Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Основные задачи:
- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение»
Изображение дерева – дуба большого размера.
Карточки с жанрами .
Презентация
Запись шума моря
Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1.Организационный этап |
Эмоциональный и психологический настрой - Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу. - Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения |
Проверяют готовность к уроку |
Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…). Р:волевая саморегуляция. К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Актуализация знаний |
На что вы обратили внимание зайдя в класс? - Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Кому они посвящены? А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Какие произведения великого русского поэта вам известны? Можете ли вы прочитать что-нибудь наизусть? (презентация биографии А.С.Пушкина) На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина – поэме «Руслан и Людмила». |
Беседа, дети вспоминают отрывки из произведений |
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
– Прозвучали новые слова, являющееся литературным терминами – «поэма» и «пролог». Кто из вас знает значение этих слов? (ответы учащихся) – Для того, чтобы разобраться, что обозначают эти слова, обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Учащиеся находят определения в словаре: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Пролог – вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения. – Поэму «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин написал в 1820 году в возрасте 21 года. Как же в таком молодом возрасте ему удалось создать такое крупное, значимое литературное произведение? Конечно, истоки таланта нужно искать в детстве поэта. - Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…» Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Для чего вам это нужно? |
Определяют тему урока, ставят задачи |
П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие. |
Работа с текстом 1.Первичное восприятие (запись) |
Чтение текста пролога к поэме «Руслан и Людмила», проверка первичного восприятия Чтение «Пролога» народной артисткой России А.Френлих - Понравился ли вам отрывок? - Что понравилось? – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение |
Слушание произведения, делятся впечатлениями |
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов |
Чтение про себя. |
Сейчас мы будем исследователями Словарная работа В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? – Почему они нам непонятны? – Узнайте значения этих слов в сносках. (слайд)
Лукоморье – морской залив. Пленяет – берёт а плен. Поведаю – расскажу. |
Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов Работают над словарными словами |
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
Работа с текстом после повторного чтения |
Как вы думаете, существует ли Лукоморье? Слайд Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? . Первая состоит из шести строк) – Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно - что изобразил поэт в этой части О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира) -нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание). - Прочитайте вторую часть. (Читают вслух) - Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса). - Какие сказочные герои повстречались? Физминутка А сейчас мы отдохнем, По тропиночке пойдем. Между сосен и березок, В Лукоморье попадем. Мы глазами миг-миг; Мы плечами чик-чик; Мы руками хлоп-хлоп; Мы ногами топ-топ; Раз – туда, два – сюда, А потом – вокруг себя Надо низко поклониться, Чтобы в сказке очутиться 6.Работа с иллюстрацией в учебнике. Работа в группе – Как летописцы этого чудесного местечка «Лукоморье» запишите или зарисуйте все чудеса, которые описал поэт. |
Ответы на вопросы Работа в группе |
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения. П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство. К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций. |
Работа с текстом после чтения |
- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?( добавляю картинку) -Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве? (картинка) Русальная неделя - Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках? - Как понимаете невиданные звери? Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые? - Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку? ( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей) - Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны? -Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской) - Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало) -Зачем они появляются? Что они охраняют? ( охраняют сказку от непрошенных гостей) -Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитай. - Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом) - Кто не даёт творить зло перед народом? -Почему Царевна тужит? Что можно предположить? - Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец) - Прочти следующую строку. - Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом
- Прочитайте строки, подчёркнутые. - На что похожи ?(на концовку в русских народных сказках) - Можно ли мёд пить? (в переносном значении наслаждаться прелестью сказки) Самостоятельное чтение последних шести строк. - Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок) Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.
VII. Выразительное чтение учащимися отрывка - Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы. - Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение). -Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную) - Каким должно быть чтение этого произведения? ( напевно, плавно) Чтение вслух. |
беседа Выразительное чтение учащимися отрывка |
П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму. К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач |
Рефлексия учебной деятельности. |
Рефлексия учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу. -Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. Прикрыли книжки. -Кто какие строчки запомнил? -Мысленно оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат скрепки (жёлтый, зелёный, синий). Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их . Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение. Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное. Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое. - У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них. Учитель читает стихотворение наизусть: Вы подарили нам царевну, Что спит спокойно вечным сном. И море синее и пену… И рыбку золотую в нем. И три девицы пряжу пряли… По морю плавал царь Гвидон. А поп с Балдою выясняли, Кому и как менять закон… Мы с детства знаем сказки эти, Они нам дороги всегда. Вы нам оставили в наследство Любовь друзей и злость врагов, И изумительное средство Познанья вечного стихов. |
П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности. |
|
Домашнее задание |
– Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», постарайтесь в интонации передать свое видение этого волшебного места. Подготовьте небольшое сообщение о некоторых фактах из биографии А.С. Пушкина, которые показались вам наиболее интересными. Нарисовать чудо |
Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий. |
Елена Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна