Конспект урока на тему «Литературное чтение» (3 класс)
Учитель начальных классов
ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказа РСО-Алания
Чувилкина Елена Юрьевна
Урок: Литературное чтение.
Тема: Технология ТРИЗ. Загадки.
Цели: познакомить детей с технологией ТРИЗ (технология решения изобретательских задач); научить конструировать загадки; формировать УУД.
Оборудование: презентация; схема конструирования загадки.
Ход урока:
Организационное начало.
Определение темы и целей урока.
(Слайд 1)
- ТРИЗ. Дадим расшифровку этого понятия – теория решения изобретательских задач.
- Когда-то давно люди придумывали разные новые вещи и считали, что изобретательство, творчество идёт откуда-то свыше и дано не всем. Но однажды один учёный, Генрих СауловичАльтшуллер, изучив жизнь многих изобретателей, смог создать такую систему, по которой можно научить думать, изобретать каждого человека.
(Слайд 2)
- На нашем уроке мы поставим перед собой две цели:
1. Познакомимся с этой технологией, называется она ТРИЗ;
2. Попробуем что-то изобрести. Так как у нас урок литературного чтения, подумайте, что можно изобрести, сконструировать в этой области? (рассказ, сказку, загадку…)(Слайды 3, 4)
3. Работа над темой.
- Пока мы с вами сидим здесь и общаемся, в мире постоянно что-то изобретают: например, космические корабли, на которых люди смогут полететь к звёздам; роботов, которые будут помогать людям. На многих производствах роботы уже заменили человека. Роботы умеют собирать машины, натирать в доме пол, даже играть в футбол. (Слайды 5, 6, 7)
- Да, со временем какую-то работу за людей будут выполнять роботы. А есть ли что-то, где робот не сможет заменить человека? (Семья, друзья, творчество, создание, придумывание новых вещей.)
- Умение думать – это очень важный навык, не подвластный роботам. (Слайд 8)
- То есть человеку остаётся хорошо думать, что-то созидать, изобретать, придумывать. А для этого нужно тренировать мозг. (Слайд 9)
- «Умный» - это что-то значит. Вот у вас есть умный приятель? А как понять, что он умный? Есть какие-то детальки, на которые можно понятие «умный» разложить?(Изобретательность, умение придумывать новые идеи, решение сложных задач, развитое воображение.)
- Мы с вами недавно читали повесть «Денис-изобретатель» Геннадия Иванова. Можно ли назвать Дениса умным человеком? Докажите. (Денис много знает, он придумывает, как использовать обычные вещи в нестандартных ситуациях.)(Слайд 10)
- У Дениса не только хорошие знания в разных областях, но и хорошо развито воображение. Великий учёный Альберт Энштейн говорил, что воображение даже важнее, чем знания, потому что знания конечны, а воображение бесконечно и помогает придумать какие-то новые области. (Слайд 11)
- Итак, что такое мышление? (Слайд 12)
Мышление:
- воображение;
- умение решать задачи;
- знания;
- знакомство с тем, как жили и работали изобретатели.
- Если есть у человека знания, то это хорошая база, основа, на которой он может размышлять и изобретать. Но никто насильно вам в голову поместить знания не сможет, получение знаний зависит от вас самих.
- Почему важно знакомиться с жизнью и творчеством великих людей, великих творцов? Потому что у этих людей есть, чему поучиться. Кто-то из них не сдавался, когда было трудно, кто-то из безвыходной ситуации смог найти решение.
- А что вы можете тренировать, развивать в себе сами? (Воображение; можем тренироваться решать задачи; можем получать знания.)
- ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Сегодня мы будем изобретать, придумывать загадки. Но это дело непростое. Для этого нам необходимо одно умение – умение находить признаки, которые есть у предметов, и умение с этими признаками работать.
- Что можно рассказать о мышатах на слайде, на какие признаки обратить внимание? (Размер, окраска, какие ушки, зубки, хвост и т.д.) (Слайд 13)
- Сейчас мы выполним одно простое упражнение: возьмите в руки любой карандаш и назовите его признаки, расскажите о нём. (Красный, синий, длинный, из дерева, острый, можно писать, можно рисовать и т.д.)
- Для выделения признаков у нас есть помощники. Этих помощников у нас не так мало. Попробуем их выделить.(Слайд 14)
1). «Можно писать, рисовать, можно точить, сломать…» Откуда вы это знаете? Это ваш опыт, ваши знания: опыт собственный или прочитали в книге, кто-то рассказал. Первый помощник – опыт. (Слайд15)
2). То, что карандаш красный, синий, длинный. Это вы откуда знаете? (Видим) Второй помощник – зрение.(Слайд 16)
3). То, что звук бывает определённый, если карандаш сломать, уронить? (Слышим) Мы явно отличим звук падения карандаша от звука падения, например, книги. Третий помощник – слух.(Слайд 17)
4). А если понюхать? Мой карандаш, например, пахнет деревом. (Нюх, обоняние) (Слайд 18)
5). Что мы можем узнать о карандаше при помощи прикосновения? (Вес, температура) Пятый помощник – осязание. (Слайд 19)
6). Шестой помощник – орган вкуса. Карандаш невкусный. (Слайд 20)
- Зачем нужно знать признаки? Знание признаков – это ключик к решению многих изобретательских задач, придумыванию загадок и других интересных вещей, потому что у каждого признака есть противоположный признак. (Слайд 21)
- Противоположные признаки создают такое понятие, как противоречие (Слайд 22):
Противоречие
горячий - холодный
мокрый – сухой
большой – маленький
- А теперь попробуйте выполнить такое сложное задание: попробуйте назвать такие предметы, в которых разрешается противоречие; назовите, например, такой предмет, который может быть и большим, и маленьким, но это один и тот же предмет. (Воздушный шарик)
- Желание разрешить противоречие приводит людей к придумыванию разных изобретений. Например, велосипед должен быть большим, чтобы на нём было удобно ездить, и маленьким, чтобы его было удобно хранить. И кто-то изобрёл складной велосипед. (Слайд 23)
- Резиновые сапоги – мокрые снаружи, сухие внутри; мороженое в рожке или на палочке – тёплое снаружи, холодное внутри. (Слайды 24, 25)
- Итак, учимся сочинять загадки. Но сначала поработаем с хорошо известными загадками. (Слайд 26)
На окошке,
А не кошка.
Не возьмёшься,
А не ёж.
- Чтобы сочинять загадки нам понадобиться то, о чём мы сегодня говорили – знание разных признаков предметов, о которых вы будете сочинять загадки. В этой загадке можно анализировать, что может находиться на окошке, но не кошка; что колючее – не возьмёшься, но не ёж. По этим признакам мы отгадали, что это кактус. (Слайд 27)
- Следующая загадка (Слайд 28):
Что за здание такое?
С виду очень небольшое,
Но такой все дни подряд
Излучает аромат,
Что его и стар, и мал
Слышат даже за квартал.
- Вариант ответа чётко не определяется. Есть несколько вариантов отгадки: пекарня, парфюмерный магазин.
- Следующая загадка (Слайд 29):
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
- Обратите внимание на признаки. Здесь тоже несколько вариантов ответа: ветер, самолёт. (Слайд 30)
- Это очень важный момент, который вам для придумывания загадок нужно учесть: у нас всего два признака и этих двух признаков нам не достаточно, чтобы точно сказать, что это: ветер или самолёт. В этой загадке нам нужен ещё какой-либо признак.
- В следующей загадке у нас признаков больше и отгадать её будет проще.(Слайды 31-32)
Не куст, а с листочками;
Не рубашка, а сшита;
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- И когда вы сейчас будете придумывать загадки, старайтесь, чтобы признаков было не меньше трёх. (Слайд 33)
- Рассказываю схему, по которой можно загадку придумать, сконструировать. (Слайд 34)
- Мы берём какой-нибудь объект – предмет, о котором хотим загадать загадку. Например, арбуз. (Слайд 35)
- Назовите признаки, которые есть у арбуза. (Ответы детей.)
- Давайте возьмём три признака (Слайд 36):
круглый
полосатый
сладкий
- Берём первый признак и думаем, что ещё бывает круглым? (Мяч.)
- Берём второй признак. Что или кто ещё бывает полосатым? (Зебра.)
- Третий признак: что ещё может быть сладким? (Сахар, мёд) (Слайд 37)
- Можно сконструировать загадку:
Круглый, но не мяч,
Полосатый, но не зебра,
Сладкий, но не сахар (мёд).
Работа в группах.
- Теперь попробуйте придумать загадку сами о фрукте или ягоде. (Слайд 38)
- Работать вы будете в малых группах по четыре человека.
Дети вспоминают правила работы в группе, выбирают ученика, который будет записывать идеи. Ориентируясь по схеме учащиеся сочиняют загадки в течение 5-6 минут. Затем слушаем и обсуждаем сконструированные загадки. (Слайд 39)
Рефлексия.
- Ответьте на вопросы (Слайд 40):
Какую цель перед собой ставили?
Достигли этой цели?
Что понравилось на уроке?
Что было трудно?
Домашнее задание (Слайд 41):
- Придумайте новогоднюю загадку и нарисуйте отгадку.
Источники информации:
https://uchi.ru/teachers/webinars?scope=past
https://uchi.ru/teachers/webinars/28
Ковалева Галина Валентиновна