12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Катюк Татьяна Владимировна173
Стаж работы более 30 лет. Со своим классом в 2010 г прошли экспериментальную площадку по введению ФГОС в опережающем режиме. Победитель областного конкурса "Первый учитель". Много лет работаю по с. Л.В. Занкова.
Россия, Иркутская обл., п. Рудногорск
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

уважать мнение собеседников;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение»

Изображение дерева – дуба большого размера.

Карточки с жанрами .

Презентация

Запись шума моря

Аудиозапись «У Лукоморья дуб зелёный»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный

этап

Эмоциональный и психологический настрой

- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

- Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения

Проверяют готовность к уроку

Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р:волевая саморегуляция.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация

знаний

На что вы обратили внимание зайдя в класс?

- Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Кому они посвящены?

А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине?

Какие произведения великого русского поэта вам известны?

Можете ли вы прочитать что-нибудь наизусть?

(презентация биографии А.С.Пушкина)

На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина –  поэме   «Руслан  и Людми­ла».

Беседа, дети вспоминают отрывки из произведений

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Прозвучали  новые  слова,  являющееся  литературным  терминами – «поэма»  и  «пролог». Кто  из  вас  знает  значение  этих  слов? (ответы  учащихся)

Для  того,  чтобы разобраться,  что обозначают эти слова, обратимся  к  толковому   словарю С.И. Ожегова.

Учащиеся  находят  определения  в  словаре:

      Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

      Пролог – вступительная  часть  литературного,  театрального  или музыкального   произведения.

Поэму «Руслан  и Людми­ла» А.С. Пушкин написал в 1820 году в возрасте 21 года. Как же в таком молодом возрасте  ему удалось создать такое крупное, значимое литературное произведение? Конечно, истоки таланта нужно искать в детстве поэта.

- Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

Для чего вам это нужно?

Определяют тему урока, ставят задачи

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.

Работа с текстом

1.Первичное восприятие (запись)

Чтение текста пролога к поэме «Руслан и Людмила», проверка первичного восприятия

Чтение  «Пролога» народной артисткой России А.Френлих

- Понравился ли вам отрывок?

- Что понравилось?

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение

Слушание произведения, делятся впечатлениями

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

Чтение про себя.

Сейчас мы будем исследователями

Словарная работа

В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам. Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов

Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

   (слайд)

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

Пленяет – берёт а плен.

Поведаю – расскажу.

Самостоятельное чтение и выделение непонятных слов

Работают над словарными словами

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Работа с текстом после повторного чтения

Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Слайд

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

 

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? . Первая состоит из шести строк)

Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно

- что изобразил поэт в этой части

О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)

-нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка?

Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

- Прочитайте вторую часть. (Читают вслух)

- Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).

- Какие сказочные герои повстречались?

Физминутка

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

6.Работа с иллюстрацией в учебнике.

Работа в группе

Как летописцы этого чудесного местечка «Лукоморье» запишите или зарисуйте все чудеса, которые описал поэт.

Ответы на вопросы

Работа в группе

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Работа с текстом после чтения

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?( добавляю картинку)

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве? (картинка)

Русальная неделя

- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку? ( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем они появляются? Что они охраняют? ( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитай.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

- Прочти следующую строку.

- Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом


 

- Прочитайте строки, подчёркнутые.

- На что похожи ?(на концовку в русских народных сказках)

- Можно ли мёд пить? (в переносном значении наслаждаться прелестью сказки)

Самостоятельное чтение последних шести строк.

- Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)

          Под ним сидел, и кот ученый

          Свои мне сказки говорил.  


 

VII. Выразительное чтение учащимися отрывка

- Будем учиться выразительно читать отрывок из поэмы.

- Что значит читать выразительно?(Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать, соблюдать интонацию, темп, паузы, логическое ударение).

-Какую выберем интонацию? (таинственную, волшебную)

- Каким должно быть чтение этого произведения? ( напевно, плавно)

Чтение вслух.

беседа

Выразительное чтение учащимися отрывка

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач

Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу.

-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

Прикрыли книжки.

-Кто какие строчки запомнил?

-Мысленно оцените свою работу на уроке.

На партах у вас лежат скрепки (жёлтый, зелёный, синий).

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их .

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

- У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина

В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.

Учитель читает стихотворение наизусть:

Вы подарили нам царевну,

Что спит спокойно вечным сном.

И море синее и пену…

И рыбку золотую в нем.

И три девицы пряжу пряли…

По морю плавал царь Гвидон.

А поп с Балдою выясняли,

Кому и как менять закон…

Мы с детства знаем сказки эти,

Они нам дороги всегда.

Вы нам оставили в наследство

Любовь друзей и злость врагов,

И изумительное средство

Познанья вечного стихов.

 

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Домашнее задание

Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», постарайтесь в интонации  передать свое видение этого волшебного места.

Подготовьте небольшое сообщение о некоторых фактах из биографии А.С. Пушкина, которые показались вам наиболее интересными.

Нарисовать чудо

 

Р: волевая саморегуляция.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»

Комментарии (1)

Елена Владимировна, 24.03.17 в 12:40 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.