12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шутова Людмила Семеновна20 |
Конспект урока литературы по теме "Художественный мир И.С.Тургенева"
Открытый урок по теме «Художественный мир И.С.Тургенева»
10а класс
Цели урока:
1. Обучающие:
- ввести учащихся в художественный мир И.С.Тургенева;
- познакомить с особенностями творчества писателя;
2. Развивающие:
- развитие устной речи учащихся;
- совершенствование умения работы с текстом.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, формировать понятие о жизненной позиции человека.
Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычен, так как ваши мысли, чувства будут открыты для гостей.
А чтобы определить тему урока, я попрошу ответить на следующие вопросы.
Выход на тему «Художественный мир …»
1) Мир, созданный воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства. (Художественный)
2) Любил петь, шахматы, варенье из крыжовника.
Дружил с Некрасовым, Белинским, но были натянутые отношения с Л.Н.Толстым, с которым не общались 17 лет.
Обладатель самого большого мозга.
Ярый противник крепостного права, в 1835 году было заведено дело: вышел с ружьём защищать крепостную девушку.
Написал рассказ «Муму», стихотворение в прозе «Русский язык», «Записки охотника».
Итак, записываем в тетради дату, тему урока «Художественный мир И.С.Тургенева»
Цель урока?
Работа с текстом. Заполнение «Двухчастного дневника».
Фоном звучит романс «В дороге» в исполнении ученицы 10а класса Фоминой Василисы.
Иван Сергеевич Тургенев пришёл в литературу второй половины XIX века с темой крепостного права, «лишних людей», нигилизма, темой русской женщины. И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитии критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины («тургеневской девушки»). Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью.
В 1834 году, студентом третьего курса написал пятистопным
В
В ноябре 1843 года Тургенев создал стихотворение «
С 1847 года начали публиковать первые главы «
В
В
С
Тургенев написал шесть романов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» (написан в 1860—1861 гг. и опубликован в 1862 году. Главный герой – Евгений Васильевич Базаров – студент, отрицающий все принятые в обществе ценности (нигилист), «Дым», «Новь».
«Заключительным аккордом литературной деятельности писателя» считают «Стихотворения в прозе» (1878-1882 г.г.), где нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества. Книгу открывало
Что известно по данной теме | Что нового узнал из текста |
| |
Словарная работа : Аннибалова клятва
Ганнибалова (Аннибалова) клятва — крылатое выражение, означающее твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо до конца.
От имени карфагенского полководца
В истории России известна ганнибалова клятва революционеров
Карфаге́н — финикийское государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса.
Оценка №1
Работа в группах. Анализ текста И.С.Тургенева «Два богача» (Подготовка к ЕГЭ).
Новаторство – создание жанра «Стихотворение в прозе»
ДВА БОГАЧА
Когда при мне превозносят
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
Словарная работа
Дина́стия Ро́тшильдов — европейская династия
Призреть – дать кому-нибудь приют и пропитание.
Работа в группах. Заполнение таблицы
Критерии сравнения | Ротшильд | Мужик |
Финансовое положение | Громадные доходы, целые тысячи | Убогое крестьянское семейство, разоренный домишко |
Чем делится? | Из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых | Последние гроши |
Отношение окружающих | Превозносят | Нет реакции |
Отношение автора | Я хвалю и умиляюсь (ирония) | Далеко Ротшильду до этого мужика! |
Позиция автора | Богатство душевное выше богатства материального |
-Согласны с мнением автора? Почему?
- Какие тропы и фигуры использует Тургенев? (Ирония, антитеза, восклицательное предложение).
- Сколько лет назад написано это произведение? (141 год)
- Актуально ли произведение в наши дни?
- Как бы вы поступили?
Вывод (Богатство душевное выше богатства материального). Тургенев, как и Пушкин, пробуждал «чувства добрые». (Связь с эпиграфом )
Оценка №2
Шифрограмма: и – истина, л – ложь. Взаимопроверка.
Тургенев сыграл большую роль в развитии сентиментализма. (Л)
Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. (И)
Тургенев написал 5 романов. (Л)
«Заключительным аккордом литературной деятельности писателя» считают «Стихотворения в прозе». (И)
И.С.Тургенев был ярым противником крепостного права. (И)
«Записки охотника» были выполнением его
Первый опубликованный рассказ из «Записок охотника» - « Муму». (Л)
«Тургеневские девушки» очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью. (И)
По мнению И.С.Тургенева, богатство материальное выше богатства душевного. (Л)
«Стихотворения в прозе» - новаторство И.С.Тургенева.(И)
Оценка №3
Рефлексия
Акрослово
Т – талантливый (тургеневская девушка, тема «лишних людей»)
У – уникальный (учит видеть красоту природы)
Р – русский (реализм, романист)
Г – гордость России (гениальный)
Е – единственный (его считал своим учителем Мопассан )
Н – «недобоб» (так любил подписываться); ненавидел крепостное право; называли циклопом с женской душой, называли в школе мягкотелым; новаторство (стихотворения в прозе), нигилизм (от латинского «ничего»)
Е – ел с удовольствием варенье из крыжовника
В – влюблён в Полину Виардо
Оценка №4
Итоговая оценка
Прослушивание романса «В дороге» («Утро туманное»): саксофон (Лужбин Константин).
Как Сарапул увековечил имя писателя?(ул.Тургенева на Элеконде)
Согласны ли с высказыванием Салтыкова-Щедрина? (Возвращение к эпиграфу)
Домашнее задание
1.Выучить записи в тетради.
2.Подготовить устное сообщения на тему «Творческая история романа «Отцы и дети» (Бессмертных Артем), «Эпоха, отражённая в романе» (Лихачев Дмитрий).
3.Перечитать главы 1-9 романа «Отцы и дети».
4.Придумать обложку к книге «Художественный мир И.С.Тургенева» (работа в группах).
Чтение стихотворения
Закрыта книга…. Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда- то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.
Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Все в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.
Тургеневские девушки…. Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.
Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть своё значенье,
Рождает мысли каждая глава.
Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.
И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…
QR-код