12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Тюрина Ольга Николаевна42

МОУ « Лицей №5»

Урок отчет по литературному чтению.

Басни И.А.Крылова. 4 класс.

Учитель Тюрина Ольга Николаевна.

г. Подольск.

2016г.

Тема урока: « Басни Крылова».

Цель: Проанализировать басни И.А.Крылова

Задачи:

Расширить знания учащихся о творчестве И.А. Крылова, познакомить с новыми баснями и вспомнить изученные, при анализе басен помочь учащимся живо представлять развитие действий, ярко воспринять образы.

Выявить недостатки, над которыми смеялся автор, постараться найти пути избавления от таковых, если они есть.

Воспитывать любовь к басням, желание их читать.

Оборудование:

Компьютер, DVD,кассета с мультфильмом «Кукушка и Петух», ширма для кукольного театра, игрушки для театра: обезьяна, медведь.

Кроссворд, портрет Крылова, выставка книг, рисунков к басням, костюмы для инсценировки, магнитофон, плакат к басне « Ворона и Лисица».

Ход урока.

1.Актуализация знаний. Слайд №1

-Начинаем урок отчет по литературному чтению. Очень хочу, что бы он остался надолго в вашей памяти.

2.Объявление темы урока. Слайд №2

( На фоне музыки учитель читает стихотворение

М. Исаковского)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые Крыловские слова.

( На экране появляется тема урока)

-Сегодня мы проводим урок-отчёт по басням Крылова.

Вспомним, знакомые и услышим новые басни.

3.Работа по теме урока. Слайд №3

Учитель:

-Прежде всего вспомним, а что такое басня?

( На экране текст. Его читает любой ученик.)

Басня-это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.

Басня начинается или заканчивается морально - выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Учитель:

-Одним из великих русских баснописцев является Иван Андреевич Крылов.

( На экране появляется портрет Крылова) Слайд №4

Учитель:

-И.А. Крылов- русский поэт, великий баснописец. Жил он давно, более двух сот лет назад. Крылов был бедным человеком. В детстве ему не пришлось учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься самостоятельно. Стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самостоятельно овладел языком, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Крылов был великим насмешником. Он смеялся над глупыми, ленивыми, хвастливыми, хитрыми, злыми людьми.

Крылов был очень умным человеком.

Басни его учат людей лучше узнавать самих себя, помогают обнаруживать в себе недостатки, подсказывают, как можно от них избавиться.

Познакомиться с новой басней Крылова, значит стать умнее, узнать, что-то новое о себе и людях.

Одной из самых ярчайших басен Крылова является «Ворона и лисица»

(На экране картина к басне) Слайд №4

-Я приглашаю вас в « Театр одного актёра». Сейчас мы ещё раз вспомним это произведение.

(Ученик читает у доски басню «Ворона и лисица»)

Анализ.

-Кто является героями басни?

-Почему Лисица так хвалит Ворону?

-Какой вы представляете себе лисицу, читая эту басню?

Учитель:

-Крылов показал особое мастерство в обрисовке Лисицы. Передал не только её похвальную речь, но и интонацию её голоса, её телодвижения.

-Какова Ворона?

(Глупая, доверчивая, любит лесть)

-Как автор на самом деле подчеркнул, что Ворона на самом деле не такая, как её называет Лисица?

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону?

(Ворона любит лесть, лисица умела льстить)

-Кого осуждает Крылов в своей басне?

( И того кто льстит, и того, кто любит лесть)

Мораль.

-Читаем первые четыре строки. Объясняем смысл каждой строки:

Много раз повторяли одно и то же.

Незаслуженная похвала отвратительна.

Всё не на пользу.

Льстивый человек сумеет привлечь другого на свою сторону.

Вывод.

Незаслуженная похвала ради своей выгоды - плохо!

Учитель:

-А сейчас разгадаем кроссворд «Назови героя»

(На экране появляется кроссворд) Слайд №6

-Кто сказал такие слова?

1) «Вот то-то мне и духу придаёт, что я без драки могу попасть в большие забияки» (Моська)

2) «Ты всё пела?- это дело. Так пойди же попляши!» (Муравей)

3) «Смотри-ка - говорит,-

Кум милый мой!

Что это там за рожа?» (Мартышка)

4) «Голубушка, как хороша!» (Лисица)

5) «Не стыдно ль,- говорит,

Средь бела дня попался.

Не провели бы так меня.

За это я ручаюсь смело» (Голубь)

6) «Как смеешь ты, наглец,

Нечистым рылом

Здесь чистое мутить «питьё моё»

С песком и илом!(Волк)

моська

муравей

мартышка

лисица

голубь

волк

Учитель:

-А сейчас я приглашаю вас в кукольный театр. Мы увидим басню «Зеркало и Обезьяна» Слайд №7

(На экране басня. Разыгрывается басня с куклами)

-Понравилась басня?

Анализ:

Назовите действующих лиц.

Что увидела Мартышка в зеркале?

Понравилось ли ей то, что она увидела?

Что она об этом сказала?

Что значит, удавилась бы с тоски?

Кого она узнала в зеркале?

Какой совет ей дал медведь?

Прислушалась ли обезьяна к совету медведя?

Что высмеивает автор в этой басне?

(На экране появляются пословицы). Слайд №8

Учитель:

-Прочитайте пословицы, выберите из них ту, которая близка по смыслу словам медведя.

«Умную речь хорошо слушать».

«Других не суди, на себя погляди».

«Как аукнется, так и откликнется».

-Как вы понимаете смысл выбранной пословицы?

А сейчас мы увидим инсценировку к басне «Стрекоза и Муравей»

(На экране картинка к басне) Слайд №9

Учащиеся разыгрывают басню в лицах.

Анализ:

-Кого изобразил в своей басне Крылов?

-Что вы можете сказать о Стрекозе?

-А о Муравье?

-Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе в просьбе?

-Почему Стрекоза оказалась без жилища и корма?

-Почему Муравью просьба Стрекозы показалась странной?

-Каких людей осуждает автор?

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме урока (продолжение)

Учитель:

-Сейчас вы увидите мультфильм по басне Крылова «Кукушка и Петух»

Анализ:

-Назовите действующих лиц.

-Прочитайте речь Петуха.

-Речь Кукушки.

-Заслуженная это похвала?

-Что сказал Воробей на эту похвалу?

6. Закрепление по теме.

Работа с выставкой книг. (На экране фотографии учащихся в библиотеке) Слайд №10,11,12

Учитель:

-Крылов адресовал свои басни взрослым читателям, однако они сразу же приобрели популярность среди детей.

На выставке представлены книги с баснями И.А. Крылова. Их можно взять в школьной библиотеке.

Многие фразы басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова.

Давайте попытаемся вспомнить их и назвать басни, из которых эти строки звучат.

«Да только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и Рак»)

«У сильного всегда бессильный виноват». («Волк и Ягнёнок»)

«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Карась»)

«А Васька слушает да ест». («Кот и Повар»)

« А ларчик просто открывался». («Ларчик»)

Рассматривание на экране памятника Крылову в Летнем саду. Слайд №13,14

7. Итог урока.

Учитель:

-Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

-Какие недостатки высмеивает автор в своих баснях? (Трусость, лесть, невежество, глупость, жадность, лень, зависть).

-Автор показал, как упорный труд, прилежание, честность- главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Слайд №15.

Опубликовано

Комментарии (2)

Надежда, 13.02.16 в 20:16 0 Ответить Пожаловаться
Оригинальная разработка урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.