Конспект урока литературного чтения: М.Ю. Лермонтов, отрывок из стихотворения «Дары Терека» (4 класс)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Разработала учитель начальных классов Аксенова Е.Г.
МБОУ СОШ № 5 г.о. Королёв
2023 г.
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА УРОКА: Михаил Юрьевич Лермонтов. Отрывок из стихотворения «Дары Терека»
ТИП УРОКА: знакомство с новым произведением
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с отрывком из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Дары Терека».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЗАДАЧИ УРОКА):
ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать восприятие чтения, как источника эстетического, нравственного, познавательного опыта; формировать умение использовать различные формы интерпретации содержания художественного текста.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к основам смыслового восприятия художественных текстов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: формировать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ: Учебник Литературное чтение 4 класс УМК «Школа России»
ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: электронная доска
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, целеполагание, эмоциональный настрой).
3.1. Беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре (если встречался ранее и актуален для данного урока), о художественных приемах (если встречались ранее и актуальны для данного урока).
3.2. Словарно-лексическая работа (ее место здесь, а не после прочтения!), речевые разминки.
3.3 Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам), беседа о прогнозируемой тематике чтения. Выявление проблемы и постановка цели урока, план действий.
3.4. Эмоциональный настрой (музыкальный отрывок, «эмоциональный» вопрос)
4. Работа над новым произведением (обогащение читательского опыта, открытие нового знания (опыта), т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).
4.1. Первичный синтез (знакомство с произведением (читает учитель или фонохрестоматия), проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы), определение путей поиска ее решения).
4.2. Анализ. Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.
4.3. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль).
5. Творческая работа по следам прочитанного произведения
6. Рефлексивное подведение итогов урока, д/з
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА (В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ)
1. Организационный момент.
Ученики приветствуют учителя и занимают свои места.
2. Проверка домашнего задания.
На предыдущем занятии закончился большой блок, посвященный А.С. Пушкину, поэтому у класса не будет домашнего задания, которое требует проверки в начале урока. Несколько учеников (3-4) предварительно подготовят свои проекты «Факты о писателе» (интересные факты из биографии М.Ю. Лермонтова) совместно с учителем.
3. Подготовка к восприятию художественного произведения (повторение, актуализация, целеполагание, эмоциональный настрой).
3.1.Беседа об авторе, его произведениях и книгах, о жанре (если встречался ранее и актуален для данного урока), о художественных приемах (если встречались ранее и актуальны для данного урока).
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Ребята в 3 классе на уроках литературного чтения уже познакомились с великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и некоторыми его произведениями. На электронную доску выводится портрет писателя.
Урок начинаем с беседы о том, какие факты из жизни М.Ю. Лермонтова мы помним, какие его произведения мы уже читали.
[Возможно кто-то из учеников вспомнит, что его мать умерла, когда он был совсем маленький, и его воспитывала бабушка, которая очень любила своего внука. Кто-то вспомнит о том, что маленький Миша был очень болезненным мальчиком и бабушка возила его на лечение. Другой ученик, возможно, вспомнит, что он поэт и его стихотворения, которые учили ранее. Кто-то из учеников может вспомнить по портрету, что он был офицером, который умер в молодом возрасте.]
И далее в беседу вступают ученики, которые предварительно подготовили интересные факты из биографии поэта совместно с учителем.
На электронную доску выводится презентация, иллюстрирующая рассказ учеников. 1-ый ученик начинает с портрета писателя и рассказывает о том, что это автопортрет, выполненный акварелью на бумаге. Лермонтов изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме офицера. Данный портрет - это не художественная выдумка поэта, а реальная картина его жизни. Ученик напоминает классу о том, что за стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина на дуэли, Лермонтов был сослан на Кавказ, на войну (этот факт был отражён в учебнике Литературного чтения 3-го класса). Т.е. не только детские годы, когда он с бабушкой ездил на лечение, но и вся жизнь поэта была связала с Кавказом, о котором он писал: «Горы кавказские для меня священны».
Из материалов учебника мы берем отрывок из воспоминаний троюродного брата Лермонтова, в которых говорится о том, что он был очень одаренным и талантливым человеком с детских лет.
В подтверждение слов на доске появляются работы его кисти, связанные именно с воспеваемым в его поэзии Кавказом. Ученик дает краткую информацию о том, что на них изображено.
М.Ю. Лермонтов «Крестовая гора». Картон, масло
М.Ю. Лермонтов «Кавказский вид с Эльбрусом». Масло
2-ой ученик переходит к следующему факту, основанному на материале, предлагаемом учебником. Из воспоминаний троюродного брата Лермонтова об имении в селе Тарханы, где прошло детство Михаила Лермонтова.
На электронной доске появляются снимки Тархан, которые отражают красоту этих мест.
Рассказывается о том, что в настоящее время с. Тарханы переименовано в село Лермонтово, а имение стало Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы».
На экран выводится портрет маленького Лермонтова, который находится в Тарханах. И рассказ снова продолжат воспоминания троюродного брата Лермонтова, в которых он описывает внешность маленького Мишеля.
Портрет М.Ю. Лермонтова с. Тарханы
Далее рассказывается про обучение Михаила Юрьевича в Тарханах. Обучаться наукам Лермонтов начал лет с семи — восьми. Чтобы он охотнее учился и не скучал без сверстников, бабушка пригласила в дом детей родственников и некоторых соседей. Как раз одним из родственников был троюродный брат Лермонтова, отрывки из воспоминаний которого мы сегодня слышим. Помимо таланта к рисованию, Лермонтов играл на скрипке, фортепиано и флейте, прекрасно знал французский и немецкий, а также проявлял особый интерес к истории, мог вылепить из воска сцены исторических сражений. На фотографии представлена классная комната в имении «Тарханы».
3-й ученик возвращается к теме Кавказа и последним месяцами жизни Лермонтова. Он знакомит класс с городом Пятигорском – здравницей Кавказских минеральных вод, куда Лермонтов прибыл на лечение. В Пятигорске сохранился домик в том самом виде, в котором он был, когда в нем поселился поэт. В настоящее время там находится музей Лермонтова.
Поэт занимал самую маленькую комнату с окном в сад. Обстановка в комнате была очень простая: походная солдатская кровать, стол, стулья, шкаф. Жилье было очень скромным. (Комментарий: на фото представлена комната его родственника Столыпина, т.к. в комнате самого Лермонтова создана музейная экспозиция его кабинета в Петербурге, которая не соответствует описываемой обстановки того периода. Экспозицию комнаты Лермонтова, которая представлена в домике, класс может увидеть на страницах учебника).
В Пятигорске на месте, где сейчас установлен памятник Орлу (символу города), раньше протекал лечебный сероводородный источник, в котором Михаил Юрьевич принимал ванны со своими друзьями офицерами прямо под открытым небом на свежем воздухе. Сероводородные ванны способствовали быстрому заживлению ран.
По злой иронии судьбы Лермонтов, как и Пушкин, был убит на дуэли, которая также состоялась в Пятигорске. На предполагаемом месте гибели поэта возведен обелиск в его честь. Именно Кавказ стал тем самым местом, где успокоилась душа поэта. (Комментарий: ученики 4 класса уже довольно сформировавшиеся личности и данный факт не должен оставить их равнодушными к судьбе поэта, а также пробудить в них интерес к обстоятельствам его гибели, кто-то возможно выскажет желание найти информацию и подготовить выступление к следующему уроку).
Комментарий. Такой подбор фактов сделан не случайно, т.к. все произведения поэта окутаны вечной загадкой Кавказских гор и его особой любовью к ним. Чтобы понять его произведения, надо проникнуться атмосферой его жизни. Михаил Юрьевич писал о том, что его окружало. Современному школьнику не очень просто это понять.
3.2. Словарно-лексическая работа (ее место здесь, а не после прочтения!), речевые разминки.
Отрывок стихотворения наполнен названиями географических объектов Кавказа, о которых дети вряд ли что-то знают, но для понимания произведения необходимо с ними познакомиться. Наиболее интересный вариант – предложить игру-разминку «Путешествие-исследование». Из уроков естествознания ученики 4 класса должны уже иметь элементарные навыки ориентирование на карте, поэтому учитель выводит на электронную доску детскую карту России, на которой указаны крупные города нашей страны. Просит детей найти город, название которого содержит слово «Кавказ». Дети читают про себя названия городов и находят город «Владикавказ», кто-то выходит и показывает его на карте. Учитель обращает внимание, что данная местность является горной и напоминает о картинах Лермонтова, которые мы сегодня уже видели.
Далее на доску выводится задание, где с одной стороны указаны природные объекты, а с другой - их названия, нужно правильно сопоставить.
Терек | гора |
Дарьяльское | море |
Каспийское | река |
Казбек | ущелье |
Учитель возвращается к карте, на которой нашли город Владикавказ и просит обратить внимание на море, кто-то из учеников находит первое соответствие «Каспийское море».
Затем учитель выводит на доску более детальную карту Кавказа, где можно рассмотреть другие объекты. На ней ученики видят Терек рядом с обозначением на карте реки и находят второе соответствие «река Терек». Далее видят Казбек и обозначение горы и сопоставляют - «гора Казбек». Остается одно неразгаданное название, «Дарьяльское ущелье».
Учитель выводит на экран картинку этого ущелья, чтобы у учеников возникла ассоциация и появилось представление, как оно выглядит.
Кто-то из учеников заметит, либо учитель попросит обратить внимание, что на карте также отмечен г. Пятигорск, который упоминался в рассказе 3-го ученика и неразрывно связан с именем поэта.
После того, как разобрались с новыми названиями переходим к прогнозу. Но прежде самого прогноза сделаем еще небольшую речевую разминку, основанную на названии произведения.
На доску выводим название произведения, которое будем читать - «Дары Терека». Во время лексического разбора ребята узнали, что Терек – это река. Учитель спрашивает, что же такое «дар» или «дары»? Учитель попросит составить словосочетания или короткие предложения со словом «дар» или «дары» во мн. ч. (речевая разминка). [Ответы могут быть следующими: дары волхвов, дар от Бога, дары природы, поэтический дар, волшебный дар, редкий дар и т.п.] В случае, если мы столкнемся с тем, что ни один ученик не знает, как объяснить значение слова «дар», то учитель сам выводит на экран словосочетания с этим словом, ученики их читают и делают вывод, что оно означает. Затем приводят свои примеры словосочетаний или коротких предложений.
3.3. Прогнозирование содержания произведения (по заглавию, по имени автора, по иллюстрациям и, возможно, по опорным словам), беседа о прогнозируемой тематике чтения. Выявление проблемы и постановка цели урока, план действий.
Возвращаемся к прогнозу. Ученики уже знакомы с Лермонтовым, как с поэтом, поэтому догадаются, что это стихотворение. Иллюстрация в учебнике отсутствует, поэтому прогноз будем делать по заголовку. Учитель спрашивает учеников, как они думают, в каком значении слово «дары» применимо к реке Терек? [Кто-то из учеников скажет – в значении подарка, т.к. у реки не может быть талантов. Ученики начинают рассуждать, что это может быть рыба, как еда, или драгоценные камни, т.е. дары для людей. Возможно это будут какие-то волшебные дары.]
3.4. Эмоциональный настрой («эмоциональный» вопрос)
Подводя итоги рассуждений и догадок класса, учитель задает эмоциональный вопрос: «Почему стихотворение называется «Дары Терека»? Каким оно будет по настроению?»
4. Работа над новым произведением (обогащение читательского опыта, открытие нового знания (опыта), т.е. открытие художественного мира нового произведения, его героев, знакомство с новыми художественными приемами).
4.1. Первичный синтез (знакомство с произведением (читает учитель или фонохрестоматия), проверка первичного восприятия, формулировка «гипотезы смысла» (первичной проблемы), определение путей поиска ее решения).
Учитель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Делает паузу после прочтения.
Затем повторяется эмоциональный вопрос классу: «Почему стихотворение называется «Дары Терека»? Каким оно оказалось по настроению?» [Кто-то из учеников ответит, что стихотворение о Тереке, но о его дарах ничего не сказано, поэтому оно не радостное, а какое-то непонятное. Другие ученики вероятнее всего поддержат, что в стихотворении ничего не сказано о дарах. Кто-то услышит, что Терек обращается к Каспию и о чем-то просит его, но не приносит дары.] Они будут озадачены, почему название и содержание не совсем подходят. Тогда учитель формулирует первичную проблему: «Почему стихотворение так неоднозначно по отношению к заголовку? Почему оно не называется «Река Терек»? Или «Разговор Терека с Каспием»? Почему автор назвал стихотворение именно «Дары Терека»? Для того чтобы ответить на проблемные вопросы, мы переходим к этапу анализа.
Учебник предлагает лишь отрывок стихотворения, поэтому вопросы на фактическое содержания будут лишними.
4.2. Анализ. Перечитывание произведения (читают дети) и его разноплановый анализ (текст/язык + образный мир (герои, события, предметы/вещи, время и пространство) + смысловой и эмоционально-чувственный план) с обязательным выборочным чтением для подтверждения своих высказываний.
Учитель предлагает классу сначала прочитать стихотворение про себя, затем перечитываем вслух по цепочке по четверостишью (сами делим по четыре строчки, т.к. визуально нет разделения) не менее трех раз.
После прочтения учитель предлагает проанализировать каждое четверостишье. Следующий ученик читает первые четыре строчки ещё раз. Учитель просит класс выделить слова, которые привлекут их внимание.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
[Ученики заметят олицетворение Терека с живым существом: Терек воет, его плач и слезы. Обратят внимание на эпитеты: дик и злобен, утёсистых. Поэт рисует нам образ бурной горной реки. Кто-то из учеников заметит сравнение плача с бурей и слёз с брызгами, что добавляет еще более устрашающий вид реке. Данные сравнения скрытые, поэтому являются метафорами. Обратят внимание на рифмующиеся слова «злобен» и «подобен», «громад» и «летят».] Учитель обратит внимание на стоки, в которых находятся рифмующиеся слова – 1 и 3, 2 и 4.
Что представили себе? Какую картину рисуете? [Представляется какое-то дикое страшное животное или невиданное существо, которое готово наброситься на жертву. Или крутую горную реку, очень шумную и быструю, а вокруг ни живой души.]
О чем задумались? [Наверно это река, которая может смыть все на своем пути, к ней лучше не приближаться. Поэт использует столько страшных эпитетов и сравнений, чтобы у нас по кожи мурашки пробежали. А кто-то скажет, а почему поэт говорит о плаче и слезах, может в жизни Терека было что-то грустное, что ранило его.]
Что чувствуете? Какое настроение? [Страх, опасность, трепет, не хотелось бы оказаться рядом с такой рекой. Либо жалость, возможно есть история, которая так обозлила Терек.]
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
А этот отрывок какие чувства вызывает? [Совсем противоположные, чувствуешь спокойствие, мир, радость. Происходит резкая смена настроения. Все, что беспокоило, пугало и устрашало раньше осталось в прошлом. Река же не останавливается на месте, она постоянно течет, изменяется.]
Какие художественные приемы увидели? [Как резко изменился характер реки. Мы видим олицетворения: разбегаясь, принял вид, приветливо ласкаясь. Эпитеты: лукавый. Поэт рисует нам совершенно другого героя, как будто повзрослевшую реку. Если в предыдущем четверостишье кипели страсти, то здесь все резко переменилось, и мы видим приветливый ласковый Терек, который приближается к морю и журчит ему, словно ручеек. Опять обращаем на рифмующиеся слова «разбегаясь» и «ласкаясь», «вид» и «журчит» - все они отражают радость.]
Что представляете? Какую картину рисует ваше воображение? [Широкий простор, луга, поля, спокойная река, много света, вокруг наверно дома людей, и вот Терек приближается к Каспийскому морю. Кроме Терека появился и второй герой - Каспий.]
О чем задумались? [Какой разный характер у горной и степной реки, но все это совмещается в одном Тереке. Когда он был одинок в горах, он был злобен, обижен, воинственен, а как только стал приближаться к Каспию – стал абсолютно другим, ласковым, в ожидании долгожданной встречи.]
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Что представляете? Какую картину рисуете? [Как Терек обращается к Каспию, словно юноша к дедушке, просит приютить его у себя дома, чтобы отдохнуть после долгой дороги. Каспий представляется мудрым седовласым старцем, а Терек – молодым полным сил человеком, но многое повидавшем на своем пути.]
Какие художественные приемы использует автор? [Мы видим олицетворение Каспия со старцем-морем, а противопоставляется ему молодой резвый Терек, который олицетворяется с бывалым человеком: нагулявшийся на просторе, нуждающейся в приюте и отдыхе. Рифмуются «старец-море» и «на просторе», «моей волне» и «пора бы мне» - все сводится к успокоению, отдыху.]
О чем задумались? [Терек прошел долгий путь, наверно это длинная река, которая много повидала на своем пути. Возможно поэт сравнивает путь реки и жизненный путь человека. В молодости энергия бьет ключом, а ближе к зрелости силы угасают, хочется успокоения.]
Что чувствуете? [Усталость Терека, радость долгожданной встречи, успокоения, предчувствия завершения чего-то давно начатого.]
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
О чем задумались? [Терек имел очень дерзкий, воинственный, неуступчивый характер высоко в горах, где он родился. Это сильная и быстрая река. Но ведь все менялось, когда он продолжал течь вниз по течению к Каспию.]
Что видите? [Здесь поэт использует олицетворения: родился и вскормлен грудью облаков, показывая насколько высокая гора Казбек, что она даже выше облаков; спорить был готов – еще раз напоминает о неуступчивом характере горной реки. Эпитет – чуждой. Мы видим, что человек постоянно пытался вмешаться в течение реки, чтобы ее обуздать. Рифмуются «Казбек» и «человек», словно гора Казбек – это отец для Терека.]
Что представляете? [Высокую гору, вершины которой выше облаков, именно там берет свое начало Терек. Эта река очень бурная и быстрая, которая не подчиняется людям.]
Что чувствуете? [Уважение к независимой и сильной реке. Появилось понимание, что в первом четверостишье мы видим Терек таким, каким его видит человек, когда пытается вмешаться в природу, подстроить ее под себя.]
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов, им на славу,
Стадо целое пригнал».
Что видите? Какие приемы? Кто же такие сыны Каспия? Учитель загадывает загадку про морские волны, если не будет предположений у учеников. [Теперь мы видим, что морские волны олицетворяются с сынами Каспия. Все действия Терека олицетворяются с действиями человека: разорил, пригнал. Замечают эпитет родной, который относится к Дарьяльскому ущелью, по которому действительно протекает Терек (это мы обсудили ранее). Стадо валунов, разве большие камни могут выстраиваться стадами? Нет, это метафора. Почему большие камни для морских волн – это забава, игра? Потому что они омывают их прибоем и как бы играют с ними. Рифмуются «в забаву» и «на славу» - возникает игривое настроение; «Дарьял» и «пригнал» - валуны в подарок сынам Каспия Терек пригнал из своего Дарьяльского ущелья.]
Что представляете? [Представляем, как река несет огромные камни своим течением, которые потом омывают волны Каспийского моря. Либо кто-то представит путника Терека, который принес из своего родного дома подарки детям старца Каспия, чтобы всех порадовать своим визитом.]
О чем задумались? [Насколько у Терека сильное и мощное течение, что способно огромные камни нести из горного ущелья до самого Каспийского моря. Может это и есть те дары, о которых говорится в заголовке. Терек приносит дары «стадо валунов» Каспию для его детей (морских волн).]
Что чувствуете? [Радость детей Каспия и самого Каспия, которым должен понравится подарок Терека. Он пришел к своему завершению не с пустыми руками, принес дар, который останется после слияния его и морских вод.]
После детального анализа учитель переходит к моделированию художественного мира стихотворения. Для этого будет снова использована карта Кавказа.
Учитель предлагает классу проследить развитие сюжета стихотворения на карте. Сначала мы видим, как лирический герой дает характеристику Тереку, как горной реке. Просит зачитать отрывок. А потом Терек превращается в степную реку. Учитель просит зачитать отрывок. На карте мы можем видеть, что цифра 1 – это самое начало пути Терека (горная река), а цифра 2 – это уже окончание пути Терека (степная река), где он приближается к Каспию – к концу своего пути. Затем мы видим под цифрой 3, как нынешний Терек обращается к старцу-Каспию и просит принять его воды, которые уже прошли длинный путь и многое повидали на этом пути, в спокойных водах Каспийского моря. Учитель просит зачитать отрывок. Затем Терек вспоминает историю своего рождения, каким он был, когда протекал по горам и горным ущельям. Ученик зачитывает соответствующий отрывок. На карте мы видим под цифрой 4 высокую гору Казбек, где он родился, и где-то в той же местности (на карте не отображено) Дарьяльское ущелье, по которому он протекал, будучи молодой бурной рекой. И наконец обращаемся к последнему четверостишью и смотрим на красную стрелочку и зачитываем отрывок, что он пригнал стадо валунов для забавы сынам Каспия, т.е. о дарах Терека Каспию, чтобы он принял его в своих водах.
А теперь давайте присмотримся внимательнее, что же мы видим? [Возможно найдется ученик, который у доски подытожит описанную модель на карте. Как Терек прошел свой путь от зарождения на вершине горы Казбек через Дарьяльское ущелье, когда был бурной неуступчивой рекой, готовой вечно спорить с желанием человека обуздать его. Затем изменился, когда стал протекать через степи, Терек стал спокойной приветливой рекой. И наконец, подошел к Каспийскому морю, т.е. окончанию своего пути с огромной радостью долгожданной встречи и покоя с заранее подготовленными дарами.]
Теперь переходим к этапу вторичного синтеза. Т.к. учебник предлагает лишь отрывок произведения, то выводы будут сделаны в рамках этого отрывка.
4.3. Вторичный синтез (обобщение по произведению, главная мысль).
Учитель обращается к классу с вопросом: «Какова же главная мысль произведения? Как вы думаете, какую идею хотел донести до нас автор?» [Ученики начинают рассуждать о том, что путь реки олицетворяется с жизненным путем человека. Когда в молодости мы полны сил и неуемного характера, а с возрастом мы становимся более рассудительными, спокойными.] Учитель тогда вновь задает вопрос: «Давайте обратим внимание на название стихотворения «Дары Терека», почему Терек приносит дары Каспию в конце своего пути?» [И тогда кто-то из учеников выскажет предположение, что после смерти человека должно что-то оставаться в дар его наследникам, чтобы он понимал, что жизнь прожита не зря и ему есть что передать новому поколению. Например, как произведения писателей, которые были написаны очень давно, но мы и сейчас их читаем и изучаем, как великий дар. Если в классе есть дети, которые посещают Воскресные школы, то они могут связать это стихотворение с Евангельской притчей о талантах.]
Если самостоятельно ученикам будет сложно высказать свои мысли, то учитель может предложить работу с пословицами:
«И большой реке слава до моря.»
«Жизнь течет быстрой рекой.»
Они натолкнут класс на размышления о смысле жизни. Все приходит к завершению, как река оканчивает свой путь, впадая в море, так и человек умирает. И надо понимать, что останется после нашего ухода. Затем мы поговорим о том, чем понравилось или не понравилось стихотворение? И почему? Учитель попросит зачитать понравившиеся места из стихотворения. [Возможно кто-то удивится насколько точно поэт отразил в строчках реальную картину природы, реки Терека и все что ее окружает, преобразив художественными приемами и образами. Что это не какая-то выдумка, а картина из жизни. Кто-то может удивиться, ну почему такой непонятный дар принес Терек? Да, он реалистичен, но ученик ожидал что-то более сказочное и т.п.]
5. Творческая работа по следам прочитанного произведения (включение новых знаний и опытов в систему имеющегося читательского и творческого опыта).
Учитель может предложить классу следующую творческую работу. Это будет работа в группах (например, по рядам). На экран выводится демонстрация заранее подобранных картинок, которые необходимо расположить согласно развитию сюжета в стихотворении. Не то как в природе, а именно так, как развиваются события в произведении Лермонтова. Каждая группа должна аргументировать свой ответ, почему именно так.
Ниже семь картинок, расположенные в правильном порядке согласно сюжету стихотворения.
6. Рефлексивное подведение итогов урока, д/з
Учитель, подводя итоги урока, просит класс дать оценку нашей сегодняшней работе:
- Что вызвало трудности?
- А что наоборот было легко и понятно?
- Какой вид работы понравился?
Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению отрывка стихотворения наизусть.