12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Евгения Михайловна20
Россия, Челябинская обл., Троицк
1

КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства для обучающихся 3 класса УМК «Школа России» по теме: «Картина – особый мир. Картина-пейзаж»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №15"



Методическая разработка

КОНСПЕКТ УРОКА

изобразительного искусства

для обучающихся 3 класса УМК «Школа России»

по теме:

«Картина – особый мир. Картина-пейзаж»



Номинация 2 «Лучшая методическая разработка с использованием современных технологий обучения и воспитания в начальном общем образовании» (в том числе в контексте реализации рабочей программы воспитания, ФГОС НОО) (принимаются конструкты/ технологические карты уроков, конспекты внеурочных/ воспитательных мероприятий, классных часов, методические пособия (сборники, комплекты и др.)






Исполнитель: Зайцева Евгения Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №15»











Троицк, 2023



Цель учителя: обобщить и систематизировать у детей знания о жанрах изобразительного искусства, умения создавать пейзаж, повысить уровень эрудиции и общей культуры

Задачи урока:

Обучающие: отработать навыки изображения пейзажа посредством формирования художественных знаний, умений и навыков при рисовании по представлению. Познакомить с художниками города Троицка.

Развивающие: создать условия для развития нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе, искусстве. Обогащение словаря и развития речи учащихся.

Воспитывающие: воспитывать положительную установку на участие в занятии, формировать эстетический и художественный вкус, любовь к природе.

Цель для обучающихся: формирование у обучающихся умения создавать зимний пейзаж, расширение художественных интересов.

Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.

Задачи урока:

Обучающие: научиться создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Освоят приёмы создания живописной композиции по представлению.

Развивающие:  познакомиться с работами художников города Троицка. Будут рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное настроение в пейзажах известных отечественных художников города Троицка.

Воспитывающие:  воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения слушать учителя, выполнять инструкции.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к рисованию; эмоционально реагировать при просматривании картин, проявлять желание рассказывать о своих впечатлениях от восприятия картин художников города Троицка Челябинской области

Метапредметные: описывать словесно и представлять в движении образы, возникающие при восприятии картин; участвовать в коллективном диалоге.

Предмет: изобразительное искусство

Продолжительность урока: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: творческая мастерская. Урок предполагает также использование видео и аудиофрагментов, анализ информации, групповую работу.

Комплект материалов:

сценарий;

методические рекомендации;

видеоролик;

интерактивное задание;

презентационные материалы;

Оборудование: краски, бумага формата А4


СЦЕНАРИЙ УРОКА

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- О чем вы узнали на прошлом уроке? (О музеях)

- Какие самые крупные музеи нашей страны вы знаете? (В Москве - Музей изобразительных искусств им. А.С. Пуш­кина и Третьяковская галерея.

В Санкт-Петербурге - Эрмитаж и Русский музей.)

- Картины, каких художников в них можно увидеть?(Картины художников И. Репина, В. Сурикова, И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова, И. Шишкина, И. Левитана, полотна К. Брюллова, И. Айвазовского, И. Репи­на, В. Сурикова.)

- Приходилось ли вам или вашим близким бывать в этих музеях? (Ответы детей)

- Какую работу вы выполняли на прошлом уроке?(Рисовали на тему «Мой музей».)

- Что такое оригинал? (Картины, которые были нарисованы лично самими художниками)

- Что такое репродукция? (Картины, которые срисованы с оригиналов называются репродукциями, т. е. повто­рением).

- Что находится в музеях - оригиналы картин или их репро­дукции? (Во всех музеях находятся подлинники картин, т. е. картины, которые были нарисованы лично самими художниками)

III. Беседа по теме урока

-Давайте вспомним, с какими жанрами в изобразительном искусстве мы знакомы.

Жанры - это особые направления в изобразительном искус­стве, они зависят от того, что изображено на картине. Иначе го­воря, жанр — это тема картины, на которую она создана, ее сюжет.

Работа с интерактивным заданием

https://learningapps.org/watch?v=pq4b7aa4j23

Худ. слово: отрывок из стихотворения М. Пожарова

Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
— Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!

Зима, хоть и суровое, но в то же время сказочное время года. Любимые праздники, невероятная погода со снегом, метелями и вьюгами, морозными солнечными деньками с покрытыми инеем деревьями.

IV. Пояснение темы урока

Знакомство с изобразительными возможностями художников города Троицка, просмотр зимних пейзажей.(просмотр видеофрагмента или презентации)

Дикторский текст

Мы живем в удивительном городе с уникальными историческими объектами и интересными людьми. Сегодня мы познакомимся с художниками – пейзажистами города. Николай Сергеевич Левшич начал свою трудовую деятельность в качестве художника-оформителя. Он является соавтором герба и автором флага города Троицка. Он был членом Союза художников России. Его труд отмечен медалями, знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

Его жена, Галина Михайловна Левшич, участница многих художественных выставок. Ее произведения находятся в краеведческом музее ее родного Троицка. Их картины известны на всю Челябинскую область, хранятся в частных коллекциях Америки, Германии, Голландии, Японии и Китая.

Именно Николай Сергеевич и Галина Михайловна, обладая прекрасными организаторскими способностями, были инициаторами создания художественного отделения в школе искусств. Она названа в честь Николая Сергеевича Левшича.

Главное богатство художественного отделения школы искусств – ее преподаватели.

Катричев Сергей Геннадьевич, работает в школе с 1981 года, с 1991 года являлся директором школы, Ветеран труда, 2009 году награжден Нагрудным знаком за высокие достижения в культуре, в 2003 Награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ. Многие его выпускники стали профессиональными художниками, преподавателями изобразительного искусства города и области. 

Вадим Васильевич Егоров – художник-живописец, член Союза художников России. Живопись Вадима Егорова – это поэма о родном городе, где он рассказывает о своих современниках, о тихой и размеренной жизни провинции.

Вафина Елена Анатольевна, любимый жанр – пейзаж. Невозможно представить современную реалистическую живопись без пленэра – считает художник. Работа под открытым небом – ни с чем несравнимое удовольствие. Это выход в мир, где много света и цвета! Яркий полдень и пасмурный день, характер растительности, цветовое соотношение неба и земли, освещение – в работе над пейзажем - важно всё… Славу нашему городу принесли те, кто жил очень давно, и те, кто живёт сейчас.

Вы посмотрели картины художников – пейзажистов.

Что объединяет все эти картины? (На них изображена при­рода.)

- Как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)

Какими предметы изображены ближе к нам, дальше?(Предметы, которые изображены ближе к нам крупные, на дальнем фоне мелкие, прорисованы не четко)

Как художники с помощью цвета показали нам приближенные и удаленные предметы? (Светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее)

- Какая из картин вам понравилась больше остальных и по­чему? (Ответы детей)

V. Задание для самостоятельной работы (фоном звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года – декабрь»).

Ваше сегодняшнее задание - нарисовать пейзаж.

- Что вы можете изобразить на своей картине? (Небо, поле, лес, одно дерево, дом….)

Изображая пейзаж, не забывайте о правилах передачи явления природы на рисунках. Например, если у вас несколько планов — ближний и дальний, тогда самое светлое изображение должно выступать на первый план, а остальные планы пусть будут темнее. Пользуйтесь памяткой. (Приложение 1)

- Какие тона принято относить к теплым? (К теплым относятся желтый, оранжевый и красный)

- Какие тона являются холодными? (К холодным – зеленые, синие и фиолетовые)

(Обучающиеся приступают к подготовительной работе над пей­зажем, выполняют эскиз простым карандашом)

Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.)

Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.)

Как надо набирать краску для рисования деталей? (На са­мый кончик кисточки.)

Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.)

(Дети делают заливку фона, пока фон подсыхает, выполняют физминутку)

VIФизкультминутка

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.

VII. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают самостоятельную работу.)

Работы оформляются в выставку, ученики оценивают работы по критериям (Приложение 2)

VIII. Рефлексия

- Какие картины называются пейзажами? (Пейзаж - это изображение на картине природы)

- Каких художников нашего города вы знаете? (Левшич Г.М., Левшич Н.С., Катричев С.Г., Егоров В.В., , Вафина Е.А.)

Творческий момент, сочинение синквейна

-Сейчас мы составим с вами синквейн по получившимся у вас зимним пейзажам.

(Педагог может вывесить плакат с пояснениями создания синквейна.)

1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя существительное.

2 строка — два прилагательных.

3 строка - три глагола.

4 строка - фраза на тему синквейна.

5 строка - вывод, одно слово, существительное.
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)

IX. Уборка рабочего места




Список используемой литературы

1.Архив картин муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №1»

2.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение Изобразительное искусство. Твоя мастерская.

3.Интервью с завучем «Детской школы искусств №1» города Троицка Челябинской области, Людмилой Юрьевной Третьяковой

4.https://allforchildren.ru/poetry/winter134.php

5.https://top.limuzika.pro/search/Чайковский%20Времена%20года%20-%20Декабрь

6. https://vk.com/muzeylevshich

7. https://vk.com/muzeylevshich



Приложение 1

Памятка

Ближний и дальний планы: интенсивность.

Ближнее изображение - светлее.

Дальнее изображение - темнее.

Более насыщенный фон создает впечатление того, что задний план расположен глубже, дальше от зрителя.

Ближний и дальний планы: теплота.

Ближнее изображение - теплые тона.

Дальнее изображение — более холодные тона.


Приложение 2

Критерии оценки работ учащихся над выполнением пейзажа

Критерии оценивания

2

1

0

1.

Выполнен интересный пейзаж с дальним или несколькими дальними планами




2.

Правильно выбран формат для данного пейзажа




3.

Элементы пейзажа оптимального размера и удачно размещены на листе




4.

Степень сходства изображения с предметами реальной действительности




5.

Все элементы пейзажа на переднем плане построены подробно




6.

Умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.




7.

Степень самостоятельности при выполнении задания




8.

Работа выполнена аккуратно




 

Баллы:

0 – рисунок не удовлетворяет данному критерию

1 – рисунок частично удовлетворяет данному критерию

2 – рисунок в полной мере удовлетворяет данному критерию


Критерии оценивания по изобразительному искусству.


Оценка «5» (80-100%) ставится - работа выполнена самостоятельно в заданное время, с соблюдением последовательности, творчески и качественно. (16-13 б.)

Оценка «4» (60-79%) ставится - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения, общий вид работы аккуратный.(7-12б.)

Оценка «3» (40-59%) ставится - работа выполнена самостоятельно, в заданный срок, с нарушением последовательности, есть небольшие отклонения от образца, работа выполнена небрежно, неаккуратно.(6 б.)

Оценка «2» (0-39%) ставится - ученик с работой самостоятельно не справился,

нарушена последовательность выполнения, при выполнении допущены отклонения от образца, работа выполнена небрежно, имеет незавершенный вид. (5-0 б.)


9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.