Конспект урока литературного чтения А.П. Чехов «Мальчики» (4 класс)
Тема урока: Антон Павлович Чехов, рассказ «Мальчики»
Класс: 4 класс
Цель урока
Задачи: создать условия для формирования представления о писателе А.П.Чехове, познакомить учащихся с рассказом «Мальчики», анализ произведения.
Образовательные: формирование представления о писателе, знакомство с рассказом «Мальчики».
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать и развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность, организовать работу в парах для формирования коммуникативной компетенции.
Воспитательные: использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ, для развития интереса учащихся к родному языку и учебной деятельности; воспитывать настойчивость при выполнении учебных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: учащие знают кто такой А.П. Чехов, знакомы с рассказом «Мальчики».
Метапредметные: (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)
Познавательные:
1. Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы;
2. Извлечение необходимой информации из учебника;
3. Умение структурировать знания;
4. Умение осознанно и произвольно строить высказывания
Регулятивные:
1. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
2. Адекватно оценивать свои достижения;
3. Регулирование учебной деятельности, направленной на познание предмета;
Коммуникативные:
1. Проявление интереса к общению;
2. Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
3. Управление поведением партнёра
Личностные: интерес к изучению предмета, готовность преодолевать трудности, оценка собственной деятельности на уроке.
Оборудование: компьютер, ИД, доска, учебник
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма орг. учеб деят. (Ф,И,П,Г) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля (взаимоконтр., самоконтр.) |
Мотивационный этап |
Урок литературного чтения. - Сейчас я Вам прочту стихотворение, а вы меня внимательно послушайте.
Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
-Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? |
Ребята приветствуют учителя
Учитель читает стихотворение, а ребята слушают его и отвечают на вопросы. |
Ф |
|
Самоконтроль |
Актуализация знаний |
Прочитайте слово, написанное на доске… Назовите значение этого слова… Ребята, каких писателей вы знаете? Отлично, а теперь обратите внимание на интерактивную доску (на слайде фотография Чехова). Кто-нибудь знает этого знаменитого писателя? Чтобы узнать его по лучше давайте прочтем про него статью. Но сначала сделаем гимнастику (видео на ИКТ). Отлично, у вас на парте лежат листочки, давайте прочтем что там написано. Кто сможет первый прочитать? (Читают по абзацам, там 3 абзаца) О чем говориться в первом абзаце? Что говориться во втором абзаце? О чем у нас третий абзац? Отлично!
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Антона Павловича Чехова. Что бы узнать название этого рассказа, давайте разгадаем загадки. Загадки (На ИКТ): 1.Из прекрасного цветочка Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как крошку звали. 2. Чтобы знаний набираться, Чаще обращайся к ней. Никогда не расставайся, Станешь с ней в сто раз умней. 3. Прямо с полки, за порог… Убежал румяный бок. Укатился наш дружок, Кто же это?… 4. Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был? 5. Кто знает эту сказку с детства, Поймёт, о чём я говорю: Какое транспортное средство Емелю привезло к царю? 6. Плачет серенький зайчишка, Плачет косолапый мишка, Плачут волк и воробей: «Солнце, выходи скорей! Кто же солнце проглотил?» Жадный, толстый … 6. Пуха вместе с Пятачком Пригласил к себе он в дом. Двух друзей сажал за столик Длинноухий, добрый … 7. Про принцессу вам загадка: Ей нужна была кроватка С сотней новеньких матрасов. Говорю вам без прикрас я. Добрая, хорошая Принцесса на… Прочитайте выделенные буквы, какое слово у нас получилось? Сегодня мы с вами будем читать и разбирать рассказ «Мальчики» |
писатель ПИСАТЕЛЬ Человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.
Отвечают: в 1 абзаце говориться про маму Чехова, что она была добрым и отзывчивым человекам. А так же там говориться, что характер писателю достался от мамы. Отвечают: во 2 абзаце говориться про семью писателя, прописывается о том, чем занимались все члены семьи. Отвечают: в 3 абзаце говорится про самого писателя, о том чем до того как стал писать.
Отвечают: Дюймовочка Книга Колобок Медведь Печь Крокодил Кролик Горошине
Отвечают: мальчики
|
Ф |
|
Самоконтроль |
Постановка учебной задачи |
- Ребята, исходя из того, о чем мы говорили, как вы думаете, какая тема нашего урока? - А какие цели мы поставим на наш урок?
|
Отвечают: Тема нашего урока: Рассказ Антона Павловича Чехова «Мальчики» Отвечают: Прочитать и разобрать рассказ Антона Павловича Чехова «Мальчики». |
Ф |
ДО |
Самоконтроль |
Открытие новых знаний |
- Давайте откроем учебник на странице 123. Начнем читать рассказ по цепочке. Начнем с первой парты. И так ребята, мы заметили слово, которое выделено, что надо с ним сделать? Давайте найдем его на листочках, они сегодня будут нашими, мини словариками. Теперь давайте прочитаем это предложение подставляя уже понятие, которое знаем. Какое незнакомое слово мы встретили? Давайте найдем его в словарике. (Башлык показан на ИКТ) Продолжаем читать дальше. Какие слова вам незнакомы в этом предложении? (Показаны на ИКТ) О чем мы прочитали в первом в абзаце? Как можно озаглавить этот абзац? Читаем дальше. Давайте с вами выйдем из-за парт и сделаем физкультминутку. (На икт) Какое новое слово мы встретили?(На икт) О чем мы прочитали в этом абзаце? Как можно озаглавить этот абзац? Читаем дальше. Какое незнакомое слово встретилось ?(На икт) О чем мы прочитали в этом абзаце? Как можем озаглавить этот абзац? Читаем дальше. О чем мы прочитали в этом абзаце? Читаем дальше. Про что этот абзац? Читаем дальше. О чем мы прочитали в этом абзаце? Давайте прочитаем его описание. Читаем дальше. О чем мы прочитали? Читаем дальше. Какое незнакомое слово нам встретилось? О чем мы прочитали в этом абзаце? Читаем дальше. Что говориться в этом абзаце? Ребята, кто сможет мне пересказать ту часть рассказа, которую мы с вами сегодня прочитали?
|
Отвечают: Найти его в словаре. Розвальни- Низкие и широкие сани без сиденья. Башлык- капюшон надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода и дождя» Гимнастическое пальто-связанное пальто Калоши- непромокаемые накладки, надеваемые на обувь. Отвечают: Володя приехал к семье которая его очень ждала. Здесь рассказывается о том как они встречали его, а так же рассказывается во что он был одет. Говориться про погоду. Была холодная зима. Ответ: Приезд Володи к семье. Шаль- большой вязаный или тканый платок. Отвечают: В этом абзаце мы прочитали о том, что Володя оказался не один. Отвечают: незнакомец. Сертюк-это мужское пальто. Отвечают: Мы прочитали о том, что Володя привез с собой товарища, ученика 2 класса. Отвечают: Товарищ Володи. Отвечают: Володя и его товарищ сидели уже в доме. Рассказывается про природу за окном, про солнышко. Отвечают: В этом абзаце мы узнали, что Володя и его товарищ, приехали на рождество к родным. Отвечают: Автор описывает нам товарища Володи. Отвечают: в этом абзаце мы прочитали о том, что Володя по поведению был похож на своего товарища. Он так же постоянно был в раздумьях и почти не разговаривал с родными. Бахрома для елки-это одна из разновидностей «Светового занавеса». Представляет из себя уличную гирлянду. Отвечают: Здесь рассказывается про то, как дети с отцом делали игрушки и гирлянду для елки. Девочки были очень вовлечены в это увлекательное занятие и восхищались цветами которые сделали. Отвечают: Володя вновь не обратил внимание на семью и без каких либо эмоций прошел мимо того, что он любил делать вместе с девочками и начал заниматься с чечевицыным своими делами.
|
ф |
ДО |
Самоконтроль |
Первичное закрепление |
Ребята давайте вспомним, какой была тема нашего урока? Какую цель мы ставили? Достигли ли мы ее? Почему? Какие задания мы выполняли? Чему мы учились в этих заданиях? |
Отвечают на вопросы. |
Ф |
|
Самоконтроль |
Рефлексия |
- Сейчас мы у нас на доске появиться лестница успеха, вам надо будет подойти и показать ту ступень, на который вы сейчас находитесь по вашему мнению
1 ступень - я ничего не понял, мне было не интересно 2 ступень – я понял, но есть затруднения 3 ступень – я все понял, мне было интересно на уроке |
По одному выходя к доске и показывают ту ступень, на которой они находятся по их мнению |
Ф |
ДО |
Самоконтроль |
Багатова Тамила