12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чувилкина Елена Юрьевна84
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Урок литературного чтения в 1 классе.

Составила: учитель начальных классов ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа Чувилкина Елена Юрьевна

Класс: 1

УМК: Начальная школа ХХI века

Учебный предмет: Литературное чтение (Слушание).

Тема урока: Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».

Цели урока: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения, активизировать учащихся и вовлечь их в процесс анализа художественного текста.

Формирование УУД:

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь.

Регулятивные: формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей; способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать; оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: ОНЗ.

Оборудование: Книги Э. Успенского, текст стихотворения «Если был бы я девчонкой», пазлы «Герои книг Э. Успенского», презентация.



Ход урока:

1. Приветствие.

- Урок начинается под звуки мелодии к мультипликационному фильму «Каникулы в Простоквашино».

- Замечательная мелодия. Кто её узнал? (дети поднимают руки)

- Но пока пусть это будет тайной! Сегодня нам предстоит открыть много тайн, и это мелодия вам в этом поможет.


2. Актуализация знаний.

Работа в группах. (Слайд)

Повторяем правила работы в группе.

Каждая группа выполняет задания, помещённые в файлы (пазлы «Герои книг Э. Успенского) – собирает изображение героев. Пять групп собирают изображения Кота Матроскина, почтальона Печкина, Шарика, мамы и папы Дяди Фёдора.

- Назовите героев, которых вам удалось собрать.

- Что объединяет всех этих героев? (Все они герои одного мультфильма.)

- Догадались, почему в начале урока звучала мелодия из этого мультфильма? (Слайд)

- Кого не хватает на этом слайде? (Дяди Фёдора). (Слайд)

- Это герои не только одного мультфильма, но и одного литературного произведения. Кто знает, как оно называется это произведение? («Дядя Фёдор, пёс и Кот»)

Слайд: Хорошо жить в деревне: речка, лес рядом, хочешь грибы собирай, хочешь картошку на огороде окучивай. И животных можно сколько угодно заводить: места всем хватит и никто не скажет, что от кота пользы нет, а у собаки лапы грязные. В деревне от всех польза есть. Вот один мальчик взял да и уехал от родителей в Простоквашино. И кота прихватил. А пёс сам приблудился. И стали они жить-поживать да добра наживать…

Следующие две группы собрали изображения Шопокляк и Крокодила Гены.

- Что объединяет этих героев? (Все они герои одного мультфильма.) (Слайд)

- Кого не хватает на этом слайде? (Главного героя – Чебурашки.) (Слайд)

Ещё две группы собрали изображения Колобков, Веры и Анфисы.(Слайд)

- Что объединяет всех персонажей?

- Объединяет всех этих героев один замечательный человек, писатель, человек, который придумал всех этих героев – Эдуард Николаевич Успенский.


3. Определение темы и целей урока.

- Кто догалался, чьи произведения мы сегодня будем читать? (произведения Э. Успенского)


4. Знакомство с жизнью и творчеством Э. Успенского.

Слайд:

- «Моя работа – это постоянный праздник!», - говорит Эдуард Николаевич. Но жизнь Успенского не всегда была праздником.

Слайд: «В моей памяти очень смутно сохранилось детство. Помню свой детский сад на берегу озера… Игрушек у нас не было никаких, совсем. Я помню, мы шли однажды всем своим детским садом и нашли одну настоящую игрушку – игрушечный автомобильчик. О, это был праздник нашего детства! Потом, уже ближе к 1944 году, стали приходить к нам в садик замечательно красивые подарки с фронта – немецкие трофейные игрушки. Солдаты понимали, что у нас ничего нет, вот и присылали…».

Слайд: «Из вкусного съестного мало что помню, разве что кусочек хлеба, максимум какой-то пряник. Если тебе давали кусок черного или белого хлеба, посыпанный сахаром, - это было самым вкусным… Голодали все».

Слайд: Но дома была у маленького Эдика игрушка плюшевая: уши большие, нос пуговкой. Не поймешь – не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.

Когда Эдик был несмышленым ребенком, он с этим зверем играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого друга.

Рассказ учителя:

Другие дела у человека появились: нужно было с ребятами во дворе побегать.

Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. Нет, Эдик не собирался всю жизнь оставаться двоечником. Глубоко в душе он мечтал стать академиком. Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался взяться за ум – с понедельника начать хорошо учиться. Но все как-то не получалось.

«Выручил» Успенского случай. Как-то раз Эдик не очень обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате, попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут-то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как он из обычного плохого ученика быстро попадет в двоечники экстра-класса. И это окажется навсегда.

Эдик упросил родителей принести себе книги и, к удивлению окружающих, начал заниматься.

Выйдя из больницы, он вернулся в школу совсем другим учеником, лучше всего мальчику удавалась математика. По окончанию школы у Эдуарда было уже немало наград за победу в городских, районных и даже всесоюзных олимпиадах.

Окончив школу, Эдуард Успенский поступил в Московский авиационный институт и успешно его закончил.

Три года проработал он по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и … стал взрослым юмористом. А потом быстро превратился в детского писателя… Помог ему в этом, как водится, случай.

Однажды летом работал Успенский в детском лагере. И по вечерам читал детям разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки дети слушать не хотели. И Успенскому уже ничего не оставалось, как, не задумываясь, начать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Вспомнился странный зверёк с большими ушами – друг детства…

И начал Эдуард Николаевич рассказывать свою знаменитую сказку…

История про крокодила и Чебурашку очень понравилась слушателям. Книжку напечатали, а потом издали и другое, не менее знаменитое произведение, - «Дядя Федор, пес и кот». А потом и многое - многие другие.

Успенский продолжал писать и вести передачи на радио и телевидении. Он является создателем такой известной вам передачи как «Спокойной ночи, малыши!»

Даже в свои почти 80 лет он все такой же активный: пишет новые книги, ведет передачи… А еще ему по сей день приносят мешки писем с теплыми словами благодарности.

Слайд: «Спасибо вам за ваши книжки, мой ребенок по ним научился читать!»



5. Слушание произведения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

- Действительно, многие дети научились читать по книгам Эдуарда Успенского. И вы сегодня тоже будете читать произведение Успенского, но сначала вы послушаете образец чтения и одновременно посмотрите иллюстрации к произведению замечательного художника – иллюстратора Е. Гладикова.

- А какого художника называют иллюстратором? (ответы детей)

На слайдах произведение Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»:

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.



Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.



Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок.



- Понравилось ли вам произведение?

- Определите его жанр.



6. Анализ произведения.

Слайд: вопросы по содержанию текста:

- Согласны ли вы с мальчиком, что помогать маме можно только девчонкам?

- Что из того, о чем мечтал мальчик, он может сделать?

- Расскажите, как вы помогаете маме?

- Какое настроение вызывает эти стихотворение? Почему?

- Как автор относится к своему герою?



7. Физминутка – иллюстрация произведения.

- Понравились ли вам иллюстрации художника Е. Гладикова?

- Предлагаю вам тоже проиллюстрировать стихотворение Э. Успенского, но вам не понадобятся карандаши и краски! Иллюстрировать стихотворение вы будете своими движениями: постарайтесь показать всё то, что мальчик собирался делать, помогая маме, если бы был девчонкой.

(Учитель читаем произведение, дети «иллюстрируют» его движениями.)


8. Чтение произведения.

- Перед вами листы с текстом стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». Вы уже послушали это произведение. Предлагаю вам самостоятельно поработать над чтением этого стихотворения.

( Дети самостоятельно читают в течение 2-3 минут. Затем 1-2 хорошо читающих ученика читают произведение вслух.)


9. Слушание произведения Э. Успенского «Память».

- Предлагаю вам послушать ещё одно стихотворение Успенского. Называется оно «Память».

- После слушания ответьте на вопрос: почему стихотворение получило такое название?

Слайд:

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

"Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне".

- Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне...

-Ехал кактус на окне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне...

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?


10. Анализ произведения.

Слайд:

- Объясните название стихотворения?

- Чем хвастался малыш?

- Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку?

- Попробуй быстро и правильно повторить четверостишие про Ваню? (Дети пробуют повторить предложение из стихотворения.)


11. Рефлексия.

- С произведениями какого писателя вы сегодня познакомились?

- Какие произведения этого автора вы читали и раньше, а какие узнали только сегодня?

- Что вам понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

- Закончить нашу работу я хочу словами самого Эдуарда Николаевича Успенского:

Слайд: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг»

- Очень скоро вы сами сможете это узнать, когда научитесь хорошо читать и сами прочитаете тысячу книг!



6



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.