёша.

-Конечно, клип больше посвящён всем матерям, которые , как сказал Константин Симонов «умеют ждать, как никто другой).

- Ребята, кто сидел в зрительном зале? (В.В.Путин)

-Да, война вошла в дом и судьбы многих людей, не пощадила и семью В.В.Путина. Песню «Баллада о матери» В.В.Путин считает своей любимой песней о Вов.

Сообщение ученика (Приложение №3)

Вывод: Понимая разумом, что все живые давно вернулись, а сын ее наверняка где-нибудь в безымянной братской могиле, мать слепо верит в чудо. Вдруг придет, постучит в окно? Вдруг он жив, и где-то в госпитале, и скоро вернется? Годы идут, но сына все нет, и матери остается только прокручивать в памяти отрывки из киноленты – там, где Алексей все еще жив, где он – герой,где он – ЗАЩИТНИК и никогда сердце матери, до самой ее смерти, не примирится с мыслью о его смерти, даже если реальность будет указывать на обратное.

Учебная ситуация № 4. Песня « Жил в Ростове Витя Черевичкин»

Имя Виктора, что в переводе с латинского означает «победитель». История нашего Виктора начинается в городе Ростов-на-Дону.



Слайд № 7

Перед тем, как начать разговор про Витю, я бы хотела вам показать результаты соц-опроса, который мы ребятами нашей школы провели накануне. И вот что он нам показал.

(Здравствуйте, уважаемые друзья. Мы провели с ребятам в нашем сельском поселении небольшой социальный опрос, знают ли наши жит ели имя Вити Черевичкина, героя из Ростова-на-Дону, которого расстреляли фашисты.

-Здравствуйте, вам знакомо имя героя Великой Отечественной войны Вити Черевичкина? Да- 2 жителя, 18 – не знают)



Учитель (Сообщение о Вите Черевичкине): Да, 28 ноября 1941 года в Ростове немцы расстреляли по подозрению в связи с подпольщиками Витю Черевичкина.

Отец Виктора работал кузнецом-калильщиком на «Ростсельмаше», а мать – дворником. Когда немцы вторглись на территорию Советского Союза, отец и старший брат мальчика отправились на войну. Витя с матерью и двумя сестрами остался в Ростове.

Когда он учился, он мечтал быть лётчиком, хотя учился на слесаря.

Мальчик жил со своей семьей на улице 28-й Линии. Сейчас там висит памятная табличка.

Витя, как и многие в те времена, разводил домашних голубей. 22 ноября 1941 года, во время первой оккупации Ростова, фашисты издали указ об уничтожении этих птиц. А птиц этих активно использовали военные в период боевых действий. Голуби могли доставлять важные письма и служить ориентиром для авиаударов по наземным целям.

-Предлагаю просмотреть небольшой фильм о юном герое, который так и называется «Витя Черевичкин - юный герой первого освобождения Ростова. (Приложение №4)

Слайд № 8 -12

Сообщение учащихся (см. Приложение 4)

Вывод: Виктор –победитель, и по поступкам этого юного героя мы в этом убедились.

Учитель: В заключение вы сейчас, ребята, пройдёте небольшой тест из 11 вопросов по приобретённой информации о Вите Черевичкине.

Слайд № 13

(ссылка тест: https://don24.ru/test/test-o-vite-cherevichkine.html)

Учитель: Дорогие ребята, я предлагаю послушать песню в моём исполнении под гитару, которая так и называется «Жил в Ростове Витя Черевичкин» и этой песней закончить наш урок, посвящённый героям Вов, имена которых до сих пор живут в песнях.

(Песня учителя или ученика под гитару) текст песни (Приложение №4)

Итог урока: Мы сегодня увидели, что значение имен героев истинно соответствует их характерам и даже судьбам. Мы узнали значение и происхождение имён всех наших одноклассников и героев Вов. Мы должны с гордостью носить наши имена, ведь ничего не красит человека так, как его имя, но и человек должен красить своё имя хорошими поступками и делами.

Домашнее задание: анализ песни (по выбору)




Приложение 3RAR / 92.02 Мб
Приложение 2RAR / 47.54 Мб
приложение 1RAR / 4.44 Мб
антиплагиатPDF / 59.63 Кб
презентация к урокуPPTX / 3.33 Мб

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.