Урок по литературе в 8 классе «"Станционный смотритель" — повесть о "маленьком" человеке»
«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком человеке».
- Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин).
- Сколько раз мы встречаемся с главным героем повести? (два раза). * Найдите описания героя в первую и вторую встречи с рассказчиком.
(Слайд «Диаманта»)
Самсон Вырин
Свежий, гостеприимный (или расторопный)
Угощал, беседовал, желал
Бодрый мужчина – хилый старик
Сожалел, искал, отступился
Небритый, сгорбленный
Отчаявшийся человек
- Что изменилось? Есть ли причина столь разительной перемены? (история с дочерью станционного смотрителя – краткий пересказ, слайд «Логические цепочки»).
- Какие времена года упоминаются в повествовании? (лето – зима – осень) Случаен ли выбор времён года? Аргументируйте свой ответ.
Ассоциации (слайд).
Запишите свои ассоциации со словом «семья».
- Какие звенья схемы были потеряны в истории семьи Самсона Вырина и его дочери Дуни? (проблема отцов и детей)
Давайте отвлечёмся и совершим экскурсию в музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. (слайд)
Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по "Табелям о рангах" к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – "Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
"Дом станционного смотрителя" – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
- Что больше всего заинтересовало рассказчика в обстановке обители Самсона Вырина? (картинки, изображающие историю блудного сына)
Евангелие от Луки (15: 11–21): «…у некоторого человека было два сына… И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране… и он рад был наполнить чрево свое рожка€ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему… увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»
-Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?
(распечатки текстов на партах)
- Какое чувство возникает при чтении повести? Перечитаем последнюю страницу повести.
Пустота — вот слово, которое точнее всего характеризует эмоциональное впечатление от прочитанного. «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом». Вместо могилы смотрителя — «груда песка, в которую врыт был черный крест». И хотя ждали Дуню, «прекрасную барыню», юные барчата, покоем и радостью не веет от этой картины. Ощущение внутренней и внешней пустоты не покидает нас. (слайд «Лишняя» иллюстрация)
(слайд) Впервые в русской литературе с такой силой зазвучала тема «маленького человека», маленького не только по своему служебному и общественному положению, но духовно ограниченного, «маленького» по своей внутренней сути. Это было художественное открытие Пушкина. Над «маленьким человеком» русская литература никогда не смеялась, а понимала его.
Домашнее задание (на выбор):
1) Напишите продолжение повести «Судьба Дуни».
2) Напишите поучение сверстникам «Как нужно относиться к своим родителям».